Формирование речи через применение метода проектов. (Дидактический материал по русскому языку)
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Шабаева Лилия Васильевна

В настоящее время метод проектов получил широкое распространение в обучении, так как на практике учит школьников выявлять проблему, находить способы её решения, способствует формированию у учащихся способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, критически мыслить, распределять функции и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_metod_proektov.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Шабаева Лилия Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Формирование речи через применение метода проектов.

(Дидактический материал по русскому языку)

Сегодня важное место в повышении качества образовательного процесса отводится применению современных образовательных технологий, в основе которых лежат принципы деятельностного подхода и развивающего обучения. Это позволяет делать процесс обучения увлекательным, добиваться познавательной и творческой активности учащихся, более эффективного использования рабочего времени и снижения доли репродуктивной деятельности учащихся.

 В своей практике стремлюсь применить новые педагогические образовательные технологии, ориентированные не на преподавание, а на процесс познания, не на усвоение готовых знаний, а на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. Формирование универсальных учебных действий строю на основе деятельностного подхода к обучению в процессе сотрудничества как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учит их организовывать свою деятельность, контролировать и давать правильную самооценку своим достижениям (формирует умение учиться). Как и любой учитель, ищу свои пути, использую приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Очень интересен для меня оказался метод проектов.

В настоящее время метод проектов получил широкое распространение в обучении, так как на практике учит школьников выявлять проблему, находить способы её решения, способствует формированию у учащихся способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, критически мыслить, распределять функции и ответственность.

Цель проектной технологии - развитие личности школьников, их познавательных, творческих навыков.

При таком подходе учитель выступает в роли консультанта, координатора, а не источника знаний. Он должен только мотивировать ребят на выполнение определенного проекта. Даже если это слабый ученик, задача учителя – заинтересовать его, вовлечь в работу, используя различные средства и поддержку родителей. Учитель, используя учебный проект, вырабатывает и развивает определённые компетенции обучающегося: целеполагание и планирование деятельности, самоанализ, поиск необходимой информации, её систематизация, презентация готового продукта. Метод проектов предполагает активную, самостоятельную позицию ученика. Учебный проект позволяет ему, используя свои возможности, делать что-то интересное. Это может быть самостоятельная работа или групповая, но обязательно позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Выполнение различных действий направлено на решение интересной проблемы, которую формулируют сами обучающиеся, ставят цели и задачи, а результат этой деятельности имеет прикладное значение, интересен и важен для самих открывателей. Проектная деятельность на уроке позволяет создать атмосферу психологического комфорта. Она играет главную роль в реализации метапредметных связей. Работая над проектом, ученики привлекают факты из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Результаты такой деятельности ребята могут применить как в процессе обучения, так и при решении реальных жизненных проблем.

На уроках русского языка и во внеурочной деятельности использую такие формы проектов: индивидуальный, групповой, коллективный. Среди типов проектов выделяются исследовательский, информационный, творческий и ролевой. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.

 В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов. Годичные. Такие проекты реализуются в течение года. Учащиеся 9 и 10 классов нашей школы самостоятельно выбирают тему проекта и работают над ней во внеурочное время, начиная с определения проблемы до защиты на ученом совете школы и участия в различных конференциях. Так, были представлены такие проекты «Давайте говорить друг другу комплименты», «Социальная реклама на службе у русского языка», «Языковой портрет одноклассника».

Недельные проекты подразумевают сочетание классных форм работы и внеклассных. Обычно в начале изучения большого раздела определяем тему и цели проекта. Промежуточные результаты сообщаются на последующих уроках. Защита всего проекта проходит на уроке обобщения знаний. Например, при изучении сложноподчиненных или бессоюзных сложных предложений ребята знакомятся со смысловыми отношениями, знаками препинания между частями такого предложения. На первом уроке они получают задание составить дидактический материал по этой теме, взяв за основу любимое произведение. В течение недели учащиеся работали со сборником «Записки охотника». На уроках обобщения темы были представлены проекты «Бессоюзные сложные предложения в творчестве И.С. Тургенева».  

 Краткосрочный - 2-3 урока. В своей педагогической практике при обучении русскому языку я часто использую краткосрочные проекты. Небольшая проблема рассматривается в течение 2- 3 уроков. На первом уроке, как правило, определяется проблема, состав групп, заданий, собирается информация. Учитель может только подсказать источники информации или направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. На следующем анализируется собранная информация, определяется продукт проекта и как он будет представлен. В результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания порой из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. На заключительном уроке проводятся презентация, обсуждение и оценивание проекта. На уроках русского языка можно использовать следующие формы презентаций: конспект, буклет, газета, журнал, кроссворд.

Еще одним эффективным видом проекта является мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, различный дидактический материал, выполняют комплексный анализ текста, составляют синквейны, оформляют ментальные карты, газеты, инсценируют басни, эпизоды, пишут сочинения — миниатюры. Такие проекты предполагают активное мышление и быстрый результат. Проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности. Такая работа интересна и учащимся, и учителю, так как эффективна и результативна. Начинаю знакомить с исследовательской деятельностью уже в 5 классе. Ребята выполняют сначала простые задания по составлению книг с пословицами, сочиняют загадки. Инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса.

 На обычных уроках русского языка мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Снижение речевой культуры, изменения в речевом общении обучающихся — виртуализация общения, утрата значимости чтения, невысокая читательская активность, несформированная культура пользования словарями и справочниками в конечном результате ведет к необходимости добиваться значительного продвижения в функциональной грамотности. Применение активных методов обучения на уроках русского языка позволяет нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок, ученик научится самостоятельно учиться. Большую часть заданий учащиеся выполняют самостоятельно или в группах, на уроках защищают исследовательские и проектные работ. Так, в результате проведенного в классе диспута «Что значит бережно относиться к языку?» были составлены памятки «Как беречь родной язык». При изучении русского языка реализуются межпредметные связи с уроками литературы, иностранного языка, истории, географии, обществознания, информатики и других предметов. Очень интересны для ребят темы: «Какому русскому выражению соответствует немецкое», «Что означают корни исконно русских имён?», «Почему русских князей называют великими?» Другие примерные задания для творческих мини-проектов в классе:

 1.Написать свой сценарий урока «Повторение пройденного по теме «Сложносочиненное предложение». 9 класс. Групповой проект.

 2. Создать проекты-рисунки «Омонимы» по разделу «Лексика». 5-6 класс. Индивидуальный проект

 3. Создать кроссворд по теме «Средства художественной выразительности» (на примере стихотворений разных авторов, которые заранее подбирает учитель или группа учащихся). 5-6 классы. Парный или групповой (до 4 человек)

4. Создать ребус по теме «Части речи». 5-6 классы. Групповой / парный/индивидуальный проект (по желанию учащихся).

 5.Написать рассказ с использованием фразеологизмов, 6 класс Индивидуальный проект/ групповой/парный (по желанию учащихся).

 6. Создание текстов разных жанров по теме «Числительное» (сказку, рассказ).6 класс. Индивидуальный/ групповой/парный (по желанию учащихся).

 7. Создать рекламу частей речи (существительного, прилагательного, глагола). 6 класс. Групповой проект. Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность».                      Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. В своей практике использую несколько таких форм урока: практикум, викторина, исследования, экскурсия. Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя». При подготовке к урокам я поняла, что уроки русского языка дают возможность проявить фантазию. Разнообразные упражнения и творческие задания позволяют поддерживать на уроке живой интерес ребят к предлагаемой тематике, а оригинальные творческие задания – раскрыть их личностный потенциал.

Одним из таких заданий может быть "Синквейн", который используется на заключительном этапе урока и является одним из любимых у детей. Избираемые темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся.

В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен для старшеклассников, которые работают индивидуально. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Иначе обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста. Очень интересными в этом плане оказались проекты «Буква Ё исчезает: правда или миф?» и «Типичные ошибки в речи учащихся нашей школы». Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей. Она способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности. Детям на уроках предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Темы проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, сценарий, презентация, компьютерная газета).

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе группы, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, развивая все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности. Результативность Использование технологии проектной деятельности способствует повышению интереса школьников к изучению учебных предметов, активизации образовательной деятельности, повышению мотивации к изучению учебного предмета, творческому развитию, формированию коммуникативных умений и навыков, соединению теории с практикой, проявлению творческой активности, что ведёт к повышению качества образования.

 Итак, проектная исследовательская деятельность направлена на языковую и лингвистическую компетенции, то есть формирование способности учащихся к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Также исследовательские проекты обеспечивают развитие способности у обучающихся к самопознанию, саморазвитию, самоопределению; способствуют формированию навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; навыков коммуникации; сотрудничества; самоорганизации; рефлексии.

Таким образом, метод проекта может быть использован на любых уроках. Он формирует большое количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. Метод проектов помогает в интересной и нескучной форме проводить уроки русского языка.

Литература

1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9872/ 

2. proektnoe_obuchenie_na_urokah_russkogo_yazyka.pdf (mskobr.ru)

3. Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературы. От теории к практике | Статья в сборнике международной научной конференции (moluch.ru)

4. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004 Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektovdzhon-dyui


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения...