Урок родной литературы в 9 классе Тема «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»
план-конспект урока (9 класс)

Баздырева Наталья Викторовна

Данный урок расчитан на формирование читательской граммотности

через сопоставительный анализ текстов русских классиков и современных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_bunin_krasavitsa.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  родной литературы в 9 классе

Тема «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла  рассказа

И. Бунина «Красавица»

           Цель: формирование читательской грамотности через сопоставительный анализ рассказа И. Бунина «Красавица» с другими произведениями.

Задачи:

1. Создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

 2. Развивать умение сравнивать, обобщать полученную информацию, учить понимать смысл поступков персонажей, видеть взаимосвязь событий и характеров;

 3. Воспитывать общечеловеческие ценности, интерес к чтению классической литературы

           Планируемые результаты

      Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием различных источников информации.

      Метапредметные

Познавательные: совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты  текста и строить речевое высказывание.

      Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

      Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.

      Предметные:

     В познавательной сфере:умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев  произведении

     В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,  понимание авторской позиции и соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев ,определение актуальности произведения для читателей разных поколений.

     В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).

     В эстетической сфере: выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции

       Оборудование: презентация, рассказ А. Бунина «Красавица», отрывки  из произведений А. С. Пушкина, М. Шолохова, притча Е. Понкратовой.

Ход мастер-класса

1.Мотивация

Учитель:-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке родной литературы. Я уверена, что он обогатит вас духовно. Я хочу, чтобы вы проявили и показали себя с лучшей стороны. Я приглашаю вас на откровенный разговор.  Ребята, рассуждая по поводу прочитанного, помните, что литература действует на каждого из нас сугубо индивидуально,  поэтому с уважением относитесь к различным точкам зрения.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы обратимся  к русской  классике- особенной классике, имеющей собственный колорит. Чем глубже погружаешься в неё, тем интереснее она становится. Ребята, общеизвестно, что уроки литературы -это уроки жизни. Сегодня мы будем рассуждать об общечеловеческих ценностях ,сеять вечное, доброе .Я хочу вас предостеречь от жизненных ошибок, будьте внимательны, вникайте в каждое слово.

3.Стадия вызова      

 Учитель: -Посмотрите на экран. Прочтите данное высказывание.

Ученик :-Всё познаётся в сравнении

 Учитель:-Это крылатое выражение принадлежит французскому философу Рене Декарту. Как вы его понимаете?

Ученик:-.Лучшие и худшие свойства, признаки, качества познаются в сопоставлении с чем-то или с кем-то.

Учитель:  -Хорошо. Возможно, у кого-то есть предположение, о чём мы будем рассуждать на уроке?  

Ученик: - Мы будем проводить сравнительный анализ

Учитель- Правильно. Мы сегодня будем изучать произведение одного из лауреатов Нобелевской премии по литературе. Выберите из предложенных классиков того, кто удостоился этой престижной награды.

1.А.Куприн  2 И. Бунин  3 В.Распутин  4. Б.Васильев  5.Ю.Бондарев

 Ученик: - Лауреат Нобелевской премии - И. Бунин

      Учитель- Ребята, мы продолжим изучать творчество Ивана Алексеевича Бунина.  Рассказ, с которым нас предстоит познакомиться, написан им в 1940 году. Его по праву можно причислить к шедеврам бунинской прозы. Запишите тему урока «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла  рассказа И. Бунина «Красавица»

Учитель - Сформулируйте цель урока.

Ученик: - Цель нашего урока – выявить главную идею произведения  посредством сравнительного анализа.

      Учитель читает рассказ( на парте лежат тексты)

      Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

     И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.                                                                          

    И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

4.Стадия осмысления.

Учитель: - Какое впечатление произвела на вас «красавица»?

Ученик: -Она вызвала отвращение.

Учитель: - Опишите главную героиню.

Ученик: - Красивая, молоденькая, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета.

Учитель: -Это внешние данные. А на что ещё обращает внимание писатель?

Ученик: - Она знала себе цену.

Учитель: - Каково значение этого фразеологизма?

Ученик: - Такой человек по достоинству оценивает себя.

Учитель: - Какие же у неё были достоинства?

Ученик: - Внешняя красота, да и только.

Учитель: - С позиции моего жизненного опыта я могу сказать, что люди, знающие себе цену, часто бывают самонадеянными, беспринципными и бездушными. Найдите в тексте слова, подтверждающие мою мысль.

Ученик: -Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.                                                                          

Учитель: - Каким образом она превратила ласкового, весёлого мальчика в забитое существо?

      Ученик: - Перевела спать из отцовской спальни на диванчик, потом поместила на пол, не наводила порядок, поэтому мальчику приходилось самому прибирать и стелить постельку.

Учитель: -Я хочу ввести новый  для вас литературоведческий термин. Откройте тетрадь и запишите. Оксюморон –остроумное сопоставление противоречащих понятий, пародокс.

Учитель:-В нашем рассказе встречается данный троп. Найдите его.

Ученик:- Она спокойно возненавидела его.

Учитель: . Какова его роль?

Ученик: - Она не рукоприкладствовала, не унижала мальчика, но её искусно  выбранный метод- страшное равнодушие- сыграл роковую роль: ребёнок боялся сказать слова, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме

     Учитель: - Найдите ключевые слова, помогающие понять глубину жизненной       трагедии ребёнка.

Ученик:- И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день.

    Учитель: - Ребята, красавица искалечила жизнь ребёнку, убив всё живое в нём. Вы согласны со мной?

Ученик:-  Да Даже самые идеальные черты лица не смогут скрыть душевной пустоты, которая в конце концов отталкивает людей..  Настоящая красота-внутренняя, она идёт от всего сердца, в котором живет любовь.

Учитель:-Внимание ! На экран. - Кому принадлежат эти слова? Как называется это произведение?

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива

Ученик: -Эти строчки из пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Учитель: - Как этот отрывок связан с нашей темой?

Ученик: - Он имеет непосредственное отношение к главной идее рассказа Бунина «Красавица». И в сказке, и в рассказе схожи сюжеты: царь и чиновник женились во второй раз на бездушных красавицах.

Учитель: - В чём заключается различие в изображении образа царицы и красавицы?

Ученик: - Пушкин прямо и открыто заявляет об отрицательных качествах своей героини, (горда, ломлива, своенравна и ревнива), в то время как Бунин даёт возможность нам, читателям, исследовать самостоятельно внутренний мир персонажа.

Учитель: - В чём заключается сходство в изображении главных героинь?

Ученик : - Внешне привлекательные  люди бывают отвратительны, если они лишены внутренней красоты.

Учитель: - Да, в своих произведениях и Пушкин, и Бунин показывают несоответствие внешней и внутренней красоты.

 Учитель:-_А  сейчас прочтите эпизод из рассказа «Судьба человека» (выведено на экране)

    На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.
    Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».
   Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
      Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»

Учитель: - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Вани?

Ученик: - Война искалечила их судьбы, отняла самое дорогое – родных людей.

Учитель: - Почему же ребёнок доверился незнакомому человеку?

Ученик: - Дети очень чувствительны, они льнут к тем, у кого в сердце горит огонь доброты.

Учитель: - Соотнесите этот эпизод с рассказом И. Бунина «Красавица». Сравните поведение женщины и мужчины, рядом с которыми оказались чужие дети.

1 ученик: - В рассказе Бунина главная героиня красива внешне, но убога внутренне, она бессердечна, в ней отсутствует человечность.

2 ученик : - А Андрей Соколов не обладал привлекательной внешностью, он обычный, такой, как многие, но Андрей Соколов в нечеловеческих условиях смог сохранить самое драгоценное – живую душу, способную дарить тепло, радость, заботу и любовь.

Учитель: - А сейчас я вам предлагаю прочитать притчу современной поэтессы Елены Понкратовой «О внешней и внутренней красоте» 

–  Скажи, кума, –  сказала мышь соседке.
Вот ты – стара и зубы стали редки,
И хвост облез, и шёрстка не блестит.
Со всех сторон – обычный, серый вид.
Ну почему, тебя все уважают
И даже, красотою наделяют?
Так в чём, ты мне ответь, твоя краса?
Морщины и седые волоса!
А я – и пудрю свой прелестный носик,
И украшаю ярким бантом хвостик.
Да и сама собою неплоха –
Смотри, какие броские меха!
Меня ж никто красоткой не зовёт.
Лишь кралей, если очень повезёт.
За что, скажи, тебе такая милость,
И есть ли в этом мире справедливость?
Неужто возле нас одни слепцы?
Иль, может быть, невежды и глупцы?
– Голубушка, –  соседка отвечает.
Меня  мой возраст вовсе не смущает.
Хоть внешней красотой я не блещу,
Зато не злюсь, на ближних не ропщу
И каждому стараюсь помогать.
А все обиды сразу забывать.
      Не тот хорош, кто мордочкой смазлив,
   А тот  – кто сердцем  светел и учтив.

5.Самостоятельная работа.

Учитель:-Ответьте на вопрос: « Как эта притча связана с темой нашего урока?»

(учитель выслушивает мнения обучающихся_)

Учитель:- Да,в данной притче речь идёт о внешней и внутренней красоте. Истинная красота- душевная красота, идущая  от сердца. Красота без души, без внутреннего огня и любви- это ничто, это самообман.

Учитель:-Ребята, сегодня на уроке мы рассуждали о внешней и внутренней красоте. Посмотрите на экран. Что вы можете сказать?

  1. А. С. Пушкин – 19 век.
  2. И. Бунин, М. Шолохов – 20 век.
  3. Е. Понкратова – 21 век.

Ученик:-. И Пушкина, жившего в 19 веке, Бунина и Шолохова, творивших в 20 веке, и Понкратову, современную поэтессу, волновала вечная тема красоты. В один голос они утверждали: без внутренней красоты человека его внешняя обречена на разложение и деградацию.

 Учитель:-Да, наблюдается преемственность в литературе.-Что означает этот процесс?

Ученик:-Это обращение писателей и поэтов к наследию своих предшественников.

       Учитель: -Ребята, вы стоите на пороге взрослой жизни. Дорога жизни - это трудная     дорога, приходится делать выбор на каждом её перекрёстке. По какой  дороге идти, к какому полюсу стремиться, зависит от вас. Хочется вам напомнить о том, что настоящая красота живёт в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках. Принимая какое-либо решение, помните: не всё, что дивно так снаружи, настоль прекрасно и внутри.

6.Домашняя работа:

Учитель:-Представьте, что вы встретились с этой женщиной  из  рассказа, и она согласилась выслушать вас. Запишите в виде  диалога ваш разговор. Не забывайте о том, что вы не должны предъявлять к собеседнику требований, оскорблять его. Помните о культуре поведения во время беседы.

7. Рефлексия

       Учитель:- -Какая информация была для вас новой?

                          -Какие идеи были  наиболее значимыми? Почему?

      6. Использованная литература

1.Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в школе: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников.Смоленск,1976

2.Бунин. И. А. Собрание сочинений в 9 томах. Т.7. М.: Художественная литература. (М.),1966.

      3.Шолохов.М.А.Рассказы.М.: Сов.Россия,1981.

      4.Пушкин А.С. Сказки Пушкина. Издательство «Малыш»,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»....

Урок литературы в 7 классе "Тема сострадания, милосердия, доброты в рассказе "Кукушка" И.А.Бунина

Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, использованы современные методы и приёмы обучения...

Технологическая карта по технологии по правилам ФГОС на тему: "Вязание крючком. Основные приёмы" 6 класс

Ручное вязание крючком – очень древний вид рукоделия. Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое ...