методическая копилка
методическая разработка (10 класс)

Ковалева Ирина Владимировна

В курсе дисциплины «Литература» изучается несколько  пьес А.Н.Островского. Пьесе в прошлом году  исполнилось 145 лет со дня написания. Данное мероприятие познакомит обучающихся с тематикой драматургии автора, с его мастерством театрала.

Студенты  1- го курса принимают непосредственное участие в ходе мероприятия – выступают в роли ведущих, выразительно читают отрывки из пьесы, а также узнают много нового о нравах 2 половины 19 века. В конце мероприятия  студенты передают друг другу любой предмет (Можно сердце, вырезанное из бумаги как символ тепла), где отвечают на вопросы: « Как ты чувствовал себя? Что понравилось? Что не понравилось?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   Ростовской области

«Зимовниковский сельскохозяйственный техникум

имени Бабаевского П.А.»

Сценарий литературного этюда по пьесе «Бесприданница», посвященного драматургу – юбиляру

А.Н.Островскому

Номинация: Методическая разработка  внеклассного мероприятия

по дисциплине «Литература»

Ковалева Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

       

Актуальность: В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково- то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Актуальность  произведения Островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница».  А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день»

Цели и задачи:

Образовательные:

1.Исследуя        основные        мотивы        драмы,        доказать,        что        момент искушения является лейтмотивом.

2.Соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения

3. Повторить некоторые литературоведческие понятия.

Развивающие:

1.Совершенствовать        навыки        работы        обучающихся        с текстом литературного произведения

2.Развитие        необходимости        в        интеллектуальной        и        творческой деятельности через технологию сотрудничества

Воспитательные:

  1. Решение частично-поисковых задач
  2. Развитие творческого мышления
  3. Осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней
  4. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия

Метод: частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная работа
  2. Фронтальная работа
  3. Литературная ролевая игра

Материалы и оборудование: Романс «Не искушай меня без нужды» (фонограмма), фрагменты пьесы театральной студии  техникума «Камертон».

Пояснительная записка:

         В курсе дисциплины «Литература» изучается несколько  пьес А.Н.Островского. Пьесе в прошлом году  исполнилось 145 лет со дня написания. Данное мероприятие познакомит обучающихся с тематикой драматургии автора, с его мастерством театрала.

Студенты  1- го курса принимают непосредственное участие в ходе мероприятия – выступают в роли ведущих, выразительно читают отрывки из пьесы, а также узнают много нового о нравах 2 половины 19 века. В конце мероприятия  студенты передают друг другу любой предмет (Можно сердце, вырезанное из бумаги как символ тепла), где отвечают на вопросы: « Как ты чувствовал себя? Что понравилось? Что не понравилось?»

Сценарий литературного этюда

по пьесе «Бесприданница»

Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает лучше.

Это горнило для очищения золота…

(Св. Иоанн Златоуст)

На экране: Действие происходит в настоящее время.

Хранит молодое чело

По воле и радость и горе.

В глазах – как на небе, светло,

В душе его – тёмно, как в море. (М.Ю.Лермонтов)

  1. Организационный момент

Звучит романс на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды»

Преподаватель:

Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского, драмой «Бесприданница». На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы. И сегодня, совместно с нашей судией «Камертон», вы увидите и поучаствуете в литературном этюде.

Для начала вспомним кратко сюжет произведения.

Студент (ы) Отмечает, что действие происходит в настоящее время, в большом вымышленном городе Бряхимове, на Волге, как указывает в ремарке Островский. Дальше следует краткий пересказ сюжета… Пьеса заканчивается трагедией. Лариса убита.

      Преподаватель: Спасибо. Начинаетработузаседание художественного совета театра. Представляю главного режиссера театра – Наталью Николаевну.

Главный режиссер: Добрый день! Уважаемые актеры перед нашим театром интересная и очень ответственная задача – постановка пьесы «Бесприданница». Автор вам хорошо известен, А.Н.Островский, он  считается создателем русского национального театра. Большая честь нашему театру - поставить на сцене его произведение. Несмотря на то, что пьесе уже  145 лет, она остается актуальной и в наши дни. Я даю вам возможность выбрать роли по желанию. Каким вы видите вашего героя, как вы будете играть роль?

Примерные выступления учащихся

Студентка(Анна Самохина): Мне хотелось бы сыграть роль главной героини пьесы, Ларисы. Я вижу её такой яркой, талантливой, одаренной. Лариса – в переводе с греческого – чайка. Она бесприданница, а бесприданницам было крайне сложно выйти замуж. Я буду стараться показать её внутренний мир.           

Студентка: Я выбираю для себя роль Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. Думаю, сложно будет сыграть эту роль, т. к. я не разделяю её отношения к дочери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Фамилия Огудалова происходит от слова огудать – обмануть, обольстить, надуть. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. (Подтверждение словами из текста)

Студент (Балан Александр): Я хотел бы попробовать себя в роли Паратова.  Он любит  во всем парадность, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза, все делает напоказ, именно об этом говорит его фамилия.

«Блестящий барин». Этим подчеркнута внешняя эффектность его облика и поведения. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. (Подтверждение словами из текста)

Студент (Абдулов Жасим): Я, пожалуй, выберу для себя роль Вожеватова.  Василий друг детства Ларисы. Фамилия Вожеватов ассоциируется с вожжами. Молодой, но уже достаточно богатый, ловко управляет делами и людьми. Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. (Подтверждение словами из текста). Именно ему приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Студент (Богданенко Сергей): Я прошу у вас роль Кнурова. Это, если выразиться современным языком – алигарх. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки (Подтверждение словами из текста).

Студент (Моисеенко Александр): Ну а мне, так думаю, досталась роль Карандышева. Я вижу этого героя не очень привлекательным, хотя он и страдающий образ, но симпатий у меня не вызывает. Карандышев Юлий Капитоныч – «молодой человек, небогатый чиновник». Над ним язвят, издеваются. (Подтверждение словами из текста).

Карандышев – от слова карандаш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями. Он напоминает мне блеклый, обточенный карандаш, который уже не нужен, но и выбросить жалко. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка,        сколько красивая        вещь,        возможность        одержать        верх        над Паратовым. Он мстителен (Подтверждение словами из текста).

Главный режиссер: Поздравляю, роли удачно выбраны, вами, уважаемые актеры прекрасно поняли сущность своих героев. Ожидайте начала репетиций.

Преподаватель: посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс».

(Фрагмент из фильма)

Один   современный   критик    так    толкует    последние    слова Ларисы (Написаны на доске). «Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)

  • Согласны ли вы с высказыванием критика, обоснуйте.

Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (да) Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что  “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно,        путь        духовного         анализа         пьесы окажется        более плодо- творным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то,  что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы)  Назовите их.

Мотив одиночества. Мотив искушения.  Мотив человека-вещи. – возможные варианты ответов студентов.

  • Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
  • Какие соблазны захватили героев драмы? В чем вы видите мотив искушений. Ответы студентов
  • Каков характер этих искушений? (Материальный).
  • Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).
  • Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения.
  • А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова). Смотрим театральную нарезку с главными героями. (Приложение 1)

      Главный режиссер: Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на экране):

Хранит молодое чело

По воле и радость и горе.

В глазах – как на небе, светло,

В душе его – тёмно, как в море.

  • Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).
  • Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).
  • Искушения какого порядка начинаются? (Материального).

Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с сегоднешним временем? (Да!)

Хочется от имени Ларисы послать романс и тем временам и вам. Звучит романс «А напоследок я скажу».

Преподаватель: Драма  Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Хочется, чтобы на уроке прозвучали последние строки из молитвы

«Отче наш»: Да не введи нас во искушение, да избави нас от лукавого. Вслушайтесь в них.

Передаем друг другу этот предмет (Можно сердце, вырезанное из бумаги как символ тепла). Напишите на нем, отвечая на вопросы: Как ты чувствовал себя? Что понравилось? Что не понравилось?

Ребята нашей театральной студии и наши сегодня участники приглашают вас на спектакль по пьсе «Бесприданница».

А пока на досуге поразмышляйте: Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?


Список литературы:

1. Журавлева, А.И. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам (Перечитывая классику) /А.И. Журавлева, М.С. Макеев. - М: Издательство МГУ, 2001.

2..Журавлева, А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене/ А.И. Журавлева // Литература в школе - 1998. - №5. - с.12-16.

3.Островский, Александр Бесприданница / Александр Островский. - М.: Азбука-классика, 2008. - 192 c.

4. CD-ROM (MP3). Бесприданница. - Москва: СИНТЕГ2001. - 980 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....