Выявление способностей учащихся
статья
Предварительный просмотр:
Мне посчастливилось, что в 2003 году была слушателем курсов о гуманистической и технократической парадигмах в образовании. Я считаю, что у учителя должен произойти некий «щелчок» в голове, после которого целиком и полностью меняется твоя траектория ведения занятий. У меня такой образный «щелчок» произошёл, и я учитель гуманистической парадигмы, мои уроки творческие, способствующие раскрытию потенциала ученика. За 30 лет работы выстроена своя система выявления способностей, ведётся банк одарённых детей. Дети не смогут полностью раскрыться, если нет полёта творческой фантазии на уроке, необходимо создать комфортную среду. Для достижения цели необходимо выстроить систему творческого проведения этапа мотивации урока. В этом отношении приходит на помощь целый калейдоскоп этнокультурных традиций: традиционные бурятские куклы, мешочек и т.д. Создала настольную игру «История Сотниково». Компоненты этой игры дают нравственный посыл уроку, дети чувствуют себя менеджерами собственного проекта «Успешный ученик». Разработана система физминуток. Необходимо отметить, что физминутка должна быть связана с темой урока. Физминутку чередую с минутками рефлексии, когда ученики могут образно отправиться на Байкал, слушать море, созерцать просто под «Вальс дождя» цветок или искать молча красоту в классной комнате.
На уроках бурятского языка используем элементы кукольного театра по притчам Ринчен Номтоева. Создаём мнемотаблицы, работаем по опорам по технологии В.Ф.Шаталова. В старших классах составляем интеллект-карты по технологии критического мышления, создаём электронные книжки. Такая разнообразная творческая работа позволяет развитию творческих способностей soft skills. Всё это позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Мне моя профессия очень интересна в том плане, что одарённые дети, в раскрытие таланта которых ты причастен, выходят на широкую дорогу творчества, и ты ищешь, наблюдаешь и открываешь новых звёздочек. Так, мой ученик Даниил Очиров учится на режиссёра. Иван стал победителем «Серебряной альфы», ушёл учиться в новую школу, поэтесса Карина тоже в другом классе. Недавно с пятиклассницами заняли 3 место в конкурсе чтецов. Этот творческий процесс не останавливается, продолжается. Перед окончанием первой четверти после творческого конкурса на лучшую тетрадь по бурятскому языку, выявились одарённые дети в разных направлениях: Лиля прекрасно рисует, у Шиханова Андрея и у Лизы каллиграфический почерк, Матвей Б и Нелли Ц пишут стихи. Арюна М неплохо выступила в межрегиональной олимпиаде по бурятскому языку, Арюна Г участвовала в районной олимпиаде.
Придумана система поощрения одарённых детей, вручаются рукотворные дипломы, сладкие призы, устраиваются выставки лучших работ.
При работе с одарёнными детьми недостаточно метода наблюдения, на помощь приходят психологи школы при проведении тестирования, анкетирования.
Поддерживается связь с родителями. Родители помогают при подготовке к конкурсам. Так, в прошлом учебном году составили лото по монгольскому языку вместе с мамой Даши. Даша дома вместе с семьёй играла в это лото ,учила монгольскую лексику и одержала победу в конкурсе «Эхэ хэлэн-манай баялиг».Это конкурс по бурятскому языку, проводимый традиционной Буддийской Сангхой в Иволгинском дацане с большим призовым фондом, что стимулирует детей.
Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника
Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью
несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять
вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов.
Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного
варианта ответа:
«очень часто» - 4 балла
«часто» - 3 балла
«иногда» - 2 балла
«редко» - 1 балл
«никогда» - 0 баллов
1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
4. Многие мне завидуют.
5. Меня считают безынициативным.
6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
7. Я боюсь выглядеть смешным.
8. Я считаю себя малосимпатичным.
9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.
11. Я не считаюсь с мнением собеседника.
12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
13. Меня считают эгоистом.
14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
16. Я чрезмерно скромен.
17. Я чувствую никчемность своего существования.
18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
19. окружающие ждут от меня многого.
20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.
21. Бремя моих способностей меня удручает.
22. Я склонен к риску и авантюрам.
23. Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями
24. Я смущаюсь от похвал.
25. Мое высокомерие меня выручает.
26. Я раз, что меня не понимают.
27. Я чувствую себя в безопасности.
28. Спорить я ни с кем не хочу.
29. Я чувствую себя скованным.
30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.
31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
32. Мои любимые увлечения.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32
суждениям.
Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный
ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается»
под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.
Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный
учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.
Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме
одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в
своих действиях.
Результаты, полученные в 5 «а» в начале учебного года и после творческого проекта
«Минии нютаг Сотниково»
Количество опрошенных 28 | Высокий уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Низкий уровень самооценки |
В начале учебного года после проекта | 4 8 | 14 16 | 10 4 |
Вывод: применение приема интеллект-карты, создание электронных книжек, выполнение информационных тестов, применение на уроке кукольного театра повышают мотивацию, создают на уроке доброжелательную комфортную для творческого развития атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению способностей учащихся на уроках физкультуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску...
Тест на выявление способностей учащихся к общению
Данный тест включает вопросы, направленные на выявление способности учащихся к общению. Представлены также материалы по обработки результатов...
Работа по выявлению способностей учащихся
Работа по выявлению способностей учащихся...
Работа по выявлению способностей учащихся
Работа по выявлению способностей учащихся...
Программа "Выявление способностей учащихся к интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке"
Программа предусматривает выявление у обучающихся интересов и склонностей, которые могут стать основой для развития познавательной активности и реализации интеллектуально-творческого потенциала школьн...
Выявление способностей учащихся к интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке
программа направлена на выявление способностей учащихся...
Работа по выявлению способностей учащихся
План работы по выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся...