Выявление способностей учащихся к интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке
рабочая программа по английскому языку (9 класс)

Яковлева Ольга Валерьевна

программа направлена на выявление способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_sposobnostey.docx441.36 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\IMG_20210421_163914.jpg

Актуальность

Часто наблюдаешь, что обучающиеся, с удовольствием идущие в школу в 5 классе, к моменту окончания основной школы не только не могут похвастаться отличными оценками, но и теряют интерес к учебе.  И, казалось бы, подающие надежды ученики сливаются с общей массой. Хотя нередки и случаи, когда средний ученик вдруг начинает проявлять интерес к предмету, работает с дополнительными материалами, растет интеллектуально. В моей практике было и то, и другое. Приходилось наблюдать также, как обучающие теряли познавательные интересы в 7-8 классах, т.е. в непростой для них переходный возрастной период, а в старших классах снова завоевывали передовые позиции.  Как не потерять талантливых детей, как разбудить «дремлющие» способности и поддерживать познавательные мотивы  всех обучающихся– эти вопросы педагог не должен упускать из виду в гонке за прохождением или наверстыванием школьной программы. Кроме того не следует забывать, что ребенок проходит школьное обучение  с 6 до 18 лет – это время не только физического роста, но интеллектуального и духовного развития ребенка и становления личности. Личность учителя, его пример, его уроки и внеклассная работа должны способствовать этому развитию и становлению.

Пояснительная записка

 Программа  составлена на основании:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново.

Программа предусматривает выявление у обучающихся интересов и склонностей, которые могут стать основой для развития познавательной активности и реализации интеллектуально-творческого потенциала  школьников.

 Период работы: 2018-2020 годы

Цель:

Выявление способностей обучающихся и создание оптимальных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала школьников.

Направления работы:

1. Педагогическое наблюдение

2. Консультация психолога

2. Отбор диагностического материала и диагностика

3. Анализ стартовых и итоговых контрольных работ

4. Привлечение учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, внеклассной работе

5. Планирование работы по развитию способностей

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

Рост мотивации;

познавательная активность;

участие во внеурочной деятельности;

участие в конкурсах и олимпиадах

Диагностические материалы:

1. Опросник Е.Н.Задориной

2. Опросник креативности Рензулли

3. Определение интенсивности познавательной потребности ребенка  (Юркевич В.С.)

4. Определение уровня познавательной потребности  ребенка   (Юркевич В.С.)

5. Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).

6. Тест Хорста Зиверта

Приложение

ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ         (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).

 Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
  3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят  показать свою работу классу.
  3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,  в которой участвует.

 Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
  10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА  (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а.Часто.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а.        «Помучиться», но самому найти ответ.

б.        Когда как.

в.        Получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а.        Постоянно много.

б.        Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в.        Мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а.        Очень эмоционально.

б.        Когда как.

в.        Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б.Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ  РЕБЕНКА                (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а.Связаны очень тесно.        

б.        Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в.        Никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а.        Постоянно.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а.        Большинство занятий подчинено этому принципу.

б.        Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в.        Не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а.        Делает всегда столько, сколько нужно.

б.        Делает периодически.

в.        Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.
      в. Не способен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

«Лучшие знатоки английского языка» викторина для учащихся 6 классов (в рамках Недели иностранных языков)

Игра проводится среди команд школы в рамках Недели английского языка среди учащихся 6 классов. Команда состоит из учащихся в количестве 6 человек. На игру команду сопровождает учитель. В данной разраб...

Программа "Выявление способностей учащихся к интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке"

Программа предусматривает выявление у обучающихся интересов и склонностей, которые могут стать основой для развития познавательной активности и реализации интеллектуально-творческого потенциала школьн...

Развитие способностей учащихся к интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке

Программа направлена на развитие таких интеллектуально-творческих способностей как лингвистическая память, литературное творчество, инсценирование...

Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования

Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...