Авторская программа "Традиции родного края"
рабочая программа (5 класс)
Программа составлена для ведения кружка по родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_traditsii_rodnogo_kraya_.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Ф.М. Ризванова Протокол №________ от «___»___________20____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №29» НМР РТ ________/ А.И. Кадырова «___»___________20____ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №29» НМР РТ _____________/ И. А. Габдуллахатов Приказ № _______ от «___»___________20____ г. |
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Традиции родного края»
объединения дополнительного образования
Корычбаевой Гузель Салимовны,
Евсеевой Фании Насиховны
Пояснительная записка
Авторская программа рассчитана на детей 10 - 11лет. 4-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов).
Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с татарскими звуками.
Актуальность программы заключается в том, что наша страна многонациональная, а дети с изучением иностранных языков забывают о своём родном языке, они не знают культуры своего народа, поэтому в настоящее время наиболее остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребёнке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура - чужды. Именно у младших и средних школьников основным достижением является национальная идентификация, проявляющаяся в осознанном обозначении национальной принадлежности. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимного уважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.
Основной целью данной программы является раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа — его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
- восприятие родного языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры родного народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса родной культуры, языка ;
- эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.;
Выпускник получит возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности культуры и языка родного народа;
- эстетических чувств на основе изучения культуры общения;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде..
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
№ | Тема | Работа учащихся, практическая часть |
1. | Татарский этикет | Введение языковую среду. Знакомство учащихся с программой кружка. Представление о правилах поведения в общественных местах, дома. |
2. | Татары и их предки | Знакомство с происхождением татар. История Казанских татар. Экскурсия в школьный музей |
3. | Моя семья | Знакомство с семьей. Значение своего имени. Повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся; |
4. | Мой Татарстан | Создание у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми; , восстановление естественной связи природой родного края, с историческими и культурными ценностями Татарстана (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) |
5. | Праздники и традиции | Знакомство с бытовыми праздниками татарского народа. Посмотр видеофильма “Аулак өй”. Составление альбома на тему “Праздники и обряды татар” Проведение конкурса рисунков. |
6. | Устное народное творчество | Понятие о фольклоре как об устном народном творчестве. Знакомство с жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки. частушки, татарские народные сказки,считалки, скороговорки) Отгадывание загадок. |
7. | Особенности быта татар | Особенности убранства старинной татарской избы. Знакомство со старинной утварью, особенностями её изготовления. Конкурс рисунков «Татарская изба». Знакомство с элементами татарского народного костюма (Калфак, читек, күлмәк, түбәтәй). Составление альбома “Наследие татарского народа.” Знакомство с татарским народным орнаментом. Познание художественных особенностей и культурно – исторической значимости орнамента. Формирование и колорит татарской национальной одежды Традиционные ювелирные украшения костюма. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды |
8. | Татарская кухня | Знакомство с особенностями татарской кухни. Рецепты их приготовления , с особенностями сервировки стола. |
9. | Народный танец | Основные жанры татарского народного танца: хороводные, плясовые. Просмотр видеофильма с исполением татарского народного танца “Каз канаты” Знакомство с композицией танца “Шаян бию”. Выделение основных хореографических движений в танце. Разучивание движений, исполнение танца. |
10. | Секреты татарского языка | Знание алфавита татарского языка: правильное называние букв, их последовательность. Различия русского и татарского алфавита. Беседа о духовном богатстве и богатстве родного татарского языка. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Игры «Дөрес яз!», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. Повторение гласных звуков. Знакомство со словами- синонимами. Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в татарском языке языке. Выделение антонимов из татарской народной сказки “Бедняк и два бая”. Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в татарском языке. Углубление и расширение знаний о классификации частей речи. Повторение понятий «морфология.», «имя существительное». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Понятие об имен существительных. Имена собственные и нарицательные. Повторение о том, на какие вопросы отвечает имя существительное; морфологические признаки существительного. Знакомство с именем прилагательным как о самостоятельной части речи, характерные особенности. Познакомить с образованием прилагательных. Развитие культуры речи. Выполнение заданий на повторение по теме «Орфоэпия и фонетика. Продолжение знакомства с морфологией татарского языка. Знакомство с глаголом как часть речи. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в татарском языке |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1ч |
2. | Татарский этикет | 2ч |
3. | Татары и их предки | 3ч |
4. | Моя семья | 2ч |
5. | Мой Татарстан | 10ч |
6. | Праздники и традиции | 11ч |
7. | Устное народное творчество | 11ч |
8. | Особенности быта татар | 8ч |
9. | Татарская кухня | 2ч |
10. | Народный танец | 5ч |
11. | Секреты татарского языка | 13ч |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Приложение к рабочей программе
объединения дополнительного
образования
«Традиции родного края»
утвержденной приказом
№____ от «__» ______20__г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Традиции родного края»
объединения дополнительного образования
Корычбаевой Гузель Салимовны
2023/2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
Татарский этикет - 2 ч | ||||
2 | «Отказом чрезвычайно обидишь». Нормы и запреты в этикете татар. | 1 | ||
3 | Татарское гостеприимство, речевой этикет. | 1 | ||
Татары и их предки – 3ч | ||||
4 | Татары и их предки. | 1 | ||
5 | Происхождение казанских татар. | 1 | ||
6 | Экскурсия в школьный музей. | 1 | ||
Моя семья-2ч | ||||
7 | Тайна моего имени. | 1 | ||
8 | Моя родословная. | 1 | ||
Мой Татарстан -10ч | ||||
9 | Татарстан- мой край родной. | 1 | ||
10 | Казань- столица Татарстана. | 1 | ||
11 | Города Татарстана. | 1 | ||
12 | Свияжск. | 1 | ||
13 | Билярское городище. | 1 | ||
14 | Заповедник «Городище Булгар». | 1 | ||
15 | Чертово городище в Елабуге. | 1 | ||
16 | Исторические места моего города – Нижнекамска. | 1 | ||
17 | Коллаж по теме «Исторические памятники Татарстана». | 1 | ||
18 | Викторина «А что мы уже знаем?» | 1 | ||
Праздники и традиции -11ч | ||||
19 | Праздник «Сөмбелә». | 1 | ||
20 | «Нардуган». | 1 | ||
21 | Боз озату. | 1 | ||
22 | «Нәүрүз». | 1 | ||
23 | «Карга боткасы» | 1 | ||
24 | «Җыен». | 1 | ||
25 | «Сабантуй». | 1 | ||
26 | «Аулак өй» | 1 | ||
27 | «Каз өмәсе». | 1 | ||
28 | Семейные обычаи и обряды. | 1 | ||
29 | Викторина «Татарские праздники и обряды» | 1 | ||
Устное народное творчество -11ч | ||||
30 | Жанры устного народного творчества | 1 | ||
31 | Пословицы и поговорки. | 1 | ||
32 | Песни. Колыбельные песни. | 1 | ||
33 | Татарские народные песни- игры. «Чума үрдәк, чума каз», «Түбәтәй» итд. | 1 | ||
34 | Частушки, прибаутки. | 1 | ||
35 | Татарские народные сказки. | 1 | ||
36 | Загадки. | 1 | ||
37 | Считалки. | 1 | ||
38 | Скороговорки. | 1 | ||
39 | Пословицы и поговорки. | 1 | ||
40 | Татарские легенды. | 1 | ||
Особенности быта татар – 8ч. | ||||
41 | Татарская изба. | 1 | ||
42 | Интерьер Татарской избы. | 1 | ||
43 | Татарский костюм. | 1 | ||
44 | История развития татарского национального костюма. Элементы костюма. | 1 | ||
45 | Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. | 1 | ||
46 | Ювелирные украшения татар. Головные и шейно – нагрудные украшения. | 1 | ||
47 | Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. | 1 | ||
48 | Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания. | 1 | ||
Татарская кухня – 2ч | ||||
49 | Особенности татарской кухни. | 1 | ||
50 | Рецепты приготовления блюд «Чак –чак», «Кыстыбый» | 1 | ||
Народный танец -5ч | ||||
51 | Национальные музыкальные инструменты. | 1 | ||
52 | Особенности татарского народного танца. | 1 | ||
53 | Татарские народные танцы. | 1 | ||
54 | Хороводные танцы. | 1 | ||
55 | Плясовые. | 1 | ||
Секреты татарского языка -13 | ||||
56 | Татарский Алфавит. | |||
57 | Классификация звуков. Гласные звуки. | |||
58 | Согласные звуки. | |||
59 | Порядок фонетического разбора. | |||
60 | Лексика. Словарный состав слов. | |||
61 | Применение татарской лексики. Диалектизмы. Термины. | |||
62 | Синонимы, антонимы. | |||
63 | Омонимы, омографы, омофоны. | |||
64 | Имя существительное как часть речи. | |||
65 | Имена собственные и нарицательные. | |||
66 | Глагол как часть речи. | |||
67 | Литературная викторина. | |||
68 | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.
Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)
Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...
Авторский сборник переложений для фортепиано в 4 руки "Мелодии родного края" для ДМШ,ДШИ, центров детского творчества
Сборник откроется по ссылке в документе....
Экологическое творчество. Авторское стихотворение «С любовью к родному краю»
Авторское стихотворение о родном крае. иЛюбовь к родному краю....
Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...