Урок - слоеный пирог
статья (6 класс)

Шавалиева Сирень Билляриковна

Каждый слой нашего торта – это этап урока. Как можно разнообразить каждый слой? Как сделать так, чтобы каждый вопрос учителя захватывал умы подрастающего поколения? Ведь всем известно, что современных детей довольно сложно увлечь и замотивировать. Но все же попытаемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-sloenyy_pirog.docx69.04 КБ

Предварительный просмотр:

А если урок – слоеный торт?

Каждый урок уникален, потому что на уроке мы выстраиваем с детьми диалог. Но все же каждый урок строится по определенному сценарию, плану. Можно ли сделать так, чтобы каждый урок был словно слоеный торт?

Что надо знать, чтобы приготовить вкусный торт, от которого все гости будут в восторге? Конечно, надо знать рецепт. А если перевести это на наш школьный язык? Все участники образовательного процесса будут довольны, если урок будет продуман, логичен и наполнен правильным содержанием.

Давайте посмотрим, каким он может быть, наш урок – торт?

Каждый слой нашего торта – это этап урока. Как можно разнообразить каждый слой? Как сделать так, чтобы каждый вопрос учителя захватывал умы подрастающего поколения? Ведь всем известно, что современных детей довольно сложно увлечь и замотивировать. Но все же попытаемся.

  1. Организация начала урока, установление контакта с детьми.

Конечно, существует масса способов настроить ребят на рабочий лад. Рассмотрим самые эффективные приемы:

  • Интрига: «я расскажу вам такую удивительную историю…», «вы удивитесь, когда узнаете, что…», «в конце урока вы будете ошеломлены...», «когда я сегодня шел в школу…».
  • Проблема: «Почему книга названа «Кавказский пленник», хотя рассказывается история двух главных героев, которые попали в плен?»
  • Гипотеза: «Предположите, что было бы, если…» (например, пропали из нашей речи все согласные)
  • Опыт: «А ты попадал в такую ситуацию? Как ты поступил?», «Приведи примеры из жизни…»
  • Мозговой штурм: «Давайте вместе обсудим и найдем решение…»

  1. Актуализация знаний, необходимых для овладения новыми знаниями

Это очень важный слой урока. Считается, что каждый учитель, прежде чем дать решать детям контрольную работу, должен прорешать ее самостоятельно. Зачем мне решать эти задания? Я и так смогу это сделать! Бесспорно, но когда учитель решает свои же задания, ему проще понять, какими знаниями и умениями должен обладать ребенок, чтобы успешно справиться с работой.

Какие эффективные приемы можно выделить для этого слоя торта?

  • Дополни опорную схему, текст: когда ребенок вставляет пропущенное слово, это заставляет его «включиться» в активную работу. Лучше, если вы будете пропускать не понятия, а смысловые слова для восстановления текста.
  • Используем мяч. Да-да, и на уроках русского языка и литературы можно играть в мягкий мяч. Ребенок получает в руки мяч и должен дать быстрый ответ на вопрос учителя. Так можно проводить и устный фронтальный опрос.
  • Работа в малых группах. Попросите детей рассказать друг другу о том, что они знают по изученной теме, возможно предложить ребятам примерный список вопросов. Часто бывает так, что дети быстрее понимают то, что им объясняют сверстники.
  • Придумай свой вопрос. Замечательно можно понять, насколько глубоко ребенок усвоил предыдущий материал, используя этот прием. Только надо заранее договориться, что дети должны придумать не «тонкий» вопрос (закрытый), а «толстый» (открытый), где необходимо дать развернутый, аргументированный ответ.

  1. Основная часть.

Да, здесь огромное поле разгуляться в выборе приемов и форм работы с детьми, ведь наш торт может быть пропитан и сиропом, и промазан кремом, а может быть, это будет слоеный торт-суфле?

Групповая работа, урок-исследование, урок-викторина… Масса всего, что есть в арсенале каждого учителя. Основная часть урока решает следующие задачи: надо преподнести новый материал в такой форме, чтобы материал стал понятен. Далее нужно закрепить полученные знания, применить их на практике, а также применить в другой ситуации. То есть нужно организовать процесс так, чтобы ребенок «присвоил» это знание, умел применять ее в схожей ситуации или в адаптировал под новые условия. В этом и проявляется компетентностный подход. Какие можно дать советы по организации этого этапа урока?

  • Формулируем проблему. Важно привлечь наших ребят к тому, что добывать информацию нужно самостоятельно. Поэтому проблемная ситуация, которую нужно решить в течение урока – это путь к мыслящему ученику, который критически умеет отнестись к услышанному.
  • Медиаформат. Сейчас большое внимание уделяется тому, чтобы дети могли оценить информацию, которую они получают из сети интернет. Проведение урока в медиаформате работает именно на эту задачу, а при этом еще и разнообразит урок.
  • Заполнение по ходу уроку ментальной карты или опорной схемы. Во-первых, таким образом, мы расставляем смысловые акценты, схематизируем устную речь учителя и ребят, формируем связи внутри изучаемой темы.
  • Оформляем алгоритм, буклет. Очень часто учителя предлагают ребятам алгоритм, например, применения правила. Но если ребята составят такой алгоритм самостоятельно, то вероятность того, что они лучше осознают материал, выше.

  1. Подводим итоги и рефлексируем.

На этот слой тоже нужно отвести время. Ведь подведение итогов, а также осознание того, как проходил урок, все ли ты понял, что именно для тебя осталось «за кадром», очень важно. Это также важно для ученика, как и для учителя важен постоянный самоанализ, осознание того, какие профессиональные дефициты ему необходимо восполнять, чтобы стать еще более успешным в своей работе.

Что же можно использовать, чтобы и проанализировать, и обобщить то, что узнали на уроке?

  • Синквейн. Многим знаком этот прием работы, когда ребенку нужно составить 5 строк: первая – это тема синквейна (1 слово-существительное), вторая – это 2 слова-прилагательных, которые уточняют, раскрывают первую строку, третья – это три глагола, которые описывают действия по теме синквейна, четвертая – это предложение, в котором автор синквейна высказывает свое отношение к теме, пятая – это слово-вывод.
  • Фишбоун («рыбная кость»). Этот прием помогает устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, обосновывать свою точку зрения. Очень удобно организовать работу по составлению фишбоуна в парах, это очень развивает критическое мышление, позволяет визуализировать взаимосвязь между причиной и следствием, а также ранжировать критерии анализа по степени их значимости.

                                  https://pedsovet.su/_pu/57/72771529.jpg

Какие бы вы не использовали приемы на своем уроке, как бы не организовывали урок, каким бы не пекли ваш торт, нужно стараться сделать урок интересным, даже если вы с ребятами отрабатываете умение складывать или вычитать многозначные числа, определять падеж существительных или что-то еще не очень-то захватывающее. Верьте в себя, в свои знания и будьте примером непрерывного образования. Дети вам будут благодарны даже спустя много лет! Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии: Слоеное тесто

Дидактический материал к урокам технологии....

Слоеное тесто

Слоеное тесто...

Урок по технологии. "Осетинские пироги".

Урок по технологии из раздела "Особенности и блюда осетинской кухни". Осетинские пироги. «Изюминкой» осетинского стола являлись и являются сейчас осетинские пироги. Пироги готовятся из пшеничной муки ...

Раздел "Кулинария" Работа со слоеным тестом

Предлагается презентация с поэтапным выполнением кулинарных работ...

Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".

Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СО...

Мастер-класс с родителями и детьми с ОВ "Ананасы в слоеном тесте в мультиварке".

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями и родителями в комнате социально-бытовой реабилитации. Ребята  знакомятся с электроприбором - мультиваркой, вместе с родителями учатся гото...