Рабочая программа учебного предмета "Родная русская литература" для 8 кл.
рабочая программа (8 класс)

КузьменкоТамила Петровна

Материал содержит Рабочую программу по родной русской литературе в 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program._rodn.rus_._lit_8_kl.word_kuzmenko_t.p.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Запорожской области

Государственное казенное учреждение

общеобразовательная организация Запорожской области

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Николая Гавриловича Лобачева»

г. Мелитополь

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол № ____

«___» _________202__ г.

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

Протокол № ____

«___» __________202__ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________ О.А. Шерганова

«___» ___________ 202__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная русская литература»

для обучающихся 8-х классов

Составитель:

Кузьменко Тамила Петровна,

учитель родного русского языка и литературы

Мелитополь 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение пред- мета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых

наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, рас- ширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литера- туры, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные

линии (три проблемно-тематических блока):

«Россия — родина моя»;

«Русские традиции»;

«Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художествен- ном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре)

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область

«Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополни- тельным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литера- туры и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего на- рода и ответственности за сохранение русской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литера- турой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170 часов. В 5—9 классах выделяется по 34 часа в год (из рас- чёта 1 учебный час в неделю).

На изучение инвариантной части программы по родной русской литературе отводится 135 учебных часов. Резерв учебного времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

8 КЛАСС

Раздел 1. Россия — Родина моя

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков

«Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поедин- ка…» и др.

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).

Города земли русской

По Золотому кольцу

Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб

«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Сте- панов «Золотое кольцо» и др.

Родные просторы

Волга — русская река

Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Напри- мер: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матуш- ке по Волге…» и др.

Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов

«Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Нау- ма»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др.

В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Троица

Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин

«Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др.

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).

Загадки русской души

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору)

Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии

Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Аннен- ский «Третий мучительный сонет» и др.

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС (34 часа)

Всего:

на чтение, изучение и обсуждение — 24 ч; на развитие речи — 2 ч;

итоговые контрольные работы — 1 ч; резервные уроки — 7 ч.

№п/п

Дата

Факт.

Дата

Факт.

Дата

Факт.

Тематический блок/раздел Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

8-Б

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой (3 ч) Легендарный герой земли русской Иван Сусанин П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору)

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии писателя. Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения, в том числе наизусть, фрагменты романа, в том числе по ролям. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Владеть различными видами пересказа. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Характеризовать и сопоставлять основных персонажей, выявлять художественные средства их создания.

Сопоставлять тематически близкие произведения

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору)

Стихотворения (не менее одного). Например: О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др.

С. Н. Марков «Сусанин»,

Города земли русской (2 ч) По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…»,

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Знакомиться с фактами биографии поэтов. Выразитель- но читать стихотворения, в том числе наизусть. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Участвовать в аналитической беседе. Определять тему, идейно-художественное содержание, композиционные особенности произведений. Составлять аргументированные устные и письменные высказывания

М. А. Кузмин

«Я знаю вас не понаслышке…»,

И. И. Кобзев «Поездка

в Суздаль»,

В. А. Степанов

«Золотое кольцо» и др.

Родные просторы(3 ч) Волга — русская река

Русские народные песни о Волге (одна по выбору).

Например: «Уж ты,

Волга-река, Волга-матушка!..»,

«Вниз по матушке по Волге…»

и др.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную

информацию теоретической статьи к разделу учебника.

Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно

читать и воспринимать песенный текст в авторском

исполнении, а также стихотворение, в том числе наизусть. Определять сюжет и тематическое своеобразие

произведения. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять

стихотворения русских поэтов.

Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи

учебника, справочной литературы и ресурсов Интерне-

та. Участвовать в разработке коллективного учебного

проекта

Например: Н. А. Некрасов

«Люблю я краткой той поры…»(из поэмы «Горе старого Наума»),

В. С. Высоцкий

«Песня о Волге» и др.

В. В. Розанов. «Русский Нил»

(один фрагмент по выбору)

Урок развития речи №1 Представление проектов

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира (4 ч) Троица

Стихотворения (не менее двух). Например:

И. А. Бунин «Троица»,

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть, а также прозаический текст. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять стихотворения русских поэтов.

Составлять план статьи учебника, цитатный план рассказа. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения. Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании. Создавать портретную характеристику героини рассказа

С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…»,

Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др.

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»

Тепло родного дома(4 ч) Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста.

Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий.

Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке проектов. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы по выбору)

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы по выбору)

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША

Не до ордена — была бы Родина(2 ч) Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору)

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать прозаическое произведение, в том числе по ролям. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические

и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке коллективного учебного проекта

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору)

Урок развития речи №2 Представление проектов

Загадки русской души (2 ч) Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Выразительно читать литературное произведение, выражая личное читательское отношение к прочитанному. Анализировать стихотворение в прозе с учётом его родо-жанровой специфики. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать персонажей произведения, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

О ваших ровесниках (3 ч) Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать и сопоставлять персонажей, выявлять художественные средства создания их образов. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе

и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Планировать своё досуговое чтение

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору)

Лишь слову жизнь дана(1 ч) Язык поэзии

Стихотворения (не менее одного). Например:

И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др.

Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

Эмоционально воспринимать и выразительно читать

стихи и прозу (в том числе наизусть). Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии.

Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического и эпического произведения. Анализировать форму выражения авторской позиции. Сопоставлять произведения по заданным основаниям

Итоговая контрольная работа. Письменный ответ на вопросы

Урок выразительного чтения наизусть

Обобщение и систематизация изученного

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...