Урок родного языка с использованием картины
план-конспект урока (5 класс)

Бабурина Любовь Тимофеевна

Использование картин для развития речи обучающихся является лучшим средством связи уроков русского языка и родного языка в V-VI классах. Эта работа развивает речь обучающихся, поднимает их общую культуру, повышает грамотность; она учит детей наблюдать, умению видеть: наблюдая в картине предметы и явления в их взаимной связи, дети приучаются логически мыслить.

Огромно и воспитательное значение этой работы. Картина воспитывает у обучающихся эстетические эмоции и высшие моральные качества: любовь к Родине, к родной природе (картины А.К.Саврасова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина); картина воспитывает уважение к труду (произведения И.Е.Репина, К.А.Савицкого). Использование картины на уроке дает широкие возможности для словарной работы, углубляет знания и по теории литературы. Учащиеся убеждаются в том, что пейзаж в живописи выполняет такую же роль, как и в литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_yazyka_s_ispolzovaniem_kartiny.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки родного языка с использованием картины.

Значение работы с картиной.

Использование картин для развития речи обучающихся является лучшим средством связи уроков русского языка и родного языка в V-VI классах. Эта работа развивает речь обучающихся, поднимает их общую культуру, повышает грамотность; она учит детей наблюдать, умению видеть: наблюдая в картине предметы и явления в их взаимной связи, дети приучаются логически мыслить.

Огромно и воспитательное значение этой работы. Картина воспитывает у обучающихся эстетические эмоции и высшие моральные качества: любовь к Родине, к родной природе (картины А.К.Саврасова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина); картина воспитывает уважение к труду (произведения И.Е.Репина, К.А.Савицкого). Использование картины на уроке дает широкие возможности для словарной работы, углубляет знания и по теории литературы. Учащиеся убеждаются в том, что пейзаж в живописи выполняет такую же роль, как и в литературе.

Приведу урок развития речи (сочинение) по  репродукции  картины И.И.Левитана «Золотая осень».

Цели урока:      развитие устной и письменной речи , творческих способностей обучающихся;

нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической живописи.

Наглядность урока: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».

     

Запись на доске:

Обнаженные бурые сучья; неподвижное бледно-голубое небо; синие волны реки; береза, словно сказочное дерево, вся золотая; роща вся сверкает насквозь.

                                                    Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

а) Выразительное чтение  обучающимися стихотворений А.Н. Майкова «Кроет уж лист золотой», А.С.Пушкина «Осень», С.А.Есенина «Нивы сжаты», рассказа М.М.Пришвина «Перелет» и работа над изобразительными средствами языка.

После чтения  обучающиеся называют эпитеты, олицетворения, метафоры.

3.Чтение учителем отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь».

«Как лес хорош поздней осенью!.. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья…

Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце не греет, но блестит ярче летнего; небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело стоять голой. Свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья… По реке радостно мчатся синие волны».

Вопросы и задания классу:

  1. Какое время года описывает И.С.Тургенев?
  2. Какими изображает автор деревья, небо, солнце?
  3. Используя выражения, записанные на доске, воспроизведите картину осенней природы, нарисованной И.С.Тургеневым.

  1. Беседа по  репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

  1. Какое время года изображено на картине?
  2. Какими красками пользуется художник?
  3. Каким изображено небо?
  4. Что видим на переднем плане картины?    
  5. Что виднеется ближе к горизонту?
  6. Какие чувства и мысли вызывает эта картина?                                                                            

Во время анализа картины развивается речь обучающихся, подбираются эпитеты, синонимы. Вызванный к доске ученик записывает определения, которые  называются  обучающимися.

Определения используются детьми в сочинениях.

Река: синяя, чистая, полноводная.

Вода: прозрачная, холодная.

Березка: белая, молоденькая, белоствольная, освещенная солнцем, облитая лучами солнца.

Тени: прозрачные, легкие, лиловатые, причудливые.

Небо: голубое, светлое, ясное.

Облака: белые, длинные, легкие, чистые.

Листья: бледно-желтые, светло-желтые, оранжевые, яркие, багровые, золотистые, рдеющие на солнце, сверкающие золотом, блестящие под лучами солнца.

Воздух: осенний, ядреный, прохладный, бодрящий.

Прохлада: вселяющая энергию, бодрость.

Всходы: молодые, изумрудные.

Поле: коричневое, вспаханное.

Уголок природы: прекрасный, чудесный, красивый, очаровательный.

Одновременно ученик, вызванный к доске, подбирает слова, заменяющие имя автора (художник, пейзажист, автор картины) и слово «нарисовал» (изобразил, показал, раскрыл, отразил).

  1. Коллективное составление плана.

Примерный план:

  1. Любовь русских писателей и художников к родной природе.
  2. Золотая осень:
  1. Краски осени.
  2. Высокое, светло-голубое небо.
  3. Речка, кусты, одинокая береза.
  4. Березовая роща.
  5. Деревья, луг и поля.
  6. Хатки неизвестного селения.
  1. Чувства, вызванные картиной природы.

6. Подбор эпиграфов.

Вопрос классу:

Какие строки из знакомых стихотворений можно использовать в качестве эпиграфа?

Выбираются несколько подходящих к теме эпиграфов и записываются на доске.

Возможные эпиграфы:

  1. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

Ф.И.Тютчев

2.  Люблю я пышное природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин

7.Самостоятельная работа  обучающихся над сочинением.

Привожу сочинение учащегося:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Ф.И.Тютчев

Русские писатели и художники очень любят родную природу. Они воспевают ее в своих стихотворениях, изображают на картинах.

Замечательный русский художник И.И.Левитан создал прекрасные картины «Март», «Овраг», «Березовая роща», «Золотая осень» и другие.

На картине «Золотая осень» художник яркими, светлыми красками изобразил «пышное природы увяданье».

По высокому светло-голубому небу разбросаны рыхлые, белые облака. Яркие лучи осеннего солнца делают все предметы светлыми, прозрачными.

На переднем плане картины речка с темной водой в тени и голубой в лучах солнца.

К воде нагнулись кустики и будто любуются собой. Одинокая березка стоит как сказочное дерево, вся золотая в уборе.

Березовая роща сверкает. Она нарядна: одета в багрец и золото. Среди берез затерялась елочка, которая выделяется на фоне желтых листьев зеленым нарядом.

Два деревца приготовились встречать зиму. Их желтые листья расселись отдыхать на землю, и только несколько листочков висят на бурых сучьях.

На горизонте виднеются домики неизвестного селения. Возле них зеленеют поля озими.

Эта картина мила мне, вызывает восхищение. Красиво все на картине, но красота изображена увядающей. Смотришь на нее, и какая-то торжественная грусть охватывает тебя. И так хорошо на сердце.

Загвоздина Елена,

ученица 5 «А» класса.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Выгоничская СОШ

имени Павла Зайцева

Бабурина Любовь Тимофеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Реферат "Формирование коммуникативных компетенций на уроках родного языка путем использования приемов ТРКМ"

Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний...

Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""

На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуаль...