ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)
статья (11 класс)
Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.И.Бобрышева, Воронеж,
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
N.I.Bobrysheva, Voronezh,
GB POU "Voronezh College of Musicnamed after Rostropovich"
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)
PROBLEMS OF MAKING THE YOUTH SPIRITUAL CULTURE (ON THEEXAMPLE OF WORKS OF G.V.SVIRIDOV AND K.D. USHINSKY)
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.
Abstract.The article is devoted to questions of making the youth spiritual cultureon the example of works of G.V.Sviridov and K.D. Ushinsky. The paper has considered the views of K.D. Ushinsky and G.V. Sviridov on the native language as one of the main factors ofupbringing and developing the personality.A possession of the culture of speech, an ability to express their thoughts meaningfully and logically are necessary conditions formaking the intellectually and spiritually developed, socially active personality.
Ключевые слова: культура, традиция, почвенность,миф, культура речи, социально-активная личность,Г. В. Свиридов, К.Д.Ушинский
Keywords: culture, tradition, pochvennichestvo, myth, culture of speech, socially active personality, G. V. Sviridov, K.D.Ushinsky
Георгий Свиридов вошел в историю музыкального искусства как классик XX века. С течением времени все глубже осознаются связи композитора с русской художественной традицией и его предназначение в отечественной культуре – духовное наставничество. Представление об этой высокой миссии подтверждается по прочтении книги «Музыка как судьба», основанной на свиридовском рукописном архиве[2].
Одному из новых аспектов исследования – рассмотрению творческого наследия Г. В. Свиридова в контексте русской художественно педагогической традиции – посвящена данная статья.
Понимание Г. В. Свиридовым сущности художественной традиции, значения национальных основ для ее развития раскрывается в записи, датированной 9 января 1980 года: «Искусство не эклектическое, цельное должно держаться на прочной (крепкой) национальной традиции. Это нравственная идея жизни нации, смысл ее существования. Однако традиция должна постоянно обновляться, обогащаться, двигаться вместе с жизнью, постоянно на нее откликаясь» [2:197].
В рассуждениях о почвенности в культуре нельзя не вспомнить известные слова К. Д. Ушинского, выражающие мысль о значении традиции в русском воспитании: «Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другое. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам; но пересоздать ее невозможно. И слава Богу! Какой странный хаос, какие враждующие противоречия, какие нелепицы, кажущиеся нам разумными сегодня и крайне глупыми завтра, проявились бы в воспитании русского народа, если бы она была послушным воском в наших руках! Всякая цельность в народе исчезла бы навсегда, и та его долговечность, в которой жизнь отдельного человека является минутой, а жизнь целого поколения одним днем, имеющим свои мимолетные слабости, прихоти и увлечения, была бы навсегда разрушена»[4:322]. Традиционность как одна из констант отечественного воспитания предполагает опору на народную культуру и педагогику.
Понятие «традиция» толкуется и как предание, устный рассказ, передающийся от поколения к поколению. Рассмотрение данной категории в повествовательном ракурсе позволяет выявить ведущую роль слова, произведений устного народного творчества в формировании духовных основ художественного творчества и эстетического воспитания. Не случайно в центре внимания К. Д. Ушинского было родное слово, понимаемое основоположником отечественной системы народного образования как «органическое создание народной мысли и чувства», «величайший народный наставник», как «полнейшая и вернейшая летопись всей духовной многовековой жизни народа» [4:322].
Г. В. Свиридов говорит о невозможности заменить национальный язык каким-либо другим существующим или «искусственно сконструированным языком», о корневом значении русского интонационного словаря для отечественной музыкальной традиции.
Закономерно, что референтными личностями для композитора выступали национальные гении – А. С. Пушкин и М. И. Глинка, стоявшие « у колыбели того могучего художественного движения, которое именуется русской классикой и которое не перестает и сегодня поражать наше воображение» [2:404]..
Композитор определяет Россию как центральную тему своего творчества: «Я хочу создать миф: «Россия». [2: 404]. В мифе как древнейшей форме устного народного творчества изначально соединены художественное и педагогическое начала, поэтический образ и поучение. Мифотворчество Г. В. Свиридова служит источником познания русской души, проводником идей воспитания сообразно с ценностями национальной культуры.
Созданная К. Д. Ушинским концепция народного образования основывается на неразрывности принципов народности и православия. В статье великого педагога «О нравственном элементе в русском воспитании» говорится о том, что такой необходимый элемент воспитания, как народная религия, для многих его современников «кажется требованием излишним и стеснительным», однако не только каждый воспитатель, но и любой человек, уважающий свой народ, «должен если уже не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем его убеждениям, которые так для него святы и дороги, и с которыми так срослось все, что есть лучшего в его природе»[4: С. 323].
Г. В. Свиридов был убежден в долговечности религиозной ветви художественной культуры, в том, что «искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным»[2:60] и подчеркивал неразрывность народных и религиозных традиций в русской культуре: «Искусство - не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания Народа. Когда искусство перестает быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением»[2:559-560].
Понятие «духовность» отражает внутреннее состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми, с этой категорией соотносится потребность познания смысла и назначения собственной жизни. Духовность обнаруживается «в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, к сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу»[1:81].
Христианская вера освещает ум и сердце человека, указывает пути духовного совершенствования личности. Многовековой опыт этой преобразовательной деятельности сконцентрирован в христианской традиции воспитания и образования. Эту же мысль высказывает и К. Д. Ушинский, особо подчеркивая гуманизирующее влияние евангельского учения на человека.
В течение столетий складывалась русская художественно педагогическая традиция, в основе которой – вера в духовное преображение человека посредством искусства. В данном контексте цель всего музыкального воспитания, «всей системы исторических, теоретических и художественно практических дисциплин» представляется в оттачивании духовного опыта. При проектировании содержания образования, в том числе и музыкального, необходимо помнить наставление К. Д. Ушинского, согласно которому «истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этою историческою основою, столь же христианскою, сколько и народною»[4:325].
Духовным стержнем русской культуры является православная вера, а руководящей идеей – Слово. В дневниках Г. В. Свиридова читаем: «Слово, логос – есть одна из величайших идей Христианского Миропонимания. Композитор говорит в своем пристрастии к Слову, как к «началу начал, сокровенной сущности жизни и мира» [2:562].
Дар слова – «дар духа», «психическое явление высшего порядка» (К. Д. Ушинский), и потому он требует особого внимания в плане развития и использования в педагогическом процессе. Слово имеет первостепенное значение для духовного совершенствования человека; «словом, происходящим из верного и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других» (Иоанн Кронштадский) [2:562].
Огромная сила художественного воздействия заключена в синтезе слова и музыки. С точки зрения композитора, идеалом сочетания слова и музыки служит подлинная народная песня, где словесное и музыкальное начала предстают в синкретическом единстве.
Синтез слова и музыки с особой силой проявляется в хоровом искусстве. Г. В. Свиридов сравнивает его с такими шедеврами отечественной литературы, как «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати», «О дивно дивные Земле русские!». Символично, что последним сочинением Г. В. Свиридова стали «Песнопения и молитвы». Это вершина творческого пути великого сына России, итог духовных исканий художника-христианина. По утверждению Г. В. Свиридова, великое искусство «всегда исполнено духовности», и «в этом секрет его сохраняемости во времени, бессмертия...»[2:271]. Лейтмотивом свиридовских дневников являются мысли о духовной сущности и гуманистической направленности искусства: «Задача искусства – открыть, раскрыть человеческую душу»[2:152]; «Функция искусства – выражение духовного мира человека» [2:152].
Анализируя современное состояние художественной культуры, Г. В. Свиридов замечает: «Происходит, как по команде организованное, сознательное понижение культуры, опошление ценностей. Из великих произведений искусства и литературы умело вытравливается их сущность, их высокий нравственный смысл – та идея, во имя которой собственно и созданы эти произведения»[2:157]. По мнению композитора, опаснейшей тенденцией современной культуры является «убывание духовного начала искусства». Кризисную ситуацию в искусстве Г. В. Свиридов связывает с утратой духовности: «Искусство зашло в тупик, оно потеряло глубину, потеряло душу, потеряло смысл и значение, Божественное. Оно утратило и Человеческое, обратившись в Механическое, инстинктивно-животное, безмелодично - ритмическое, примитивное»[2:503].
Причиной духовного кризиса общества, как правило, выступает разрушение «связи времен» в культуре. «...русская жизнь потеряла путь, направление своего движения. Разрыв между музыкой прошлой, между музыкой народной и музыкой современной усугубился до чрезвычайности»[2:400]. Эти негативные явления связаны с «сознательной профанацией (по злобе, ненависти или легкомыслию) крупных культурных и художественных ценностей», с «сознательным отучением от русской художественной традиции, воспитанием пренебрежения к ней»[2:400].
Очевидна экологическая направленность высказываний Г. В. Свиридова: «Наша музыкальная культура – это живое дерево. Для того, чтобы его крона цвела, нельзя рубить его корни, оно засохнет, превратится в мертвый пень и сгинет»[2:316]. Аналогичные рассуждения встречаем у К. Д. Ушинского, рассуждающего о значении исторических основ в воспитании русского народа: «Мы бездумно подкопали бы корень векового растения и рассыпались бы потом сами, как рассыпаются листья с иссохшего дерева. Нет, позаботимся о том, чтобы дерево росло лучше, но не дерзнем коснуться его вековых корней!»[4:322].. Сравнения с миром природы правомерны уже потому, что ряд значений, присущих слову «культура» изначально, связан с земледелием, агрономией, с опытом человеческой деятельности по улучшению, облагораживанию и приумножению лучших свойств, данных природой. Древо художественной культуры требует особой человеческой заботы о состоянии корневой системы и почвы; их нормальное развитие является предпосылкой цветения и плодоношения, а экологическая чистота плодов – необходимым условием духовного здоровья человека. Сохранение культурного «генофонда» России – не менее важная и актуальная проблема, чем проблема сохранения генофонда человеческого.
Воспитание благоговейного отношения к национальному культурному достоянию – важнейшая художественно-педагогическая задача современности. Как актуально звучат для каждого русского человека и особенно – для педагогов, работающих в сфере эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения, наставление Г. В. Свиридова: «Ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате этого всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной культуре (и особенно – хоровой). В потрясениях нашего века многое исчезло безвозвратно, тем более бережно надо бы хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на земле»[2:391].
Свои размышления о задачах искусства Г. В. Свиридов не ограничивает узкими профессиональными рамками, но рассматривает проблему художественного воспитания в контексте формирования духовной культуры личности и представляет ее как важнейшую составляющую государственной политики: «Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, пробуждая в человеке чувство красоты, добра и правды»[2:433].
Согласно концепции К. Д. Ушинского, в воспитании человека решающую роль выполняют «живой источник человеческой личности» и «дух заведения», который «живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [4:21].
Благоговейное отношение к слову, к книге было воспитано у Свиридова в школьные годы, у будущего композитора были сформированы ценностные ориентации и эстетические нормы, которые впоследствии позволяли ему не только с безупречным вкусом выбирать литературные источники для своих произведений, но и иметь твердые убеждения в вопросах художественного творчества.
Свиридовские воспоминания являются подтверждением тезиса: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[2:265]. Краеугольный камень совершенствования системы народного образования К. Д. Ушинский видел в решении проблемы «воспитания воспитателей». В современной теории педагогического образования подчеркивается приоритетная роль традиций отечественной культуры в формировании содержания профессионального образования учителя.
Таким образом, решение проблемы формирования духовной культуры подрастающего поколения необходимо начинать с приобщения студентов, представителей педагогических и артистических специальностей к русской художественно-педагогической традиции в единстве трех ее ветвей – народной, религиозной, светской, с воспитания русской интеллигенции. Важным этапом в этом процессе должно стать изучение музыкального и философско-эстетического наследия Г. В. Свиридова, реализовавшего в своем многогранном творчестве ценности и смыслы русской художественно-педагогической традиции и сообщившего мощный импульс к ее дальнейшему развитию.
Литература
1.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - С. 81.
2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002- С.197
3.Свиридов Г.В. Мысли. Записи 1972-1980-х // Искусство. - 2001. - №2 (218). - 16-31 января. - С. 21.
4.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968 - С. 322
1. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / Gl. red. B. M. Bim-Bad. - M.: Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya, 2002. - S. 81.
2. Sviridov G.V. Muzyka kak sud'ba / Sost., avt. predisl. i komment. A.S. Belonenko. - M.: Mol. gvardiya, 2002- S.197
3. Sviridov G.V. Mysli. Zapisi 1972-1980-kh // Iskusstvo. - 2001. - №2 (218). - 16-31 yanvarya. - S. 21.
4. Ushinsky K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. - M.: Prosveshchenie, 1968 - S. 322
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения
"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из опыта работы МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...
Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Музыкальное воспитание-это неотъемлемая часть духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной задачей является не столько обучение музыке, сколько воздействие через неё...
Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
В работе раскрывается роль музыкального воспитания для учащихся детских школ искусств. Особое место уделяется работе педагога....
статья "Взаимодействие поколений через формирование духовной культуры семьи"
В России традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудност...
Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018
Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики...
Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры
Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...