Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
статья по музыке по теме
В работе раскрывается роль музыкального воспитания для учащихся детских школ искусств. Особое место уделяется работе педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_razvitii_dukhovnogo_potentsiala_podrastayushchego_pokoleniya.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД Детская школа искусств
г. Зарайск Московской области
«Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения»
Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности, музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.
Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому, что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, грусти, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Музыка сопутствует современному молодому человеку повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Она сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе музыка помогает найти ритм, в печали и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное "ядро". Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…» Д.Д. Шостакович.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Музыкальное образование подрастающего поколения имеет ряд задач:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Задача же педагога – заинтересовать воспитанников музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Подрастающее поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у подрастающего поколения универсальные учебные действия.
Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа. Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем.
Понять, какую роль играет музыка в развитии духовного потенциала, помогут следующие высказывания современной молодежи:
"Классическая музыка, бесспорно, возвышает, одухотворяет, приобщает к прекрасному и вечному".
"Музыка повышает уровень эмоционального развития и обогащает духовную культуру…"
"Хотелось больше разобраться в классической музыке, её эволюции в ходе истории... Как композиторы выражали свои чувства в своих произведениях. Также я считаю, что знать основных титанов музыкальной истории просто необходимо".
Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания - это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Таким образом, музыка играет огромную роль в формировании у подрастающего поколения творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы…
Список литературы
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.
2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1984.
4. Музыкальное воспитание в современном мире / Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. – М., 1973.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
6. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музгиз, 1962.
7. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения
"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из опыта работы МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...
Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Музыкальное воспитание-это неотъемлемая часть духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной задачей является не столько обучение музыке, сколько воздействие через неё...
Патриотизм,его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.
В статье автор показывает могообразие понятия патриотизма,как нравственного и духовного качества личности,как системы воспитания подрастающего поколения....
Доклад на тему: "Роль музыки в развитии человека, его психических и физиологических качеств"
Данный материал будет пригоден как для учащихся музыкальных учебных вузов, так и для педагогов, работающих в сфере музыкального образования....
Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе...
Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».
Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)
Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...