Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
статья по музыке по теме

В работе раскрывается роль музыкального воспитания для учащихся детских школ искусств. Особое место уделяется работе педагога.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Крючкова И. А.

МБОУ ДОД Детская школа искусств

г. Зарайск Московской области

«Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения»

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности, музыка, таит в себе большие возможности  для творческого развития подрастающего поколения.

Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому, что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, грусти, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Музыка сопутствует современному молодому человеку повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Она сопровождает  торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе музыка помогает найти ритм, в печали и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное "ядро". Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…» Д.Д. Шостакович.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Музыкальное образование подрастающего поколения имеет ряд задач:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Задача же педагога – заинтересовать воспитанников музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Подрастающее поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у подрастающего поколения универсальные учебные действия.

Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа. Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем.

Понять, какую роль играет музыка в развитии духовного потенциала, помогут следующие высказывания современной молодежи:

"Классическая музыка, бесспорно, возвышает, одухотворяет, приобщает к прекрасному и вечному".

"Музыка повышает уровень эмоционального развития и обогащает духовную культуру…"

"Хотелось больше разобраться в классической музыке, её эволюции в ходе истории... Как композиторы выражали свои чувства в своих произведениях. Также я считаю, что знать основных титанов музыкальной истории просто необходимо".

Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания - это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

–  умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

–  умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Таким образом, музыка играет огромную роль в формировании у подрастающего поколения творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы…

Список литературы

       1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.

       2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.

       3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1984.

       4. Музыкальное воспитание в современном мире / Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. – М., 1973.

              5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

       6. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музгиз, 1962.

              7. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973

       8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения

"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из  опыта работы  МАОУ Заревской  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...

Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание-это неотъемлемая часть духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной задачей  является не  столько обучение музыке, сколько воздействие через неё...

Патриотизм,его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.

В статье  автор  показывает могообразие понятия патриотизма,как нравственного  и духовного качества личности,как системы воспитания подрастающего поколения....

Доклад на тему: "Роль музыки в развитии человека, его психических и физиологических качеств"

Данный материал будет пригоден как для учащихся музыкальных учебных вузов, так и для педагогов, работающих в сфере музыкального образования....

Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе...

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».

Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)

Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...