Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ванин Владимир Алексеевич

Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vanin_v.a.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова

Ванин В.А.,

учительфизической культуры МОУ «СОШ № 43»

Современная педагогика в качестве приоритетной своей задачи видит создание модели выпускника, способной к  максимальной самореализации, успешной адаптации в обществе, адекватному восприятию происходящих в нем процессов.

Сегодня, чтобы быть успешным необходимо быть не только готовым к постоянному повышению своего образовательного уровня, расширению кругозора,  достижению поставленных целей, но и, что не менее важно, физически здоровым.

Проблема воспитания здорового ребёнка видится сегодня по – разному в зависимости от мировоззрения, убеждений, ценностных ориентиров, характерных для того или иного человека или государства. Мы, в большинстве своём до недавних пор считали, что идём «дорогой прогресса», что каждое новое поколение поднимается на ступень выше в цивилизационном понимании. Однако теперь всё чаще мы задаёмся вопросом: «А прогресс ли это?» Ни для кого уже не секрет, что человечество создало мир, войти в который невозможно, не оплатив «счёт» здоровьем: проблемы адаптации детей выходят сегодня на первый план, здоровых малышей практически не рождается, а придя в школу, учащиеся расплачиваются здоровьем за получаемые знания. В таких условиях

поддержание физического здоровья учащихся через внедрение здоровьесберегающих технологий становится основой деятельности не только  педагогов физической культуры школы, но и всего педагогического коллектива. Осуществляется она не только на уроках, но и во внеурочное время.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению

Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

            Учителя - предметники МОУ «СОШ № 43» в процессе преподавания вводят в содержательную часть уроков вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например, разделы  «Человек и природа», «Глобальные проблемы», «Право» в курсе «Обществознание». Таким образом, происходит формирование у обучающихся отношение к человеку и его здоровью как к ценности; вырабатывается понимание обучающимися сущности здорового образа жизни; индивидуального способа безопасного поведения и т.д.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Наибольшая роль в этом вопросе принадлежит урокам физической культуры. В казачьих классах они имеют ряд особенностей. В первую очередь, это использование историко-культурного казачьего компонента при планировании уроков и занятий в спортивных секциях. Так, в разделе «Подвижные игры» учащиеся знакомятся с казачьими подвижными играми, например, «Казачья переправа», «Казачий гопак», «К своим флажкам». В рамках данной темы казачата также отрабатывают навыки, необходимые во время проведения эстафет военно-спортивной игры «Казачий сполох», проходят испытания на дистанции «казачья верста».  
        Практически в каждый урок физической культуры включена отработка элементов строевой подготовки, элементов армейского рукопашного боя, фланкировки шашкой. С одной стороны, это хорошо забытое старое для педагогов, а с другой стороны, креативное и занимательное для учеников. Возможно поэтому, спортивный зал школы работает с раннего утра до позднего вечера. И, что особенно приятно, выпускники школы являются помощниками педагогов и наставниками младших товарищей на общественных началах.

          Для учащихся с ослабленным здоровьем созданы специальные медицинские группы.

          Во внеурочное время в школе функционируют спортивные секций, ориентированные на учащихся с различными физическими данными: секция общефизической подготовки, секции по баскетболу, волейболу, КУДО, рукопашному бою, фланкировки шашкой и другие. Учащиеся 1-7-х классов школы на  протяжении последних лет организованно посещают бассейн, расположенный в микрорайоне школы.

          Организованное таким образом физическое воспитание учеников казачьих классов позволило в 2016 году безболезненно перейти к сдаче учениками школы нормативов Всероссийского физкультурно - оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне».

           Цель комплекса ГТО – увеличить количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом детей и молодежи, обеспечить сдачу ими нормативов и тестов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения. Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей. Структура комплекса включает 11 ступеней. В прошлом году успешно сдали норматив ГТО 5 учеников, в текущем учебном году по предварительным данным 9 учеников.

            Естественно, подобная система физического воспитания приносит  положительные результаты: ученики школы – лауреаты Всероссийского этапа военно-спортивной игры «Казачий сполох» в г. Туапсе, победители Спартианских игр, победители и призёры муниципального этапа по баскетболу и волейболу, а также абсолютные победители Спартакиады ТОСов, которая проводится в городе Саратове на протяжении последних десяти лет.

Школа гордиться спортивными достижениями своих воспитанников. Среди них – член олимпийской сборной России по бадминтону, призёр чемпионатов Европы Мальков Владимир, призер Всероссийских соревнований по бадминтону Романов Максим, член олимпийской сборной России по легкой атлетике Павленко Алексей, призеры и победители соревнований по армейскому рукопашному бою и КУДО: Маскин Дмитрий, Гуреев Илья, Белоконев Владислав

            В заключении, хочется отметить, что среди других важнейших показателей эффективности организации физического воспитания в школе с использованием историко-культурного казачьего компонента являются: снижение процента заболеваемости школьников простудными заболеваниями, обеспечение максимальной внеурочной занятости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»

   Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ

1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения

   Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к...

Методическая мастерская на тему: «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни посредством через использование спортивных игр». Конкурс "Учитель года - 2022"

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. А.Леонов...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)

Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...