Проектная работа «Зашифрованная скороговорка»
проект

Кузьмина Анна Анатольевна

Проектная работа

«Зашифрованная скороговорка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skorogovorki3.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Проектная работа

«Зашифрованная скороговорка»

Автор:

 МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» 2 корпус,

 группа №3 (подготовительная)

Руководитель: Кузьмина А.А., учитель-логопед

                                                    МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» 2 корпус

Югорск. 2022 год

Проектная работа «Зашифрованная скороговорка»

Введение

Обоснование и постановка проблемы.

Актуальность проекта. В последнее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. У детей старшего дошкольного возраста наиболее частым нарушением речи являются нарушения звукопроизношения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Преодоление нарушений звукопроизношения достигается путем целенаправленной логопедической работы, которая состоит из следующих этапов: постановка звука, автоматизация звука в речи, дифференциация автоматизированного звука со схожими по звучанию и произношению другими звуками. Наиболее сложный и трудозатратный, а значит, продолжительный период – период автоматизации звука в речи. Скороговорки – отличный материал для отработки поставленных звуков. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков; как правило, скороговорки - ритмичные бессмыслицы. Повторение скороговорок требует высокого уровня развития слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Известно, что большинство детей-старших дошкольников являются «визуалами», то есть у них преобладает зрительное восприятие. Таким воспитанникам необходима опора на наглядность. Схематическое изображение – приём, облегчающий процесс восприятия информации и её запоминания.              

Идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ-ТРИЗ в развитии речи детей, так как они способствуют развитию восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению пассивного и активного словаря детей.

Из вышесказанного можно вывести проблему: как научить детей пользоваться приёмом схематизации для создания визуальных образов, и, следовательно, облегчения проговаривания и запоминания скороговорок?

Цель: развитие звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста через схематизацию и последующее проговаривание скороговорок.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;
  2. Расширять представления детей о скороговорках;
  3. Формировать у детей умение анализировать информацию;

4.  Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

5.  Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять словарный запас;

6.  Формировать основы творческого мышления

Методы и приемы необходимые для достижения цели:

Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет - порталов; изучение и обобщение. Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.

Методы эмпирического уровня: беседа с детьми старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения,

Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент «Создание морфологической таблицы»; анализ полученной информации; Выбор данных методов обусловлен практико-ориентированными особенностями дошкольного возраста с целью присвоения полученной информации.

Тип проекта:

1. По количеству участников - подгрупповой;

2. По направленности: информационный,

3. По контингенту: 6-7 лет;

4. По продолжительности: краткосрочный

План реализации проекта:

1.        Выделение и постановка проблемы.

2.        Сбор материала.

3.        Анализ полученных данных.

4.        Получение продукта проекта

5.        Представление проекта.

Основная часть.

Анализ хода работы:

Выделение и постановка проблемы. На занятиях у логопеда дети старшего возраста работают над развитием звукопроизношения. Огромную роль в развитии речи детей играют скороговорки.  Поэтому мы задумались над тем, а как научиться проговаривать без ошибок скороговорки, для того чтобы улучшить свою речь. Чтобы узнать, какие существуют скороговорки, мы обратились к таким источникам информации, как справочная литература, ресурсы сети Интернет. (Приложение Фото 1).

Сбор материала. Анализ полученных данных. Получив данную информацию, мы решили узнать какие бывают чистоговорки и скороговорки.

Для этого мы обратились к таким источникам информации, как справочная литература, ресурсы сети Интернет.

Используя данные ресурсы, мы узнали, что основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков. В толковом словаре Ожегова она определяется как: «специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». [Ожегов, 1982: стр.644] Изначально скороговорки задумывались для того, чтобы позабавить, повеселить народ. Скороговорки - один из элементов творчества народа, его истории. В них отражается история и мировоззрение русского народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Есть много скороговорок, содержащих одновременно несколько труднопроизносимых звуков (Например, «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» - звуки [К], [Р], [Л]). Скороговорки могут быть в стихотворной форме, что предполагает рифму (рифмованные), а могут рифмы не содержать (нерифмованные, например: «Дима даёт Дине дыню»). Могут быть длинные и короткие. Авторские и народные (жанр русского фольклора).

    Всю полученную информацию мы проанализировали и систематизировали в таблице. Анализ проводился по нескольким признакам: сложность при произношении, длина; наличие рифмы, авторство. Скороговорки мы сравнивали по вышеназванным признакам с чистоговорками и детскими стихами. (Фото 2)

- «Сложность» Наиболее сложными для произношения оказались скороговорки, наиболее лёгкими – стихи;

- «Рифма» большинство скороговорок имеют рифму, но есть и скороговорки, в которых рифмы нет, а это затрудняет запоминание текста. Чистоговорки и стихи имеют стихотворную форму и рифму.

- «Размер». И скороговорки, и стихи, и чистоговорки, могут быть короткими и длинными.

- «Авторство». Скороговорки бывают авторские, но нам более известны те, что передаются из поколения в поколение, народные. У чистоговорок, стихов есть автор.

     Проанализировав полученную информацию, сделали вывод, какой речевой материал (скороговорки, чистоговорки или детские стихи) наиболее полезен для улучшения дикции, произношения.

     По результатам нашего исследования выяснилось, что наиболее сложны для проговаривания скороговорки, их можно считать своеобразным «речевым тренажёром». В процессе занятий применили приём схематизации для скороговорок. Выяснили, что легче проговорить скороговорку, ориентируясь на её схематическое изображение. Схематизация и последующее проговаривание скороговорок развивает мышление, память, мелкую моторику, речь ребёнка, развивает его кругозор (Приложение. Рисунок 1).  Для того, чтобы научиться «рисовать» скороговорку, мы познакомились с интерактивными презентациями: игрой-тренажёром «Фокусник и скороговорка», игрой «Золушка спешит на бал», игрой «Поиграй с фонариком - проговори скороговорку», игрой-пазлами «Умная скороговорка» созданными учителем-логопедом Кузьминой А.А. (Приложение. Фото 3, 4). Также на занятиях ребята научились пользоваться символами-схемами предлогов для обозначения положения предмета в пространстве (Приложение. Рисунок 2). В этом помогли игры «Подними значок», «Назови предлог».

При схематизации скороговорок мы ориентировались на следующие правила:

Лист расчерчивается по клеткам. Количество строк соответствует количеству фраз в скороговорке. Ячейка может содержать схему одного слова или сочетания слов.  Предлоги и союзы считаются за отдельное слово, которое обозначается буквой или символом (Приложение. Рисунок 2).  Текст записывается слева направо.

Получение продукта проекта. 

Продуктом проектной работы стала дидактическая игра «Раз словечко, два словечко» с использованием ТРИЗ технологии (Приложение. Рисунки 3-9). Также ребята создали альбом «Нарисованная скороговорка», где схематически изобразили скороговорки (Приложение. Фото 5, 6, 7).

     Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

     Цель: закрепление умения схематически изобразить скороговорку, либо из имеющихся карточек-символов «выстроить» скороговорку, чтобы затем проговорить её, используя символы, обозначающие слова или словосочетания.

     Дидактическая задача: совершенствовать умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, мышление нестандартными образами.    

     Развивающая задача: развивать память, творческое мышление.

     Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать интерес к скороговорке, как жанру русского народного творчества.    

     Игровые действия: на игровом поле при попадании фишки на кружок определённого цвета (по договорённости с детьми) собрать схему скороговорки из имеющихся карточек, либо схематически изобразить скороговорку на листе бумаги.

     Игровые правила: В свой ход игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на количество ходов, выпавшее на кубике. Если игрок попал на кружок, например, синего цвета, он должен правильно собрать скороговорку из имеющихся карточек-схем. Затем проговорить её. Второй вариант игры – при попадании фишки на кружок определённого цвета, игрок схематически изображает скороговорку и проговаривает её (Приложение, «Примерный список скороговорок для схематизации ребёнком»).

     Игровой материал: игровое поле с разноцветными кружками-остановками, фишки, кубик, карточки с символами, карандаш, лист бумаги.

     Когда ход падает на кружок определённого цвета, ребёнку выдаётся несколько карточек, из которых он должен собрать скороговорку и проговорить её. Другой вариант игры – при попадании на кружок определённого цвета игрок должен «нарисовать» скороговорку и затем проговорить её.  После этого можно продолжить игру (Приложение. Фото 8-13 ). Игру можно усложнить, добавив другие задания при попадании на кружки определённых цветов (например, проговорить слово сложной слоговой структуры – при попадании на красный кружок, отгадать загадку – зелёный кружок, выполнить артикуляционное упражнение – розовый кружок и т.д.).

Презентация проекта прошла в подготовительной к школе группе, где ребята очень заинтересовались темой нашего проекта.

Результаты и выводы:

     В результате нашего исследования мы узнали, что схематическое изображение помогает проговаривать и запоминать скороговорки, тем самым способствует развитию произношения трудных звуков в речи.

Проектная работа позволила повысить интерес к народному творчеству, способствовала обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи.

В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации. В том числе и с использованием ТРИЗ технологии. Реализована возможность проявить умения в индивидуальной деятельности.

Характеристика перспектив дальнейшей работы над темой:

     В дальнейшем планируем продолжить исследование в данном направлении, через создание картотеки скороговорок при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.

Библиографический список:

  1. Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.
  2.  Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
  4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. -М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2022
  5. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: СОЮЗ, 1999.
  6. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Расскажи скороговорку".

Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, значительно повышает его эффективность. Речь человека является его визитной ка...

Английские скороговорки

В материале в алфавитном порядке представлены различные английские скороговорки, которые можно использовать и на уроках, и на внеклассных занятиях...

скороговорки

скороговорки на разные звуки и звукосочетания...

скороговорки

в данной работе 45 скороговорок для тренировки различных звуков....

Скороговорки и рифмовки на английском языке.

Ни для кого не секрет, что учитель может рассчитывать на улучшение произносительных навыков обучаемых, если на каждом уроке уделять хотя бы 2-3 минуты на задания для тренировки звуков. Учащиеся ...

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...