Представление опыта по теме: «Эффективные практики для формирования читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Описание опыта, в использовании приемов, которые, на мой взгляд, эффективных для формирования читательской грамотности на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на муниципальном педагогическом форуме «Единое образовательное пространство: стратегия и практика развития».
Представление опыта по теме: «Эффективные практики для формирования читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».
Учитель английского языка: Никогло Надежда Сергеевна.
Приветствую, уважаемые коллеги.
Слайд1
Сегодня я поделюсь своим опытом, в использовании приемов, которые, на мой взгляд, эффективных для формирования читательской грамотности на уроках английского языка. А также расскажу о приемах, направленных на понимание текста и работы с ним во внеурочных мероприятиях, которые проводились в рамках работы ШМО гуманитариев.
Слайд 2
Ссылаемся на официальные документы. Приказы Министерства просвещения РФ, которые гласят, что особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Это значит, формированию и развитию читательской грамотности.
Слайд 3
Обратимся к определению понятия читательская грамотность – здесь мы имеем в виду совокупность необходимых навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного.
Слайд 4
То есть грамотность, в работе с тексом и дальше, грамотность применения информации текста в условиях окружающего мира. А, следовательно, и развитие функциональной грамотности.
Слайд 5
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересным, повышал мотивацию, расширял кругозор, творческие способности, а также был плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, принципиально важно обучить учеников правильной работе с текстовым материалом. Развивать читательские умения в разных видах чтения и этапах.
Слайд 6
Напомню некоторые приемы из многочисленных видов работы на формирование читательской грамотности. На слайде те, что мне сразу приходят на ум, так как эти практики наиболее часто мной используются.
Слайд 7
В особенности «Верно/ Неверно», «Вопрос- ответ. Пересказ». В нашей школе мы работаем по двум УМК: «Forward», под редакцией Вербицкой М.В., «Spotlight»– Быкова. Хочу отметить, что в данных УМК достаточно заданий для работы над текстами.
На слайде представлены учебные пособия 9 класса, 5 класса. Тема: Диалог культур «Голос». Ребята осваивают достаточно большой текст о вокальном конкурсе, их задача передать содержание, это удобно сделать предварительно, выполнив While-reading задания «Верно/ Неверно», а также модифицировав это задание, ребята исправляют неверные утверждения и таким образом сжатый текст, не теряющий смысла, появляется для пересказа. Хотелось бы уточнить, что этим текстом мы также преследует цель формирования функциональной грамотности, так как ребята узнают происхождение конкурса, правила участия…
5 класс: Тема: Отдых. Читают письмо, отвечают на вопросы по тексту. Полными ответами, я всегда настаиваю на этом правиле. Затем закрыв ответы, по вопросам отвечают, частично пересказывая, а также по ответам пытаемся воссоздать вопросы. Здесь также формируется функциональная грамотность. Ребята знакомятся с письмом, сами пишут письмо, подписывают конверт. Мы с этими ребятами участвовали во всероссийской акции «I wish you…», отправляли письма-поздравления с Рождеством и Новым годом в г. Москву и г. Боровичи, получили обратную связь.
Слайд 8
Также «Преобразуй»- задание, которое часто применяется в работе с текстом. Где текста может и не быть.
6 класс: Тема: Знаменитые люди. Даны фактические данные о разных деятелях своей страны и зарубежных, задача заполнить таблицу, затем повторив речевые клише, воспроизвести данные таблицы сплошным устным текстом.
7 класс: А вот в теме «Прошлые действия», задача была противоположной- из имеющихся текстов, создать таблицы со схемами и рассказать. Хочу добавить, что даже упорно неговорящие имеют возможность быть успешными в этих заданиях.
Слайд 9
Резюмирую:
Задания «Верно/ Не верно», «Вопрос- ответ. Пересказ» работают на все группы читательских умений, реализуют все виды чтения на текстовом этапе работы;
Задания «Преобразуй» включают в себя все этапы работы с текстом, учащиеся трансформируют текст в другой формат, либо извлекают текст из таблиц, файлов и т.д., результатом всегда является выход на устную речь.
Слайд 10
В рамках работы школьных МО, мы также проводили внеурочные мероприятия по Читательской грамотности, это была наша цель. Мероприятие «А у них, а у нас…» про Рождество католическое и православное. Здесь использовались практики из КСО, Методика Ривина, работа по алгоритму, затем проверка содержания текстов в виде викторины. Мероприятие, посвященное Театру, также содержало задания заполнение пропусков с целью воссоздания информации текста. И творческая работа- создание афиши.
Слайд 11
Подводя итог,
Читательская грамотность –основополагающая составляющая для формирования функциональной грамотности
УМК по английскому языку (Forward/ Spotlight) включают в себя задания, направленные на совершенствование навыков работы с текстом
Задания, формирующие навык смыслового чтения, эффективны во внеурочной деятельности.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО). Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Это значит, формированию и развитию читательской грамотности.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Функциональная грамотность - способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром
Группы читательских умений Виды чтения Этапы работы с текстом Цель заданий в работе с текстом Ориентация в содержании текста Преобразование и интерпретация текста Оценка информации Изучающее чтение Просмотровое чтение Поисковое чтение Предтекстовый Текстовый Послетекстовый Повышение мотивации учащихся; Расширение кругозора; Развитие творческих способностей; Помощь в осознании ценности современного мира
Приемы, виды заданий Корзина идей Преобразуй Верно/ Неверно Множественный выбор Закончи предложение Кластер Вопрос-ответ Ошибки Алгоритм
Верно/ Неверно Вопрос - ответ Пересказ
Преобразуй
Задания «Верно/ Не верно», «Вопрос- ответ. Пересказ» работают на все группы читательских умений, реализуют все виды чтения на текстовом этапе работы; Задания «Преобразуй» включают в себя все этапы работы с текстом, учащиеся трансформируют текст в другой формат, либо извлекают текст из таблиц, файлов и т.д., результатом всегда является выход на устную речь
Алгоритм Заполни пропуски Инструкция
Читательская грамотность – основополагающая составляющая для формирования функциональной грамотности УМК по английскому языку ( Forward/ Spotlight ) включают в себя задания, направленные на совершенствование навыков работы с текстом Задания, формирующие навык смыслового чтения, эффективны во внеурочной деятельности
Спасибо за внимание! Контактные данные:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...
Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...