Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_prepodavaniyu_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы
в условиях введения ФГОС ООО.
МОУ «СОШ им. М.В.Скворцова с.Берёзовая Лука»
2022
Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно
бесполезно.
Редьярд Киплинг
Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
* перегрузка однообразным учебным материалом;
* несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
* ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.
Качество образования сегодня определяет качество жизни. Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени зависит от качества образования. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации пришли электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности компьютерных технологий обучения. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Специфика работы учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Процесс обучения должен быть увлекательным. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы позволяют:
-формировать умения и навыки умения работы с информацией;
-находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки;
-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Сейчас в соответствии с изменениями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Работу современного учителя невозможно представить без применения информационных коммуникационных технологий (ИКТ).Применение компьютера на уроках русского языка— новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку, позволяющим повысить качество знаний, по-моему, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор учащихся;
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
• повышает качество знаний.
В своих презентациях к урокам русского языка я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Также использую задания с последующей проверкой и самопроверкой, которые активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка, я стараюсь добиваться: повышения общего уровня обученности ученика; развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности); развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность).
Письмо по памяти как метод формирования умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Форма его проведения такова: текст, записанный на доске, выведенный на экран или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или прозаический) заучивается дома наизусть, на другой день в классе пишется по памяти, и применяется этот метод также как развитие орфографической зоркости.
Орфографический разбор используется на разных этапах обучения, на разных этапах урока: при объяснении учебного материала, закреплении, повторении, обобщении; при опросе, проверке домашнего задания, контроле знаний, умений и навыков.
Пунктуационный разбор формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять её границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.
Диктант как метод обучения русскому языку прочно вошёл в практику школы наряду с конструированием, подбором примеров, списыванием, орфографическим и пунктуационным разборами.
Также проводятся на уроках различные работы типа «Четвертый лишний», когда учащиеся должны объяснить, почему то или иное слово является лишним; решение кроссвордов и т. д. Все это позволяет повышать качество знаний учащихся.
Создание проблемной ситуации
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Буквы о-а в корнях –кас- кос»
Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
– Все слова смогли проверить? (нет)
– Почему? (правило не подошло)
– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –кас- кос-) Запишите тему урока.
Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
•Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
•Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
•Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
•Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Составление кластера. Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуация.
• Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
• Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
• По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
• Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Кай –
отношение к бабушке
отношение к Герде
отношение к Снежной Королеве
Синквейн
Проанализировав образ Герды, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герда
добрая, надежная
заботится, любит, верит
должна найти Кая
человек (герой)
Предмет «Русский язык и литература» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности. При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС.
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования
Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе...
Статья "Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"
Статья об особенностях методики преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС....
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, проблемы.
Современный урок русского языка и литературыв условиях введения ФГОС ООО:теория, практика, проблемы....