Урок чтения и развития речи Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».
план-конспект урока
Конспект урока в коррекционной школе 8 вид, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_i_razvitiya_rechi.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и развития речи в 8 «А» классе.
Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».
Цель: Знакомство с рассказом Чехова «Толстый и тонкий».
Задачи: Уметь определять тему, идею произведения;
Воспитывать умение выражать такие чувства, ка честность, справедливость, искренность;
Развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников.
Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», портрет А.П. Чехова, аудиокнига «Толстый и тонкий», презентация, кроссворд, иллюстрации.
Ход урока.
- Орг. момент. Слайд 1.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.
- На предыдущих уроках мы изучали творчество Антона Павловича Чехова, прочитали два его рассказа
- Перед тем, как перейдем к чтению и анализу рассказа, небольшая разминка. Я буду называть слова-подсказки, а вы скажите о каком рассказе Антона Павловича Чехова идет речь. (Демонстрируются иллюстрации к рассказам).
Слова-подсказки:
- СЛАЙД 2: Генерал-майор Булдеев, приказчик Иван Евсеич, генеральша, доктор, зуб – «Лошадиная фамилия». Слайд 3
2. СЛАЙД 4: Очумелов, Хрюкин, городовой Елдырин, повар Петька, собака – «Хамелеон». Слайд 5
- Молодцы, вспомнили. Это все юмористические рассказы. СЛАЙД 6:
- Почему мы называем их юмористическими? (в них высмеиваются различные качества человека).
3.СЛАЙД 7:Рассказ «Толстый и тонкий» вы прочитали на самоподготовке, и мы с вами убедимся насколько вы внимательные читатели.
- Вам понравился рассказ?
- Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно?
СЛАЙД 8: Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное
СЛАЙД 9: 4.Словарная работа.
- Когда вы читали самостоятельно рассказ, вы заметили сколько много слов непотных для вас. Для начала поработаем над ударениями. В тексте есть новые слова, в них нужно верно ставить ударения. СЛАЙД 10: Прочитаем эти слова и попытаемся самостоятельно поставить в них ударения.
СЛАЙД 11: Давайте посмотрим их значение.
СЛАЙД 12: ХЕРЕС – сорт дорогого крепкого виноградного вина.
СЛАЙД 13: Флердоранж - «настой цветов» -одеколон.
СЛАЙД 14: Портсигар – футляр, служащий для хранения и ношения пи себе папирос, сигар и сигарет.
СЛАЙД 15: Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.
СЛАЙД 16: Столоначальник - должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений.
СЛАЙД 17: Тайный советник - в России гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности.
Игра: «Соедини линиями».
5. Давайте сейчас с вами прослушаем аудио рассказ, и вы следите по своей книге. Прослушивание аудиокниги «Толстый и тонкий».
-Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
6. Чтение рассказа учащимися по очереди. СЛАЙД 18:
- Что произошло однажды на железнодорожном вокзале? – Встретились два друга. СЛАЙД 19:
- СЛАЙД 20: - Кто главные герои рассказа? -Толстый Миша, Тонкий Порфирий, его жена, сын Нафанаил.
Выборочное чтение по вопросам.
- – СЛАЙД 21: Как описывается толстый? (Работа с текстом). «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «Пахло от него хересом».
СЛАЙД 22: Учитель: Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
- Работа с текстом:
- СЛАЙД 23: Как же Чехов описывает тонкого? «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».
Учитель: СЛАЙД 24: Значит тонкий навьючен чемоданами, узлами и картонками. Мы включаем свое воображение: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.
5. - Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? ( глупость, трусость, неискренность).
6. - Чему этот рассказ может научить? (этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств.
Нужно гордиться своими достижениями: например: у тонкого есть семья, это самое главное в жизни любого человека. Нельзя завидовать зависть может испортить даже дружеские отношения.
- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).
- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).
7. Чтение по ролям. СЛАЙД 25:
8. Работа в парах.
Проверка: СЛАЙД 26:
9. Коллективная работа «Кроссворд»
Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели.
- Сколько героев присутствует в рассказе? ( четыре )
- Имя тонкого?
- Имя толстого?
- Сколько героев присутствуют в рассказе? (четыре)
- Назовите имя жены тонкого? (Луиза)
- Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей? (Тонкий)
- Что тонкий делает из дерева? (Портсигары)
- Прозвище толстого в школе? (Герострат)
- Имя тонкого? (Порфирий)
- Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
- Место где встретились друзья? (Вокзал)
- Как зовут сына тонкого? (Нафанаил)
- Прозвище тонкого в школе? (Эфиальт)
Проверка: СЛАЙД 27:
Физминутка: Представьте себя героями рассказа. 1 вариант – это тонкие, 2 вариант – толстые. Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи. 1 вариант – восклицание «Порфирий, ты ли это?
2 вариант – Хо-хо-хо.
- Чему этот рассказ может научить?
Ученики: Этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств. Нужно гордиться своими достижениями (например, у тонкого есть семья; а ведь семья – это самое главное в жизни любого человека). Нельзя завидовать: зависть может испортить даже дружеские отношения.
- Может ли смешной рассказ перевоспитать человека, т. е. заставить работать над самим собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Урок чтения и развития речи . Тема:И.С. Соколов -Микитов "Весна"
Цель: Расширять круг знаний о приметах весны на основе текста.Задачи: Помочь понять, о каких новых приметах весны говорит автор, какие чувства взывает у ребят прилёт птиц, какие изменения произошли в ...
Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».
Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Урок чтения и развития речи А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»
Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. ТолстогоЗадачиОбразовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает&hel...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...
Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018
Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему: «А.П. Чехов «Толстый и тонкий» на сцене. К 163-летию писателя»
Тип урока – урок-мастерская с элементами театрализации.Цели урока: проанализировать рассказ «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова, уделить внимание развитию творческих способностей.Урок буд...