Проект "Ступеньки ненецкого языка"
проект
Проект по работе с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stepenki_nenetskogo_yazyka_.docx | 106.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Материалы по проекту с педагогами
«Ступеньки ненецкого языка»
(реализация проекта с декабря 2022 по март 2023 года)
Автор разработки: педагог дополнительного образования
Вануйто Елена Александровна
Яр-Сале 2022 год
Паспорт проекта «Ступеньки ненецкого языка»
Наименование проекта | «Ступеньки ненецкого языка» |
Вид проекта | Практико – ориентированный, творческий |
Разработчик проекта | Вануйто Елена Александровна |
Основные исполнители | Педагоги детского сада «Солнышко» |
Цель проекта: | создание необходимых условий для изучения и развития ненецкого языка педагогами и потребностей речевой деятельности всеми участниками проекта «Ступеньки ненецкого языка»; популяризация ненецкого языка. |
Основные задачи проекта: | ∙ подбор учебного и дидактического материала для обучения педагогов (не владеющих или слабо владеющих ненецким языком); Проведение анкетирования педагогов. ∙ формирование группы педагогов-единомышленников для организации и реализации проекта. |
Периоды и этапы реализации проекта | 1. этап – Подготовительно – моделирующий (Декабрь – 2022) 2. этап – Практический (январь - февраль –2023) 3. этап – Аналитико – обобщающий (Март - 2023) |
Критерии эффективности проекта | Педагоги совершенствуют звуковую культуру речи по ненецкому языку, повысят рост методического мастерства, представившего собственную стратегию профессиональной деятельности; создадут профессиональную среду для обмена опытом по теме проекта. |
Основные принципы Проекта | - «Позитивный центризм»; - Сочетание доступности, оптимальности материала - Принцип системно – организованного подхода |
Ожидаемый результат | В результате освоения педагоги научатся: - читать на ненецком языке; - переводить тексты (со словарем) на повседневные темы; - вести беседу на ненецком языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; - рассказывать о себе, своей семье, своих интересах; - использовать русско-ненецкий и ненецко - русский словарь. |
Образовательный продукт | В процессе реализации проекта используются информационно - методические материалы, имеющиеся в детском саду «Солнышко», в библиотеке:
|
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие проекта -
Проект предназначен педагогам детского сада «Солнышко».
Форма проведения проекта: фронтальная, групповая, индивидуальная
Актуальность проекта. В настоящее время изучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения.
В семьях коренной национальности ненцев, а также в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.
Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.
Новизна данного проекта заключается в том, что направлен на обучение элементарным словам ненецкому языку педагогам, не владеющими родным языком, или понимающими говорящего, но не владеющими самостоятельно родным языком. В эффективном использовании ненецкого языка на практике в работе с дошкольниками, для того, чтобы дети не просто называли определенное количество слов, а могли общаться друг с другом, с родителями на ненецком языке. В ходе работы будет использоваться индивидуальный подход к ребёнку с учетом его способностей и потребностей в реализации умственного и творческого потенциала.
Постановка проблемы: В детском саду есть воспитанники, не владеющие русским языком, но говорящие на ненецком языке, чтобы был диалог между педагогом и воспитанником необходимо, понимание, владение и знание элементарных слов ненецкого языка педагогом.
Введение (пояснительная записка)
Современное образование направлено на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Большую роль в умственном и нравственном развитии детей играет усвоение неисчерпаемых богатств языка своего народа, который является не только средством общения ненецкого народа, но и средством познания окружающего мира, средством осуществления комплексного решения задач нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания детей. Овладение родным (ненецким) языком в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое. Овладение двумя языками, русским и ненецким, обогащает развитие ребёнка в целом. При изучении ненецкого языка ребёнок имеет возможность опираться на знание русского языка, строя по аналогии предложения, описывая, сравнивая и познавая различия в построении простого предложения. Язык является средством ознакомления с окружающим миром, через язык дети получают знания о нём в соответствии с возрастными способностями и потребностями, сохраняя специфику мировосприятия и миропонимания, отражённую в данном языке. Формирование у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с ненецким фольклором. При инсценировании сказок формируется умение диалогической речи.
Обучение дошкольников педагогами ненецкому языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Прежде всего, имеет значение воспитание любви и интереса к родному (ненецкому) языку, его богатству и красоте. А ознакомление с ненецким фольклором воспитывает нравственные качества (трудолюбие, доброта и т.д.).
Цели проекта:
- Создание необходимых условий для изучения и развития ненецкого языка педагогами и потребностей речевой деятельности всеми участниками проекта; популяризация ненецкого языка.
Задачи проекта:
∙ подбор учебного и дидактического материала для обучения педагогов (не владеющих или слабо владеющих ненецким языком);
∙ формирование группы педагогов-единомышленников для организации и реализации проекта.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта
В результате освоения педагоги научатся:
- читать на ненецком языке;
- переводить тексты (со словарем) на повседневные темы;
- вести беседу на ненецком языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, своих интересах;
- использовать русско-ненецкий и ненецко - русский словарь.
Основное содержание проекта
Тематический план
Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел «Основные сведения о ненецком языке» Некоторые сведения о ненцах и ненецком языке. | 1 ч |
Особенности ненецкого алфавита. | 1 ч |
Знакомство. Слова приветствия и вежливости. Лексика, используемая при знакомстве. | 1 ч |
Просьба. Обращение. | 1 ч |
Вопросительные слова и выражения. | 1 ч |
Раздел «Продукты питания» | |
Продукты питания. Слова, обозначающие продукты питания, фрукты, овощи, ягоды. Лексика, необходимая для общения в продуктовом магазине | 1ч |
Посуда. | 1 ч |
Некоторые виды обозначения модальности. Работа в парах, составление диалогов. | 1 ч |
Раздел «Моя семья» | |
Местоимения. | 1 ч |
Семья. Слова, обозначающие родственные отношения. Генеалогическое древо. | 1 ч |
Разучивание колыбельной песни «Хов, хов, Вакоцёв хонёёв» и других ненецких колыбельных | 1 ч |
Экологический календарь ненцев | 1 ч |
Погода. | 1 ч |
Животные Севера на ненецком языке. | 1 ч |
Практическое задание, инсценировка ненецкой сказки. | 1 ч |
ИТОГО | 15 часов |
Методическое и дидактическое обеспечение:
В процессе реализации проекта используются информационно - методические материалы, имеющиеся в детском саду «Солнышко», в библиотеке:
- детская литература, учебники для национальных школ народов Крайнего Севера, периодические журналы, газеты;
- игры, конкурсы, кроссворды, сценарии;
- наглядные пособия, изготовленные педагогом: образцы поделок, шаблоны, схемы, инструкционные карты;
- дидактические материалы, таблицы;
- календарно-тематическое планирование по проекту; методические разработки, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- видеофильмы, фотоальбомы, альбомы;
- стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
- диски, флешкарта с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующее созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы;
- Интернет-ресурсы (электронные, мультимедийные источники).
Приложение 1.
Анкета для педагогов
Мое отношение к участию в проекте по родному языку
«Ступеньки ненецкого языка»
Цель: Выявить желание педагогов к участию в проекте «Ступеньки ненецкого языка».
- Я хотела бы изучить ненецкий язык (если не владею)
Ваш ответ_______________________________________________________________________________
- Мне интересно узнать интересные факты Ямала, истории Севера, традициях и культуре.
Ваш ответ________________________________________________________________________________
- Я бы хотела почитать специальную литературу по краеведению и родному языку.
Ваш ответ________________________________________________________________________________
- Используете ли Вы в работе с детьми национальные игры (Например: подвижные игры?)
Ваш ответ_______________________________________________________________________________
- Используете ли Вы в режимных моментах занятий ненецкий фольклор? Что конкретно используете? (потешки, стишки, поговорки, пословицы)__________
Ваш ответ_____________________________________________________________________________
- Напишите, каковы Ваши предложения по ходу реализации проекта: «Ступеньки ненецкого языка» (интересующие вас темы о родном крае, истории Ямала, устное народное творчество ненцев)
Ваш ответ (предложения, пожелания)__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"
Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».
Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...
Презентация "Знатоки ненецкого языка"
Презентация к внеклассному мероприятию по ненецкому языку....
Инновационный проект «Учим счёт от 1 до 10» Учебное пособие на ненецком языке для воспитанников кочевых детских садов 28.02.2019
"Россия – многонациональная страна! У нас в стране – России, живёт несколько сот различных национальностей и конфессий. Скажем, в Челябинской ...
задания ВОШ по родному (ненецкому ) языку
Данные задания разработаны для проведение Межрегиональной олимпиады школьников по родному (ненецкому) языку в 8-9 классах. Эту разработку можно использовать как для проведения ВОШ, так и на уроках род...
Тема: Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языка
1слайд Тема: Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языкаАвтор: Марик Оксана Георгиевна, учитель родного (ненецкого) языка МБДОУ «Салемальский детский са...