Инновационный проект «Учим счёт от 1 до 10» Учебное пособие на ненецком языке для воспитанников кочевых детских садов 28.02.2019
проект

Рогалева Оксана Георгиевна

           "Россия – многонациональная страна! У нас в стране – России, живёт несколько сот различных национальностей и конфессий. Скажем, в Челябинской области живёт народ, который называет себя "бакалы", а для учёных этот народ - "нагабайки". Народ один, а имени у него два.         

          Учёный М.А. Кумахов рассказал о трагической судьбе убыхов, народа, который в прошлом веке, измученный бесконечной кавказской войной, ушёл в Турцию. Убыхи жили на землях, где сейчас стоят города Туапсе и Сочи.  И вот оказывается, что на земле остался только один очень старый человек, говорящий на убыхском языке – Тефтик Есенч. Не станет этого человека, и живой язык будет мёртвым языком".

         Мы живём в Ямало-Ненецком автономном округе, здесь проживают такие народности, как – ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Каждая народность имеет свой уклад жизни, традиции, обычаи и свой язык. 

            Язык, является средством связи всех поколений, с помощью языка наши предки передали нам заветы, обычаи и традиции. "Мы должны быть бережны ко всем народам, но особенно внимательны к народам малочисленным. Потеря языка, потеря культур – это обеднение всего человечества. А ведь все наши северные народы малочисленные".

            Будущее многомилионных народов и народов малочисленных зависит не только от взрослых людей, но и от маленьких наших граждан. Какими вырастут, таким и будет наше будущее.

            Поэтому основой задачей на сегодняшний день является укрепление знаний о языке ещё совсем с раннего возраста, когда с первых лет жизни ребёнок только осваивает азы разговорного языка, уже в таком возрасте нужно прививать любовь и интерес к языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ped_initsiativa1.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Салемальский детский сад "Золотая рыбка"

Инновационный проект

«Учим счёт от 1 до 10»

Учебное пособие на ненецком языке

 для воспитанников кочевых детских садов

Составитель: Рогалева Оксана Георгиевна,

преподаватель родного (ненецкого)языка

МБДОУ Салемальский детский сад "Золотая рыбка"

с. Салемал, 2019

Пояснительная записка

           "Россия – многонациональная страна! У нас в стране – России, живёт несколько сот различных национальностей и конфессий. Скажем, в Челябинской области живёт народ, который называет себя "бакалы", а для учёных этот народ - "нагабайки". Народ один, а имени у него два.          

         Учёный М.А. Кумахов рассказал о трагической судьбе убыхов, народа, который в прошлом веке, измученный бесконечной кавказской войной, ушёл в Турцию. Убыхи жили на землях, где сейчас стоят города Туапсе и Сочи.  И вот оказывается, что на земле остался только один очень старый человек, говорящий на убыхском языке – Тефтик Есенч. Не станет этого человека, и живой язык будет мёртвым языком".

        Мы живём в Ямало-Ненецком автономном округе, здесь проживают такие народности, как – ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Каждая народность имеет свой уклад жизни, традиции, обычаи и свой язык.  

            Язык, является средством связи всех поколений, с помощью языка наши предки передали нам заветы, обычаи и традиции. "Мы должны быть бережны ко всем народам, но особенно внимательны к народам малочисленным. Потеря языка, потеря культур – это обеднение всего человечества. А ведь все наши северные народы малочисленные".

            Будущее многомилионных народов и народов малочисленных зависит не только от взрослых людей, но и от маленьких наших граждан. Какими вырастут, таким и будет наше будущее.

            Поэтому основой задачей на сегодняшний день является укрепление знаний о языке ещё совсем с раннего возраста, когда с первых лет жизни ребёнок только осваивает азы разговорного языка, уже в таком возрасте нужно прививать любовь и интерес к языку.

Актуальность и новизна проекта

        "Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. 2019 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом языков коренных народов. В мире насчитывается порядка 7 тысяч языков, каждые две недели умирает один из них".

         Уже более полутора года я работаю преподавателем родного (ненецкого) языка в детском саду "Золотая рыбка"с.Салемал. Моя работа мне очень нравится, я работаю в большом просторном кабинете, окна которого выходят на красивейшую реку Обь.

           В кабинете имеется национальный уголок "Ямал!", в нём обустроен макет игрушечного  детского чума, ненецкие нарты, национальные куклы из утиного клюва "Ӈухуко", а также детские игрушки – собачки, белочки и оленята. На полках шкафа вы увидите разнообразие национальных атрибутов – ненецкие узоры, одежда сшитая из шкуры оленя, головные уборы, женские украшения из бисера и стекляруса, игрушечные "люльки" расшитые орнаментом. Большое значение предаю оздоровлению подрастающего поколения, поэтому имеется так же папка - передвижка "Лекарственные растения." В  углу кабинета можно обнаружить расшитые орнаментом национальные одежды – "ягушки" и "малицы". Так же кабинет родного языка имеет свою ненецкую литературу. Данная литература в основном предназначена для детей школьного возраста, многие издания постсоветского времени, которые уже давно не переиздавались. Стихотворения, имеющиеся в книгах Леонида Лапцуй, Ивана Истомина и других поэтов и писателей содержат информацию тех далёких времён. Я считаю, что современным детям слышать про Ленина уже не интересно, хотя данные стихотворения и не входят в школьную программу, но многие тексты содержат отголоски Постсоветского периода. Поэтому я считаю нужно начать создание литературы именно предназначенной для детских  и кочевых садов. Книг для детей дошкольного возраста очень мало, что последнее попалось мне на глаза, это серия детских книг про Вако -  "Вако' азбука", "Вако' хобцокоця" Вануйто Г.И., Няруй В.Н.

      Темой своего проекта я решила взять «Комплект учебных пособий на ненецком языке Учим счёт от 1до 10»,  актуален как для Салемальского детского сада "Золотая рыбка", так и для кочевых детских садов, в которых осуществляется обучение родному (ненецкому) языку, так как в ходе реализации инновационного проекта будет разработано методическое пособие по родному (ненецкому) языку. Свой проект я решила разработать на основе "Комплекта учебных пособий на селькупском языке" Р.А. Кусамина, в данном комплекте имеются:  селькупская азбука, счёт от 0 до 10, сказки, загадки, раскраски, игры, орнаменты и песни. Данное пособие мне очень понравилось, всё легко и просто изложено.  Думаю для дошколят ненцев стало бы очень увлекательно на занятиях родного языка, если бы воспитанники пользовались разработанным пособием. Сейчас я разработаю "Учим счёт от 1 до 10", а дальше я уже планирую и другие книжки из это серии, это будет раскраска "Салемал", "Ненецкие узоры"," Ненецкие сказки и загадки", "Ненецкие песни".

        Новизна проекта.  В Салемальском детском саду "Золотая рыбка" ещё не было опыта создания данного проекта. Так как я люблю свой язык и стараюсь  его ещё лучше освоить, печатаю эссе и статьи на ненецком языке; одна из моих любимых, статья о моей бабушке Нябуконе, которую напечатали в газете "Время Ямала". Мои воспитанники тоже любят свой ненецкий язык и увлечённо его учат. Каждый год я вместе с детьми учу стихотворения на конкурс «Лапцуевские чтения».

         А так же  мои воспитанники участвуют в конкурсах Ямальского района и окружных конкурсах, что стимулирует детей и воспитателей  для дальнейшего развития. Деятельность направлена на  повышение  учебной мотивации детей из числа ненецкой национальности  к изучению родного (ненецкого) языка.

    Проблема

           Повышение интереса воспитанников и учащихся к культуре своего народа, своему языку, обычаям и традициям, является основной проблемой нашего общества. Если мы не будем прививать интерес детей к родному языку ещё с раннего возраста, то наш язык умрёт, мы с вами получим деградацию современного поколения. Интереса кроме гаджетов у детей не будет.                                                      

Решением этой проблемы я считаю, создание детской литературы на ненецком языке  для детей дошкольного возраста 5-6лет. Возможен и такой расклад,  нужно переводить детские книжки современных русских писателей на ненецкий язык, чтобы детям было доступно, понятно и в первую очередь интересно.                          

     Идея проекта

Основная идея проекта   "Учим счёт до 10" учебное пособие на ненецком языке для воспитанников детских садов  заключается в том, что разработка  позволит решить ряд специфических для нашего детского сада проблем:

  • повысится количественный показатель воспитанников, изучающих родной (ненецкий) язык;
  • успешная социализация детей ненецкой национальности;
  • будет создано методическое пособие    на основе данного проекта                                    

Цель:

- Разработать учебное пособие для дошкольников 5-6 лет.

- Вызвать интерес к ненецкому языку у детей младшего возраст.

- Прививать у детей любовь к своей малой Родине.

- Научится различать у детей ненецкие предметы быта и ненецкую национальную одежду.

- Создание условий для дальнейшего развития воспитанников.

-  Изучая счёт воспитанники подготовятся к обучению в школе.

Задачи:

1.Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности, развития инновационного потенциала воспитателей и педагогов детского сада;

2. Индивидуализация учебного процесса в работе с  детьми, испытывающими трудности в изучении родного (ненецкого) языка;

Этапы реализации проекта:

  • Организационный этап (сентябрь– март 2019 г.)
  •  Изучение литературы и опыта других регионов;
  • Разработка проекта;
  • Проведениедиагностики уровня качества знаний по ненецкому языку;
  • Представление проекта на муниципальном уровне.
  • Практический этап (март 2019 г. –  апрель 2019 г.)
  • Реализация проекта в детском саду Золотая рыбка;
  • Участие в различных мероприятиях;
  • Диагностические исследования уровня формирования языковой компетентности.
  • Заключительный этап (май – июнь 2019г.)
  • Подведение итогов реализации проекта;
  • Подготовка и представление итогового отчета;
  • Издание методической разработки «Учим счёт от 0 до 10».

План работы

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Организационный этап (сентябрь2018 – март 2019 г.)

1.1

Изучить литературу и опыт других регионов

сентябрь

Разработчик

проекта

1.2

Проведение диагностики уровня качества знаний по ненецкому языку;

Анкетирование «Значимость и необходимость изучения родного языка  в детском саду»

декабрь

Разработчик

проекта

1.3

Разработка проекта

январь-февраль 2019г

Разработчик

проекта

1.4

Представление проекта на педагогическом совете.

февраль

Разработчик

проекта

1.5

Приобретение необходимого оборудования

март

Администрация детского сада

Практический этап (март 2019 г. –  апрель 2019 г.)

2.1

Реализация проекта в детском саду Золотая рыбка

март 2019 г. – май 2019 г.

Разработчик

проекта

2.2

Участие в различных мероприятиях:

  1. “Кто в тундровом крае живёт? Что в тундровом крае растёт?”
  2. Экскурсия в мини-музей ДОУ «Мой любимый край».
  3. Квест игра «Животный мир моего родного края».
  4. Квест игра «Мир, в наследство данный».
  5. «В гостях у сказки».
  6.  НОД «В чуме у огня».

сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Разработчик

проекта

2.3

Диагностические исследования уровня формирования языковой компетентности

сентябрь 2018 г. – декабрь 2019 г.

Разработчик

проекта

Заключительный этап (май – июнь 2019г.)

3.1

Подведение итогов реализации проекта (мониторинговые исследования)

январь - май

Разработчик

проекта

3.2

Подготовка и представление итогового отчета

май

Разработчик

проекта

3.3

Методическая разработка  проекта

«Учим счёт до 10»

Учебное пособие на ненецком языке для воспитанников детских садов

март

Разработчик

проекта

3.4

- проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации Проекта;

-подготовка  отчѐтности по результатам анализа

июнь

Разработчик

проекта

Ожидаемые результаты проекта

При  реализации данного проекта предполагается  получение следующих результатов работы:

1.        В  Салемальской  детском саду Золотая рыбка будут созданы новые условия для качественного обучения воспитанников по родному (ненецкому) языку.

2.        Повысится качество обучения воспитанников по родному (ненецкому) языку.

4.      Будет осуществляться успешная социализация детей ненецкой национальности.

5.        Повышение результативности участия дошкольников в конкурсах по родному (ненецкому) языку.

6.        Привлечение родителей воспитанников к образовательному процессу.

Практическая значимость результатов проекта

1.        Повысится качество обучения по родному (ненецкому) языку за счет внедрения в учебно-образовательный процесс школы учебного пособия на ненецком языке для воспитанников детских садов "Учим счёт от 0 до 10".

2.        Обучение станет более доступным для детей испытывающих трудности в изучении ненецкого языка.

3.         Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

Смета проекта:

№ п/п

Наименование

Кол-во

Сумма

1

Бумага

(формат А-4)

5шт.

3000 руб

2

Краска для принтера Canon PIXMA G3400

20шт.

10000 руб.

3

Принтер Canon PIXMA G3400

1шт.

20000 руб.

Итого:

33000руб.

Предполагаемые риски и пути их преодоления

Риски:

  • Низкая заинтересованность воспитанников детского сада;

  • Недостаточная заинтересованность родителей в участии их детей в проекте.

Пути устранения рисков

  • Применение активных форм работы с дошкольниками, проведение различных мероприятий на родном ненецком языке;

Развернутая разъяснительная работа с родителями дошколников 5-6 лет

Литература

1. Журнал "Мурзилка"9 1990г. под ред. Т.Андросенко "Молодая гвардия";

2. А.В.Хомич "Ненцы" 1995г. Спб, Русский Двор;

3. Окотэтто E.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит.дет. садов Ямала. - CПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1998.-183c.

4. Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для дошк.образ.учрежд. - CПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2008.-64c.

5. Роговер Е.С. Литература народов Севера. Очерки, статьи, эссэ: Учебное пособие. - CПб.:  Издательство "Дрофа" Санкт-Петербург, 2008.-319c.

6.Няруй В.Н.Ӈопой, сидя,няхар ",тет,самляӈг…..:- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2012.-35 с.

7. П.Н.Богун «Игра как основа национальных видов спорта», CПб., «Просвещение»

8.ОкотэттоE.Н. Ненецкие загадки для детей: - CПб.:отд-ние изд-ва "Алмаз-Граф",2014.-143c.

9.В.А.Саблина «Едэйко»:  Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 63с.

Интернет ресурсы:

http://www.chumoteka.ru/p/onao.html

mincult12.ru/node/5016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"

Содержание1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты              с. 3-62. План (календарный) мероприятий по предупре...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Воспитатель:Габоева МарианнаАнатольевнаТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Сценарий выпускного в детском саду "Лучше всех" 2019 г.

Сценарий выпускного составлен по  передаче " Лучше всех". Цель праздника -  показать  таланты детей, как итог того, чему учились в детском саду.  Встречали гостью - Шапок...

«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019

Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики развития воспитанников МАДОУ – детского сада № 366 за 2023-2024 уч. г.

Документ содержит в себе результаты мониторинга по всем направлениям работы педагога-психолога ДОУ....