Арт – технологии на уроках литературы. Коллаж.
методическая разработка

Солодянкина Татьяна Сергеевна

Сегодня, в современном мире, как никогда актуальна роль смыслового чтения в духовно – нравственном воспитании подростков. Литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-tehnologii.docx704.84 КБ

Предварительный просмотр:

Солодянкина Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы посредством использования Арт – технологий

Сегодня, в современном мире, как никогда актуальна роль смыслового чтения в духовно – нравственном воспитании подростков. Литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Очень важно, чтобы на уроках обучающийся  не только получал  познания  о мире, но и пропускал этот опыт через себя: учился что-то создавать, учился общаться, осознавал свое место в окружающей действительности. В процессе формирования  мировоззрения ребят, их способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нем, педагог  должен ориентировать подростков на общечеловеческие ценности. Чтобы это произошло, учитель использует современные педагогические технологии. Одной из таких технологий,  соответствующих  деятельностному подходу в обучении и новым государственным стандартам в образовании, являются арт-технологии. Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др.

        Ведущую  роль занимает творческая деятельность. Творчество является отражением внутреннего мира автора, потому что он вкладывает в процесс некие аспекты своей личности. Творческая деятельность в процессе обучения не только помогает формировать следующие умения обучающихся: преобразовывать информацию, интерпретировать ее, находить пути решения проблем, но помогает понять, стали ли общечеловеческие ценности ценностями подростков.

Творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства – это и есть Арт-технология.  Благодаря использованию системы приемов данной технологии, формируется собственная позиция, что способствует самоопределению подростка. Как форма воспитательной работы Арт-технологии имеют ряд особенностей: демократичность, возможность самовыражения, коммуникации.  Благодаря инновационным художественным технологиям мы можем создавать фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллажи, слайды, инсталляции; сказки; песни; стихотворения; игры; кинематографические работы; театральные постановки; танцы и т.д. Использование креативного подхода позволяет учителю заинтересовать ученика,  мотивировать его на работу в группе, на создание творческой работы, которая  опирается  воображение, интуицию, творческое мышление.

Прием «Коллаж» на уроках литературы

Прекрасно вписывается, как элемент, на урок литературы -  Коллаж. Ученики с большим удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, делают вырезки из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других интересных материалов. На уроках литературы такую работу необходимо проводить после прочтения большого произведения. Безумно интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы, рождают разнообразные ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое мнение и высказать свою точку зрения. Коллаж можно создавать как на этапе первичного восприятия художественного произведения, так и после анализа текста, на этапе вторичного восприятия. Особо актуальна эта форма в процессе изучения драмы: как известно, в пьесах отсутствует развёрнутый авторский комментарий, обычно он сведён до уровня ремарок, нет описания внешности действующих лиц, места действия, скупо обозначены детали пейзажа или интерьера. Дав волю своему воображению, ученики могут наглядно выразить своё видение того или иного персонажа, пейзажа или интерьера.  Коллаж может быть выполнен как традиционным способом – с помощью вырезанных или распечатанных рисунков, составляющих единую композицию, так и современным – с использованием графического редактора. В последнем случае, задание обычно даётся на дом из-за временных и технических ограничений. Конечно, создание коллажа это поэтапная работа, требующая подготовки, прежде всего  с текстом. Уместным будет использовать план для работы с произведением:

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь правильно сформулировать основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.

2. Выделите ключевые слова, образы, главные картины в стихотворении.

3. Выделите яркие цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие    

     цвет.

4. Расположите автора и название стихотворения на основе, которую вы заготовили.

5. Приступайте к созданию коллажа.

Возможен вариант, когда учитель предлагает определенный алгоритм работы над коллажем:

1. Поиск идеи.  Что Вы хотите рассказать с его помощью? Продумайте, какие элементы коллажа (картинки и т.п.) могут символизировать эту идею. Очень хорошо, если у вашего коллажа будет одна основная идея, общая основная мысль, заголовок.

2. Выбираем основу для коллажа. В этом случае вы можете воспользоваться фантазией и применить любую технику.  Удобнее будет на ткани или картоне. С такими материалами наиболее просто работать.

3. Далее необходимо подготовить части Вашего коллажа. Включайте в него слова, которые помогут расшифровать идею. Основную часть картинок подрежьте так, чтобы сократить ненужные пустоты при совмещении этих картинок.

4. Вот теперь есть возможность поиграть:  передвигая детали Вашего коллажа по основанию. Выберите наиболее удачный вариант, на Ваш взгляд, подчеркивающий основную идею работы.

5. Теперь можно клеить.

  • Совсем не обязательно промазывать клеем всю поверхность элемента целиком, можно проклеить только вершины.
  • Вы можете мять бумагу или ткань, для того, чтобы получить интересную акцентную структуру.

6. После того, как основной коллаж высох, добавьте ему различных декоративных деталей: 3-мерных сложных или блестящих – по Вашему вкусу.

  • Может быть, Вы хотите что-нибудь написать?
  • Или приклеить бусинки, кольца, бобы, сухие цветы и т.п.

        Такая работа будет уместна при изучении следующих тем: «Поэзия Серебряного века», «Творчество В.В.Набокова», «Импрессионизм в поэзии» и т.д.  

Не менее интересно может быть работа с портретам писателей и поэтов.

Портрет-коллаж делается из фотографий или иллюстраций, имеющих какое-либо символическое значение. Используемые при его составлении детали могут придать образу эмоциональный оттенок, отразить особенности восприятия образа автором коллажа: героический, трагический, драматический, романтический, сентиментальный, сатирический. Разработка портрета подразумевает определенный алгоритм действий: сначала учащиеся должны описать внешность персонажа, охарактеризовать его образ жизни и род занятий. На следующем этапе работы следует предложить и обосновать свою версию портрета-коллажа, отметив, какие детали должны в нём присутствовать. Во время презентации проекта ученику можно задать следующие вопросы: Как цветовая гамма коллажа помогает передать настроение героя? В чем заключается символическое значение выбранных вами визуальных образов? Как они соотносятся с текстом? и т. п. Эскиз костюма – является упрощённым вариантом портретного изображения, в котором внимание обращается не на лицо героя, а на его одежду.

Также уместно будет вспомнить и про эскиз афиши, обязательными элементами которого являются название спектакля, а также место и время показа. Кроме того, на изображении может быть представлена информация о режиссере, актёрах и других участниках театрального действа, отражены основные действующие лица пьесы. Композиция создаваемой афиши должна передавать основной конфликт произведения и его проблематику: например, противостояние Чацкого и фамусовского общества можно отобразить при помощи расположения портретов с разных сторон листа и т. п.

Интересен как один из приемов, используемых для выявления восприятия учащимися текста произведения, является - герб. Существует несколько разновидностей гербов: герб героя, города, страны, автора произведения. Он может состоять из символов, которым ученик даёт письменное обоснование, объясняя значение формы герба, используемых цветов или девиза (в случае его наличия). Герб часто становится не только результатом самостоятельной работы учащегося на этапе восприятия, но и основой дидактической игры, когда ученикам предлагается отгадать его владельца.C:\Users\Татьяна\Downloads\2022-11-13_19-57-33.png

Самым оригинальным и долгосрочным проектом является прием создания комикса. Необычность этого жанра заключается в том, что изображение тесно интегрировано с текстом и отдельно от последнего не воспринимается, так же и текст в отрыве от рисунка не передаёт всей полноты содержания. Поскольку рисование комикса от руки требует не только высокого уровня художественного мастерства, но и больших временных затрат, гораздо удобнее использовать графический редактор. Алгоритм создания комикса обычно включает следующие этапы:

создание сценария комикса учениками, написание диалогов и монологов;
* создание эскизов, раскадровка, рисование фонов и фигур;
* сканирование чертежей и печать;
* обработка изображений в графическом редакторе;
* редактирование комиксов.
Художественные приемы помогают интерпретировать текст, избежать монотонности и скуки, побуждают подростков перечитывать и глубже погружаться в мир искусства мастера. При изучении биографий поэтов и писателей целесообразно использовать методы художественной техники. Они могут быть своего рода домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы"

Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся...

Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе

Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе....

Использование проектной технологии на уроках литературы

Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...

Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока

ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....

Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках литературы при подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе

1. Здоровьесберегающая технология, как средство реализации ФГОС.2. Примеры использования технологии на уроках литературы в 9 классе приподготовке к ОГЭ.3. Результаты использования здоровьесберегающих ...