Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе.
Школа 2100
Современники о русских романтиках
Цели урока:
1.Дать представление о литературном процессе первой трети 19 века.
2.Сформировать у школьников желание и умение реализовывать творческую возможность и потребность в духовном росте
3. Обобщить и систематизировать материал, изученный в разделе, проанализировать наработки по теме( работа групп по ОТ)
4. Проанализировав мнение современников о русских романтиках, сделать вывод о значении русского романтизма, наметить перспективы работы по творчеству русских писателей 19 века.
Ход урока.
- Эпиграф к уроку ( Шеллинг) ( слайд1)
- Определение целей урока ( слайд 2)
Напоминаю про этапы работы по теме.
1 этап- вводное повторение, изучение терминологии, обобщающая лекция.
2 этап-деление групп по использованию определенной образовательной технологии
Отчет групп о работе по ОТ
а) лаборатория учебного исследования
Составление словаря темы
Романтизм - литературное направление, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века.
Романтизм- творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу
( слайды3, 4)
Отбор материала:
Система ценностей романтизма
- культ творчества
- главенство воображения над рассудком
- обострённое внимание ко всему нестандартному и необычному
- призыв к раскрепощению личностных сил человека
- следование природе
- символическое истолкование мира
- понимание мифа как идеала романтического творчества
- идеализация прошлого и архаических культур
- интерес к экзотике
- внимание к сильной личности
- бунтарство, противоборство тирании ( слайд 5)
Слово в искусстве романтизма
- Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.
- Герои конфликтуют с обществом.
- Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.
- Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный.
- Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.
( слайд6)
Формула романтизма
Необычный герой в необычных обстоятельствах ( слайд 7)
« Романтизм Жуковского»,
« Романтизм Батюшкова»,
« Романтизм в музыке» , ( слайды 8-43)
« Романтизм в живописи и архитектуре»
б) моделирование.
Представление символов романтизма
Памятник романтизму
в) проектирование
Создание игры « За семью печатями»
подготовка заданий для « Поля чудес»
г) система творческих заданий
1. Настроение создают музыканты( 2 пьесы) и вокалисты ( романс)
2. Чтение стихотворений В.А.Жуковского и К.Батюшкова
« Море»
« Невыразимое»
« Есть наслаждение и в дикости лесов…»
« Подражание древним»
Ассоциации от прослушанной музыки, увиденных картин, по теме цикла.
- какие образы встают перед вами, какие вы видите краски, слышите звуки?
Некоторые ребята из творческой группы, ребята, посещающие занятия клуба « Первоцвет» попытались создать собственные стихи, используя романтизм как творческий метод, или поддавшись романтическому настроению. Было решено, что направление этим работам даст строчка известного стихотворения. Итак, работы ребят « Предчувствую тебя…».
***
Мы стремимся всё больше успеть,
Мы меняем дела на дела.
Погружаясь в забот круговерть,
Мы теряем остатки тепла.
Мы взамен оставляем мечты
И подводим надеждам баланс.
И уродство немой пустоты
Укрывает иллюзий атлас.
Создаем мир ненужных вещей
Из осколков несбывшихся снов
И не ищем пропавших ключей
От хранящих мечты сундуков. ( Соколова А)
***
Предчувствую тебя, мелодия любви,
Что в ритме сердца заиграла.
Моя звенящая мелодия любви,
Вся музыка к твоим ногам упала.
Предчувствую тебя и жду,
Я только о тебе мечтаю.
Услышать ноты радости хочу,
Сонату будущего осмысляя.
Хранить и вечно помнить буду я
МузЫки той чудесное звучанье.
Во мне звучит мелодия моя,
Продлись, продлись очарованье. ( Ордак К.)
***
Села бабочка на руку, создала она мне мУку.
И ушел я в небеса, призадумался тогда.
Вижу бывшую мою, вспоминаю и люблю.
Так хочу назад вернуться , ей печально улыбнуться.
Но проснулся я тогда( это было как всегда)
Замечтался я опять, нет, её мне не понять… ( Лавринович А.)
***
Наивный, немного детский
Стих я хочу написать,
Слегка романтической пьески
Мотив на нём будет лежать.
Мотив романтической пьески,
Где будут любовь и мечты,
И будут слова здесь не резки,
По- девичьи наивны, просты.
Нет, так я писать не умею:
Наивность- черта не моя.
Про чью- то прогулку в аллеях
Писать уже буду не я..
Наверно, чуть- чуть я влюбилась,
Мне надо об этом кричать.
Итак, моя тайна раскрылась
Теперь я не в силах молчать. ( Чаусенко А.)
***
Предчувствую тебя, творений моих Муза.
Зову тебя, любя, нет, ты мне не обуза.
Являешься ко мне во снах и наяву,
Совсем- совсем не знаешь, как я тебя люблю.
Не сыщешь краше в свете слова, что даришь ты.
Ты за меня в ответе, царица красоты.
Подольше будь со мною, мне помоги в трудах,
Чтобы звучали сладко слова в моих стихах.
Стой рядом в изголовье, когда я сочиняю.
А это вот творенье тебе я посвящаю ( Кривошеин И.)
***
Плачет дождь за окном,
А я плачу в квартире.
И прошу об одном:
Ты вернись ко мне, милый.
Плачет дождь, плачу я
И стихи мои плачут.
Не вернуть мне тебя,
А могло быть иначе.
Мы б гуляли вдвоем,
Ты дарил бы мне песни,
Эти песни о том,
Как нам жить интересно! ( Кущенко М.)
***
Плачет дождь, как слезы, льется,
Краски яркие смывая.
Ручеек уж не смеется,
Грустно в лужицы стекая.
Ветер с холодом уносит
Радость из сердец людских.
А моё сердечко просит
Слов и песен, но иных!
Про того, что всё ж по лужам,
Не боясь, идет вперед.
Грустный мне мотив не нужен-
Радость пусть меня найдет.
Как кораблик в океане,
На простор я поплыву.
Не удержат на аркане-
Я свободою живу! ( Виноградова Ю)
д) информационные технологии
Помощь в оформлении работ групп а), б), в), г).
Определяем значение изученной темы, переходим к высказываниям современников о русских романтиках
Учебник с.143
а) Высказывание Н.В.Гоголя
В то время, когда Жуковский стоял еще на первой поре своего поэтического развития, отрешая нашу поэзию от земли и существенности и унося её в область бестелесных видений, другой поэт, Батюшков, как бы нарочно ему в отпор, стал прикреплять ее к земле и телу, высказывая всю очаровательную прелесть осязаемой существенности. Как тот терялся весь в неясном еще для него самого идеальном, так этот весь потонул в роскошной прелести видимого, которое так ясно слышал и так сильно чувствовал
б) Высказывание А.Бестужева
С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии. Оба они постигли тайну величественного, гармонического языка русского, оба покинули старинное право ломать смысл, рубить слова для меры и низать полузабытые рифмы
в) В.Белинский
Самостоятельная художническая муза Батюшкова борется с ложным французским направлением- и то побеждает его, то побеждается им
г)Мандельштам
Словно гуляка с волшебною тростью
Батюшков нежный со мною живет.
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поет ( Дафна- муза из « Метаморфоз» Овидия)
д) С.Марков
Печальный Батюшков- во мгле
В земле своих Прилук…
О, сколько было на земле
Свиданий и разлук!
……… ( Прилуки- место на Вологодчине , где родился поэт).
И до рассвета слышал он
Неутомимый звук-
Протяжный, постоянный звон
Колоколов Прилук.
д) Батюшков о Жуковском.
Любимец нежных муз! Пред нашею столицей
Он храбры гимны пел, как пламенный Тиртей…
(Тиртей-греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями)
Подведение итогов урока:
- чему научились?
- каково место данного урока в системе уроков по литературе 19 века?
- определите д.з.
1. Мини- сочинение « Как мы работали по теме» ( форма- дневниковые записи романтика- путешественника, сон романтика, альбом героини произведения романтиков)
2. Иллюстративный ряд к произведениям романтиков)
3. учебник в.1-4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremenniki_o_russkih_romantikah.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1.Дать представление о литературном процессе первой трети 19 века. 2.Сформировать у школьников желание и умение реализовывать творческую возможность и потребность в духовном росте 3. Обобщить и систематизировать материал, изученный в разделе, проанализировать наработки по теме( работа групп по ОТ) 4. Проанализировав мнение современников о русских романтиках, сделать вывод о значении русского романтизма, наметить перспективы работы по творчеству русских писателей 19 века .
Какие значения слова «романтизм» вам знакомы?
Романтизм - литературное направление, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века. Романтизм - творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу
система ценностей романтизма культ творчества главенство воображения над рассудком обострённое внимание ко всему нестандартному и необычному призыв к раскрепощению личностных сил человека следование природе символическое истолкование мира понимание мифа как идеала романтического творчества идеализация прошлого и архаических культур интерес к экзотике внимание к сильной личности бунтарство, противоборство тирании
Слово в искусстве романтизма. Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства. Герои конфликтуют с обществом. Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе. Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный. Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.
Универсальная формула романтизма необычный герой в необычных обстоятельствах
П редставители романтизма в литературе Джордж Гордон Байрон
Но в сердце Чайльд глухую боль унес, И наслаждений жажда в нем остыла, И часто блеск его внезапных слез Лишь гордость возмущенная гасила. Меж тем тоски язвительная сила Звала покинуть край, где вырос он, - Чужих небес приветствовать светила; Он звал печаль, весельем пресыщен, Готов был в ад бежать, но бросить Альбион. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда».
П редставители романтизма в литературе Вальтер Скотт Эрнст Теодор Амадей Гофман
П редставители романтизма в литературе Виктор Гюго Адам Мицкевич
В.А.Жуковский Первый русский романтик.
Василий Андреевич Жуковский — выдающийся поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности
Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека.
Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.
К.БАТЮШКОВ Любимец нежных муз
Дом К.Батюшкова в Вологде
Мемориальная доска на доме К.Батюшкова
Рисунки Батюшкова
Наполеон. 1820.
Из альбома С.Пономаревой
Пейзаж с домом. 1830.
Конь. 1820.
Пейзаж с лошадьми.1830.
Современники и друзья Н.В.Кукольник А.С.Пушкин Н.М.Карамзин
Каспар Фридрих Странник над туманным морем Романтизм в живописи
Карл Брюллов Последний день Помпеи
Иван Айвазовский Ледяные горы
Иван Айвазовский Радуга
Иван Айвазовский Кронштадт. Форт император Александр
Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года Уильям Тёрнер
М.Врубель « Демон»
Восход луны над морем Каспар Фридрих
Теодор Жерико Плот «Медузы»
Эжен D елакруа Ладья Данте
Исключительность романтического героя Внутренняя раздвоенность Одиночество в реальном мире Поиски идеала и мечты Жизнь в сфере эмоций и чувств Герой не преклоняется перед миром природы. Предметы усиливают, повторяют черты героя или оттеняют по принципу контраста.
Три автопортрета Ореста Кипренского . Портрет передает и состояние души героя.
Архитектура эпохи романтизма
Романтизм в музыке
Феликс Мендельсон
Фредерик Шопен
Никколо Паганини
B инченцо Беллини
В.Белинский Самостоятельная художническая муза Батюшкова борется с ложным французским направлением- и то побеждает его, то побеждается им
Батюшков о Жуковском. Любимец нежных муз! Пред нашею столицей Он храбры гимны пел, как пламенный Тиртей… (Тиртей-греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями)
О.Мандельштам Словно гуляка с волшебною тростью Батюшков нежный со мною живет. Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну поет ( Дафна- муза из « Метаморфоз» Овидия)
С.Марков Печальный Батюшков- во мгле В земле своих Прилук… О, сколько было на земле Свиданий и разлук! ……… ( Прилуки- место на Вологодчине , где родился поэт).
И до рассвета слышал он Неутомимый звук- Протяжный, постоянный звон Колоколов Прилук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
Мастер-класс...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Рабочая программа"Совершенствование методов обучения в условиях применения современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Титульный лист...
Применение новых образовательных технологий на уроках литературы
Применение новых образовательных технологий на уроках литературы. Н.В. Гоголь "Мертвые души"...
"Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Представление педагогического опыта " Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"...