Использование инновационных педагогических технологий на уроках литературы
статья по литературе по теме

Приём "Ромашка Блума" в преподавании литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных педагогических технологий на уроках литературы

Е.В.Севидова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Новокузнецк

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - сказал Б. Шоу. Эти слова я считаю девизом своей работы и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными.

Я активно и успешно применяю элементы проблемного и игровых форм обучения, придерживаясь принципов личностно – ориентированного обучения.

Однако на протяжении многих лет педагогической деятельности я стремилась найти такую методику преподавания литературы, которая позволяла бы каждому ученику в классе не только получать знания, но и творчески, по - новому осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, способствовала бы выработке умения самостоятельно добывать необходимую информацию и умело использовать её в разных коммуникативных ситуациях.

Усовершенствуя методику своей работы, я направила ее в сторону развития креативности мышления, что отвечает требованиям современного воспитательно – образовательного процесса.  В этой связи, в рамках внутришкольной системы повышения квалификации, я освоила, апробировала и внедрила в воспитательно – образовательный процесс методы и приемы  технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления), ставшие основой моей системы работы.

Главная привлекательность ТРИЗ и РКМ, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный опыт.

На каждом этапе урока применяю разнообразные приемы технологий ТРИЗ и РКМ: «Верные – неверные утверждения», «Инсерт», «Логические цепочки»,  «Морфологический анализ», «Круги по воде», «Другая точка зрения», «Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «Круги Эйлера», «Синквейн», «ПОПС-формула», «ТРИЗ-загадки», «Плюс – Минус – Интересно» и др.,  которые позволяют включать обучающихся в мыслительную деятельность и творчески перерабатывать изученную информацию в работе с различными источниками: учебником, словарём, справочником, текстами художественной и критической литературы, Интернет - ресурсами.

Известно, что греки считали Сократа самым мудрым человеком на свете, хотя сам он полагал, что умеет делать хорошо только одно: задавать вопросы, с помощью которых собеседники сами приходили к истине. В технологии ТРИЗ и РКМ вопросы бывают разные: простые и сложные, «толстые» и «тонкие», а вот американский психолог и педагог Бенджамин Блум предложил достаточно популярный в современном образовании приём «Ромашка Блума», получивший в России название «Ромашка вопросов».  Этот приём основан на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Итак, в ромашке Блума шесть лепестков – шесть типов вопросов:

                               

  1.    простые – отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,        вспомнить и воспроизвести какую-либо информацию;
  2.   уточняющие обычно начинаются со слов: «Я могу ошибаться, но, по-моему, Вы сказали….» или «То есть ты говоришь, что…» . Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он сказал;
  3. интерпретационные (или объясняющие) обычно начинаются со слов: «Почему…?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой;
  4. творческие вопросы содержат элемент условности, предположения, поэтому в нём часто встречается частица бы;
  5. оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;
  6. практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

С целью повышения  эффективности   и   качества   процесса   обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умений самостоятельно приобретать новые знания, активно использую информационно – коммуникационные технологии.

ИКТ использую на всех типах уроков, при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе. Создаю презентации уроков, использую электронные тренировочные материалы, всевозможные тестовые задания, предлагаю обучающимся проектные работы.

Литература

1. Загашев, И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

2. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.

3. Кругликов, Г.И., Симоненко, В.Д.Технология творчества. – Курск, 1995. – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий на уроках физического воспитания

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

презентация на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках литературы"

Материал может быть использован при подготовке учителя к урокам литературы....

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....

Использование современных педагогических технологий на уроках литературы

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность этих знаний в дальнейшей жизни. Для реализации познавательной и...

Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».

В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.

Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как гов...