Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_rodnoy_yazyk_7_klass_2022.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Монастырская основная общеобразовательная школа» г.о. Саранск РМ
СОГЛАСОВАНО руководитель школьного методического объединения Н.А.Кузьмина «____»_____________2022 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______________А.А.Автейкин «___»____________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МОУ «Монастырская ООШ» _______________Л. Ф. Левина «_____»_____________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
по | Русскому родному языку | ||||||||
для | (предмет) седьмого | класса | |||||||
учитель | (класс) Миронова Наталья Ивановна | ||||||||
квалификационная категория | (ФИО педагога) соответствие занимаемой должности | ||||||||
Составлена в соответствии с программой | |||||||||
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы / под ред. О.А. Александровой. – | |||||||||
(название программы с указанием автора и сборника, года издания) М.: Просвещение, 2020 | |||||||||
учебник | Александрова О.А. и др. Русский родной язык. 7 класс. – | ||||||||
(автор-составитель, полное название) М.: Просвещение, 2021 | |||||||||
1 | 34 |
кол-во часов в неделю кол-во часов в год
2022 г.
I. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла , адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
II. Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (10 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚
наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-
стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.
Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том
числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их
типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор и дискуссия,виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная
информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Проверочная работа | Количество часов |
Язык и культура | 1 | 10 | |
Культура речи | 1 | 12 | |
Речь. Текст | 1 | 8 | |
Повторение | 1 | 4 | |
Всего: | 4 | 34 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по программе | Основные результаты обучения | Дата | |
план | факт | ||||
Раздел № 1. Язык и культура (10 часов) | |||||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осознание роли русского родного языка в жизни человека. Осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества. | ||
2. | Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | Определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом.Наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке | ||
3. | Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | Понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; определение значения историзмов в языке. | ||
4. | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 1 | Осознание изменений в языке как объективного процесса.Определение значения архаизмов с национально-культурным компонентом. | ||
5. | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 1 | Понимание роли архаизмов в современном русском | ||
6. | РР Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 1 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным | ||
7. | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | Понимание роли заимствованной лексики в современном русском | ||
8. | РР Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | Определение значения лексических заимствований | ||
9. | Повторение пройденного в разделе «Язык и культура» | 1 | Обобщение знаний, полученных в разделе «Язык и культура». Целесообразное употребление различных пластов лексики. | ||
10. | Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура». | 1 | Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | ||
Раздел № 2. Культура речи (12 часов) | |||||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | Использование орфоэпических словарей для определения нормативного произношения слова; понимание смыслоразличительной роли ударения и орфоэпической вариативности; стремление к совершенствованию собственной речевой деятельности; выявлению и исправлению орфоэпических ошибок в устной речи. | ||
12. | РР Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | Осознание важности соблюдения орфоэпических норм современного русского литературного языка для культурного человека;умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учётом её соответствия основным нормам литературного языка. | ||
13. | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 1 | Соблюдение нормы ударения в отдельных грамматических формах полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий. | ||
14. | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 1 | Совершенствование собственной речевой деятельности; выявление и исправление орфоэпических ошибок в устной речи. | ||
15. | Трудные случаи употребления паронимов. | 1 | Соблюдение норм употребления паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;различение типичных речевых ошибок. | ||
16. | Трудные случаи употребления паронимов. | 1 | Определение стилистической функции паронимов; редактирование текста с целью исправления речевых ошибок. Совершенствование умения использовать словари паронимов для уточнения значения слов. | ||
17. | РР Практическое занятие «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» | 1 | Осознанное расширение речевой практики, развитие культуры использования русского языка.Применение орфоэпических, в том числе мультимедийных, толковых словарей для определения нормативных вариантов произношения и значения. Редактирование текста. | ||
18. | Типичные грамматические ошибки. | 1 | Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка.Редактирование предложений с целью исправления грамматических ошибок; коррекция речи с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка. | ||
19. | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 | Использование принципов этикетного общения, лежащих в основе национального русского речевого этикета; анализ с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи. | ||
20. | РР Нормы русского речевого и невербального этикета. | 1 | Соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; использование принципов этикетного общения, лежащих в основе национального русского речевого этикета.Построение диалогов по нормам речевого этикета | ||
21. | Повторение пройденного в разделе «Культура речи». | 1 | Обобщение знаний, полученных в разделе «Культура речи», соблюдение основных грамматических, лексических и орфоэпических норм современного русского литературного языка. Способность оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие. | ||
22. | Проверочная работа №2 по теме «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» | 1 | Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | ||
Раздел № 3. Речь. Текст (8 часов) | |||||
23. | Традиции русского речевого общения. | 1 | Соблюдение норм речевого поведения в типичных ситуациях общения Умение создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре). | ||
24. | Текст. Виды абзацев. | 1 | Умение выделять признаки текста; умение проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем. | ||
25. | Заголовки текстов. Их типы. | 1 | Владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т. д. | ||
26. | РР Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 | Умение участвовать в беседе, дискуссии, споре; владение правилами корректного речевого поведения в споре. Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения. Умение выбирать слова, наиболее соответствующие описываемой ситуации. | ||
27. | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 | Умение выполнять комплексный анализ текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые заметки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и создавать их | ||
28. | РР Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | Умение определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции; создавать объявления (в устной и письменной форме). | ||
29. | Язык художественной литературы. Притча. | 1 | Умение выполнять комплексный анализ художественных текстов или их фрагментов (рассказов, стихотворений, притч) и интерпретировать их. | ||
30. | Проверочная работа № 3 по теме «Речь. Текст» | 1 | Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | ||
Раздел № 4. Повторение (4 часа) | |||||
31. | Повторение по теме «Язык и культура» | 1 | Умение характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; понимать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка. | ||
32. | Повторение по теме «Культура речи» | 1 | Соблюдение основных грамматических, лексических и орфоэпических норм современного русского литературного языка. Иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке.Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | ||
33. | Повторение по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст» | 1 | Умение оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, умение понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; умение редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты. | ||
34. | Итоговая контрольная работа | 1 | Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах для корректировки знаний в следующем учебном году. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...
Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс
Рабочая программа по русскому (родному) языку...
Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса
Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 6 класс
Настоящая программа по русскому родному языку составлена на основе:1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.2. Федерального государственного ст...