Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Миронова Наталья Ивановна

Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_rodnoy_yazyk_7_klass_2022.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Монастырская основная общеобразовательная школа» г.о. Саранск РМ

СОГЛАСОВАНО

руководитель школьного методического объединения

Н.А.Кузьмина

 «____»_____________2022 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

______________А.А.Автейкин

«___»____________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МОУ «Монастырская ООШ»

_______________Л. Ф. Левина

«_____»_____________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

по

Русскому родному языку

для

(предмет)

седьмого

класса

учитель

(класс)

Миронова Наталья Ивановна

квалификационная категория

(ФИО педагога)

соответствие занимаемой должности

Составлена в соответствии с программой

Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы /

под ред. О.А. Александровой. –

(название программы с указанием автора и сборника, года издания)

М.: Просвещение, 2020

учебник

Александрова О.А. и др. Русский родной язык. 7 класс. –

(автор-составитель, полное название)

М.: Просвещение, 2021

1

34

кол-во часов в неделю                                                        кол-во часов в год

2022 г.

I. Планируемые результаты

 Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному  языку являются:

1)        понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2)        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)        достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы  по родному  языку являются:

1)        владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

-  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла , адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение различными видами монолога и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2)        применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

3)        коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы  по родному  языку являются:

 - представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых основ лингвистики;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

II. Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте (
губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (10 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚
наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (
на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-
стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.
Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том
числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени
глаголов
очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической норм (
махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их
типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор и дискуссия,виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная
информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.

III. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы

Проверочная работа

Количество часов

Язык и культура

1

10

Культура речи

1

12

Речь. Текст

1

8

Повторение

1

4

Всего:

4

34


IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов по программе

Основные результаты обучения

Дата

план

факт

Раздел № 1. Язык и культура (10 часов)

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

Осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Осознание роли русского родного языка в жизни человека.

Осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества.

2.

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.

1

Определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом.Наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке

3.

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.

1

Понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; определение значения историзмов в языке.

4.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

1

Осознание изменений в языке как объективного процесса.Определение значения архаизмов с национально-культурным компонентом.

5.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

1

Понимание роли архаизмов в современном русском
языке;целесообразное употребление устаревших слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка.

6.

РР Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

1

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Развитие новых значений слов, изменения стилистической окраски.

7.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

Понимание роли заимствованной лексики в современном русском
языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира; общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики.

8.

РР Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

Определение значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка. Неоправданное использование иноязычных слов в речи.

9.

Повторение пройденного в разделе «Язык и культура»

1

Обобщение знаний, полученных в разделе «Язык и культура». Целесообразное употребление различных пластов лексики.

10.

Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура».

1

Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Раздел № 2. Культура речи (12 часов)

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

1

Использование орфоэпических словарей для определения нормативного произношения слова; понимание смыслоразличительной роли ударения и орфоэпической вариативности; стремление к совершенствованию собственной речевой деятельности; выявлению и исправлению орфоэпических ошибок в устной речи.

12.

РР Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

1

Осознание важности соблюдения орфоэпических норм современного русского литературного языка для культурного человека;умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учётом её соответствия основным нормам литературного языка.

13.

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

1

Соблюдение нормы ударения в отдельных грамматических формах полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий.

14.

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

1

Совершенствование собственной речевой деятельности; выявление и исправление орфоэпических ошибок в устной речи.

15.

Трудные случаи употребления паронимов.

1

Соблюдение норм употребления паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;различение типичных речевых ошибок.

16.

Трудные случаи употребления паронимов.

1

Определение стилистической функции паронимов; редактирование текста с целью исправления речевых ошибок. Совершенствование умения использовать словари паронимов для уточнения значения слов.

17.

РР Практическое занятие «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1

Осознанное расширение речевой практики, развитие культуры использования русского языка.Применение орфоэпических, в том числе мультимедийных, толковых словарей для определения нормативных вариантов произношения и значения. Редактирование текста.

18.

Типичные грамматические ошибки.

1

Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка.Редактирование предложений с целью исправления грамматических ошибок; коррекция речи с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка.

19.

Традиции русской речевой манеры общения.

1

Использование принципов этикетного общения, лежащих в основе национального русского речевого этикета; анализ с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи.

20.

РР Нормы русского речевого и невербального этикета.

1

Соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

использование принципов этикетного общения, лежащих в основе национального русского речевого этикета.Построение диалогов по нормам речевого этикета

21.

Повторение пройденного в разделе «Культура речи».

1

Обобщение знаний, полученных в разделе «Культура речи», соблюдение основных грамматических, лексических и орфоэпических норм современного русского литературного языка. Способность оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие.

22.

Проверочная работа №2 по теме «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Раздел № 3. Речь. Текст (8 часов)

23.

Традиции русского речевого общения.

1

Соблюдение норм речевого поведения в типичных ситуациях общения Умение создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре).

24.

Текст. Виды абзацев.

1

Умение выделять признаки текста; умение проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем.

25.

Заголовки текстов. Их типы.

1

Владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т. д.

26.

РР Разговорная речь. Спор и дискуссия.

1

Умение участвовать в беседе, дискуссии, споре; владение правилами корректного речевого поведения в споре. Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения. Умение выбирать слова, наиболее соответствующие описываемой ситуации.

27.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

1

Умение выполнять комплексный анализ текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые заметки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и создавать их

28.

РР Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1

Умение определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции; создавать объявления (в устной и письменной форме).

29.

Язык художественной литературы. Притча.

1

Умение выполнять комплексный анализ художественных текстов или их фрагментов (рассказов, стихотворений, притч) и интерпретировать их.

30.

Проверочная работа № 3 по теме «Речь. Текст»

1

Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Раздел № 4. Повторение (4 часа)

31.

Повторение по теме «Язык и культура»

1

Умение характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; понимать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка.

32.

Повторение по теме «Культура речи»

1

Соблюдение основных грамматических, лексических и орфоэпических норм современного русского литературного языка. Иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке.Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

33.

Повторение по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

Умение оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, умение понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; умение редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты.

34.

Итоговая контрольная работа

1

Проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах для корректировки знаний в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...

Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс

Рабочая программа по русскому (родному) языку...

Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса

Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 6 класс

Настоящая программа по русскому родному языку составлена на основе:1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.2. Федерального государственного ст...