Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов
рабочая программа (10 класс)

Мостовенко Вера Николаевна

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связи с вступлением в силу ФЗ от 03.08.2018г. № 317 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Соответствует  требованиям федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего (среднего общего) образования  и учебному плану образовательного учреждения  на 2020-2021 год. 

Данная рабочая программа  дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5  учебных часов в неделю, на 17  учебных часов в год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская гимназия №5

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ

Домодедовской гимназии №5

_________ (Рыженко Н.В.)

_____________дата

М.П.

Рабочая программа по русскому родному языку

10  класс

Составитель: Мостовенко Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

2020 год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связи с вступлением в силу ФЗ от 03.08.2018г. № 317 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Соответствует  требованиям федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего (среднего общего) образования  и учебному плану образовательного учреждения  на 2020-2021 год.  

Данная рабочая программа  дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5  учебных часов в неделю, на 17  учебных часов в год

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

- Планируемые предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

«Язык и культура» :

• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

«Культура речи» :

• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

«Речь. Речевая деятельность. Текст» :

• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

рисование текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

«Язык и культура» :

• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и

грамматических ошибок;

«Культура речи» :

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования

«Речь. Речевая деятельность. Текст» :

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

- Планируемые личностные результаты

Будут сформированы

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • базовые умения использования языка во всех сферах общения.

Выпускник получит возможность для формирования

  • российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

- Планируемые  метапредметные результаты

Будут сформированы

  • умение  искать обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществление развернутого информационного поиска и постановка на его основе новых (учебные и познавательные) задач;
  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10 — 11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережение, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно — исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно — эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно — этические темы

3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС (17 ч)

Язык и культура (6 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык и культура (6 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления.

Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Развитие русского языка как объективный процесс.

Крылатые слова и выражения в русском языке. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Основные тенденции развития современного русского языка. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

К.р. № 1  по теме «Язык и культура.10 класс»

Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления предлогов.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.

Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Этика и этикет в электронной среде общения.

К.р. № 2  по теме «Культура речи.10 класс»

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.

К.р.№ 3 Защита проектов по курсу «Русский родной язык.10 класс

  1. ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

контрольной

работы

Наименование контрольной работы

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1

Контрольная работа № 1 по теме «Язык и культура.10 класс»

2

Контрольная работа № 2 по теме «Культура речи.10 класс»

3

Контрольная работа № 3 Защита проектов по курсу «Русский родной язык.10 класс»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей _______

от 00.00.2020  № 00.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   зам. директора по УМР                                                                                               ______________/                                 /                                                                                                                         _____________дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...

Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс

Рабочая программа по русскому (родному) языку...

Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса

Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...

Рабочая программа предмета «Русский (родной) язык» для 10-11 классов

Рабочая программапредмета «Русский (родной) язык»для 10-11 классов...

Рабочая программа по русскому (родному) языку для 5-9 классов

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом рус...