Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связи с вступлением в силу ФЗ от 03.08.2018г. № 317 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего (среднего общего) образования и учебному плану образовательного учреждения на 2020-2021 год.
Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, на 17 учебных часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская гимназия №5
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
Домодедовской гимназии №5
_________ (Рыженко Н.В.)
_____________дата
М.П.
Рабочая программа по русскому родному языку
10 класс
Составитель: Мостовенко Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2020 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связи с вступлением в силу ФЗ от 03.08.2018г. № 317 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего (среднего общего) образования и учебному плану образовательного учреждения на 2020-2021 год.
Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, на 17 учебных часов в год
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
- Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
«Язык и культура» :
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
«Культура речи» :
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» :
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
рисование текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
«Язык и культура» :
• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и
грамматических ошибок;
«Культура речи» :
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования
«Речь. Речевая деятельность. Текст» :
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
- Планируемые личностные результаты
Будут сформированы
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- базовые умения использования языка во всех сферах общения.
Выпускник получит возможность для формирования
- российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
- Планируемые метапредметные результаты
Будут сформированы
- умение искать обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществление развернутого информационного поиска и постановка на его основе новых (учебные и познавательные) задач;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10 — 11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережение, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно — исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно — эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно — этические темы
3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ДЕСЯТЫЙ КЛАСС (17 ч)
Язык и культура (6 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Язык и культура (6 ч) | |||
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | |||
Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. | |||
Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Развитие русского языка как объективный процесс. | |||
Крылатые слова и выражения в русском языке. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. | |||
Основные тенденции развития современного русского языка. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | |||
К.р. № 1 по теме «Язык и культура.10 класс» | |||
Культура речи (6 ч) | |||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари. | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари. | |||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления предлогов. | |||
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | |||
Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Этика и этикет в электронной среде общения. | |||
К.р. № 2 по теме «Культура речи.10 класс» | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) | |||
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | |||
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | |||
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | |||
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | |||
К.р.№ 3 Защита проектов по курсу «Русский родной язык.10 класс |
- ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ контрольной работы | Наименование контрольной работы | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Язык и культура.10 класс» | ||
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Культура речи.10 класс» | ||
3 | Контрольная работа № 3 Защита проектов по курсу «Русский родной язык.10 класс» |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей _______
от 00.00.2020 № 00.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УМР ______________/ / _____________дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...
Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс
Рабочая программа по русскому (родному) языку...
Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса
Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...
Рабочая программа предмета «Русский (родной) язык» для 10-11 классов
Рабочая программапредмета «Русский (родной) язык»для 10-11 классов...
Рабочая программа по русскому (родному) языку для 5-9 классов
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом рус...