Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной рабочей программы по русскому родному языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов: О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина и др. М. :Просвещение, 2020 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

                           ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

                                                ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ____________________________________________________

                141600, Московская область, г. Клин, ул. Московская д. 4, тел. 8 (49624) 2- 57-22

Утверждаю:

директор МОУ- ООШ № 9

____________ Ю. М. Киселева

                                                                                             Приказ от  30.08.2020 г. № _____

    Рабочая программа

              по родному языку

9 Класс

Всего часов на учебный год -34

                                                              Количество часов в неделю – 1

                                                        Учитель:

Пузырева Екатерина Викторовна                              

                                                                                             

г.о. Клин, 2020

                        Планируемые результаты освоения учебного предмета

          Рабочая программа учителя по  русскому родному языку 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного Стандарта, Примерной рабочей программы по русскому родному языку для 9 класса авторов О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина; М.: Просвещение, 2020, учебника «Русский  родной язык. 9 класс» для общеобразовательных организаций. Авторы: О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина. Под редакцией Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 2020 г., и  учебного плана МОУ – ООШ № 9 на 2020-2021 учебный год.  

          Место предмета

          Предмет «Русский родной  язык» включен в Федеральный базисный учебный план. На   его изучение в 9 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

      Основные цели курса:

     Курс русского родного языка направлен на  достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению  родному языку:

- воспитание духовно – богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания, человека, любящего свою Родину;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности к языковому и речевому взаимодействию;

- освоение знаний об устройстве языковой системы, ее устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

    Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

         Общая характеристика программы

     Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

      Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

     Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

      В системе школьного образования учебный предмет «Русский родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       Содержание обучения русскому родному  языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

       Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

       Языковая и лингвистическая (языковедческая)  компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

         Курс русского родного  языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского родного  языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский родной язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению  русского родного языка в школе.

    Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

    В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

   В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

    Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учѐтом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

    В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

     Требования к результатам освоения выпускниками основной школы по русскому языку

Личностные результаты: 

Выпускник научится:

- понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- иметь потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русского языка;

- овладеть достаточным объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств  в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умению контроля;

- принятию решений в проблемных ситуациях;

-оценивать  весомость  приводимых  доказательств и рассуждений  (убедительно,

ложно, истинно, существенно, не существенно).

Выпускник получит возможность научиться:

- основам саморегуляции;

- осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник  научится:

- организовывать деловое сотрудничество;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

- вступать в диалог;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск нужного текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое  рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты

Выпускник научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать  конспект,  отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

      Согласно уставу МОУ-ООШ № 9 промежуточная аттестация как оценка качества усвоения обучающимися объема содержания программы по русскому родному языку, проводится в форме письменной работы за учебный год и четверть.

     

       

                         

       

                                     

        

                                          Содержание тем программы

Язык и культура (10 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

       Культура речи (12 ч)

       Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

      Речевой этикет

      Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

       Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)

     Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

    Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

     Функциональные разновидности языка

     Разговорная речь. Анекдот, шутка.

       Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

      Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

       Публицистический стиль. Проблемный очерк.

       Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.   Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

                                                        Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Планируемые образовательные результаты

Язык и речь

    10 ч

         1 ч

      1ч

Личностные: готовность  к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Общеучебные: осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Предметные: научиться применять алгоритмы при составлении устных рассказов на заданную тему в соответствии с целями и ситуацией общения.

Культура речи

   1 2 ч

       1 ч

      1 ч

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной, аналитической исследовательской деятельности.

Общеучебные: структуризирует знания.

Коммуникативные: управлять поведением партнера.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения.

Речь. Речевая деятельность. Текст

      1 2 ч

         1 ч

       1 ч

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Общеучебные: структуризирует знания.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на поставленный проблемный вопрос.

                                         Календарно – тематическое планирование  

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

Язык и речь (10 ч)

1

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа

П. 1

23.09

2

2

Ключевые слова русской культуры

П.2

07.10

3

3

Крылатые слова и выражения в русском языке. Орфографический практикум как входная аттестация

П.3

21.10

4

4

Развитие русского языка как закономерный процесс

П. 4

11.11

5

5

  Общие представления о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке  

П. 5

 25.11

6

6

Рост словарного состава языка, рождение неологизмов

П. 6

09.12

7

7

Контрольная работа № 1по нахождению неологизмов в тексте

Инд. задания.

23.12

8

8

Рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов

П. 7

13.01

9

9

Активизация процесса заимствования иноязычных слов

П7

27.01

10

10

Практическая  работа №1 с текстом по нахождению неологизмов

П. 7

10.02

Культура речи (12 ч)

11

11

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Орфоэпические словари

П 8

24.02

12

12

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Орфографический практикум как промежуточная аттестация за 2 четверть

П. 10

09.03

13

13

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

П.11

06.04

14

14

Современные толковые словари. Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы

П.11

20.04

15

15

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

П.11

27.04

16

16

Правильное построение словосочетаний по типу управления

П.11

17

17

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

П.11

18

18

Типичные ошибки в построении сложных предложений

П.12

19

19

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы

П.12

20

20

Проверочная работа №2 по составлению текстов, нахождению и исправлению лексических и грамматических ошибок. Промежуточная аттестация за 3 четверть

21

21

Речевой этикет в деловом общении

П.13

22

22

Правила сетевого этикета

П.14

Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)

23

23

Русский язык в Интернете

П.15

24

24

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях

П.15

25

25

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект

П.16

26

26

Практическая работа № 3 по составлению конспектов

П.16

27

27

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации

П.16

28

28

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка

П.17

29

29

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

П.18

30

30

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

П.19

31

31

Публицистический стиль. Проблемный очерк

 П.20

11.05

32

32

Язык художественной литературы.

 Инд. задания

25.05

33

33

Афоризмы. Прецедентные тексты

П.21

34

34

Защита проектов на лингвистическую тему. Итоговый урок.

Инд. задания

Р.Р.- развитие речи

«Согласовано»        

ШМО предметов гуманитарного цикла        

Протокол  № 01 от  30.08.2020 г                                                       

«Согласовано»        

Заместитель директора по УВР                

______________________ И.Ю. Софронова

30.08.2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс

Рабочая программа по русскому (родному) языку...

Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 6 класс

Настоящая программа по русскому родному языку составлена на основе:1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.2. Федерального государственного ст...

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс к учебнику О.М. Александровой и др....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку 8б класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку8б  класс...