Урок родного языка (бурятского) "Мой родной край- Красночикойский район"
план-конспект урока
Урок посвящен достопримечательностям Красночикойского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_buryatskogo_yazyka_pro_svoy_krasnochikoyskiy_rayon.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок бурятского языка про Красночикойский район
№ | 2-дохи класс | 3-4 класс |
Темэ: Түрэл орон. Темэ: Красночикойска аймаг Зэрлиг амитад Түрэл оронойм байгаали Гол зорилго: түрэл оронойнгоо байhан эрдэм мэдэсые элирүүлхэ, нэмэхэ, гүнзэгырүүлхэ, ород хэлэн дээрэ оршуулха, ёhо гуримаарнь бэшэхэ, гэртэй хэhэн творческа ажалыень дабтаха (выявить имеющиеся про свой край знания, дополнить их, систематизировать и перевести на бурятский язык, проверить творческую работу учащихся) hургалгын: зүбөөр хэлүүлхэ, үгүүлүүлхэ, уншуулуулха hургалга, асуудал табиха ба харюусаха hургалга, үгэнүүдые холбожо рассказ зохёохо дүршэлтэй болгохо. Эрдэм мэдэсэ баяжуулха ( учить детей правильно произносить слова, ставить вопросы, давать правильные ответы, составлять из слов предложения, расширить кругозор учащихся) Хүгжөөлгын: ухаан бодол, аман ба бэшэмэл хэлэлгэ хүгжөөхэ, хэлэнэй нөөсэ баяжуулха, сэгнэлтэ үгэжэ hургаха, творческа бэлиг шадабари хурсадхаха (развивать память, устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас слов, развивать творческие способности, умение оценивать друг друга) Хүмүүжүүлгын: «hурагша – багша, hурагша - hурагша» гэжэ бүтэстэй хүдэлмэрилгэ, анхаралтай, урагшаа hанаатай, эмхитэй ябаха хүмүүжүүлэлгэ, байгаалида гарахадаа бэеэ наринаар абажа ябахыень үхибүүдтэ ойлгуулха (продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, воспитывать такие качества как внимательность, целеустремлённость, организованность, бережное отношение к природе) Хэшээлэй янза: hурагшадай мэдэсэ шалгалтын хэшээл
| ||
Хэрэгсэлнүүд: карточканууд, проектор, интерактивна самбар | ||
Хэшээлэй ябаса | ||
1. | Хэшээлэй эхин. Эмхидхэлэй үе (организационный момент) - Мүнөөдэр хэшээлдэмнэй айлшан ерээ. Мэндэшэлэеэ. - Пожелаем друг другу удачи (Пожатие руки) -Урагшатай байгаарай! | |
2. | Речевая зарядка (уншалга) ай – манай аймагай айлшад ой – огторгой орой соорхой эй – эреэн дэгэлтэй – эрбээхэй уй – уйлана туйлана буйлана үй –үйсэ түйсэ түймэр өө – өөрөө өөдөө hөөргөө h– hурагша hургуулидаа hайнаар hурана | |
3. | Гэрэй даабари шалгалга hуралсалаймнай жэл дүүрэжэ байна. Жэл соо үзэhэн юумэеэ дабтажал байхабди. Мүнөөдэр иимэ темэнүүдые дабтахабди: Манай гэр бүлэ. Манай hургуули. ϴөрынгөө тухай хөөрэлгэ | |
4. | Словарна ажал (создание ситуации успеха) түрэhэн орон – родимая сторона үзэсхэлэнтэ байгаали – красивая природа гоё газар – красивая местность хада ууланууд – горы тунгалаг уhатай гол горход – чистые прозрачные реки хүйтэн булагууд – холодные родники ой тайга – тайга аршаан – целебный источник борбоосгой – шишка онголо – кедровка тосхон - село
| |
5. | - Расскажите, что вы знаете про свой Красночикойский район (дети рассказывают на русском и бурятском языках) - Холбоhон, гүйсэд рассказ болоо гү? - Yгы - Ёhо гуримаарнь хэлэхэеэ hанааhаа юун зохёохо ёhотойбибди? - Түсэб - Тиимэ рассказ зохёохо танай дура хүрэнэ гү? -Тиигээhээ урагшаа! (мотивация) ТYсэб (коллективное составление плана в ходе дискуссии)
3. Люди (хүнүүд) 4.Богатство нашего края: деревья, животные, ягоды и гриб (баялиг) | |
6. 7. | Коллективное составление рассказа Красночикойска аймагай байра (месторасположение в крае) – сообщает учитель Красночикойский район находится на юго – западе Забайкальского края (Забайкальска ороной зүүн урда зүгтэ байна) (слайд) Герб Красночикойского района (слайд) - Юуд зураатай байнаб? - Хуша модон, булган - Юундэ хуша булган хоёр зураатай байнаб? - Хушануудаар, булгануудаар баян (славится) Ямар тосхонууд Красночикойска аймагта ороноб? (перечисляют населённые пункты – слайды) Ямар хүнүүд ажаhуунаб? (слайды) Хасагууд, шэмэшэгүүд, буряад зон, сибиряагууд Ямар модод урганаб? - Хуша, хуhан, уляаhан, хасуури, нарhан, шэнэhэн, жодоо (слайд) Хушанай тухай мэдээсэл Цыбенова Эржена бэлдээд ерээ (подробные слайды о кедре, о добыче кедровых орехов, о продукции из кедровых орехов). Ой соо ямар зэрлиг амитад байнаб? (дети перечисляют животных на бурятском языке) Булганай тухай мэдээсэл Цынгунова Татьяна бэлдээд ерээ – слайд Тайгын эзэн ямар амитан бэ? Баабгайнай тухай мэдээсэл Цыремпилова Инесса бэлдээд ерээ) Ямар жэмэсүүд урганаб? - Алирhан, улаагана, үхэр нэдэн, нэрhэн, зэдэгэнэ, мойhон - слайд Ямар hархяагууд урганаб? (дети перечисляют) – слайд Рассказать составленный рассказ по плану, применяя опорные слова (всем раздать карточки с опорными словами) Сначала рассказывает сильная ученица, а затем по желанию Воспитательная беседа Ой тайга – манай баялиг. Юундэ ой тайга манай баялиг болоноб? Ой тайга хүнүүдые тэжээнэ, хубсалуулна Тайга – кормилица – так называют чикояне свои угодья. Веками тайга не только кормила, но и охраняла. Воспитала не одно поколение мужественных людей. Хозяева берегли её, не каждый приезжий имел возможность видеть заповедные места. Этим и славится Чикой. А беречь есть что – щедрую богатую чикойскую тайгу, где водятся медведь и соболь, косуля и изюбр, соболь, рысь, белка, глухари и тетерева; чистейшие ключи и реки – традиционные места нерестилищ редких рыб: тайменя, ленка, хариуса. Соболиный край, медвежий угол, светлое око Байкала – далеко не все названия этого удивительного места в Забайкалье. Байгаалида гарахадаа бэеэ ямараар абажа ябаха ёhотойбди? Наринаар абажа ябаха ёhотойбди. Ой тайгые гамтайгаар хандаха ёhотойбди | |
9. | ϴөрын хэhэн хүдэлмэри | |
Дифтонгнуудтай үгэнүүдые уншаад зүбөөр бэшэхэ: тайга, мойhон, баабгай, хандагай, аймаг, туулай | Карточка: рассказ уншаад ород хэлэн дээрэ оршуулха, буулгажа бэшэхэ, абтаhан үгэнүүдые олоод нэгэ зурлаагаар зураха | |
Точкын орондо ай, ой, эй аялгануудые тааруулан табяад бэшэхэ | ||
10. | Хэшээлэй түгэсхэл Тобшолол Сэгнэлтэ (самооценка по десятибалльной шкале) Гэрэй даабари: Красночикойска аймагай тухай рассказ бэлдээд хөөрэхэ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игры сто к одному по родному языку (бурятский язык как государственный)
игра "Сто к одному"Сценарий игры рассчитана для учащихся 7 класса, изучающих бурятский язык как государственный....
Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"
Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....
Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Исаковский на родном»
Перевод стихотворений М.В.Исаковского на родной (осетинский) язык (работы моих учеников)...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Рабочая программа по родному языку (бурятскому) для 5-8 классов
Рабочая программа составлена для 5-8 классов с использованием учебников 5-8 кл Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана...
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...