Урок родного языка (бурятского) "Мой родной край- Красночикойский район"
план-конспект урока

Очирова Татьяна Иннокентьевна

Урок посвящен достопримечательностям Красночикойского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок бурятского языка про  Красночикойский район

2-дохи класс

3-4 класс

Темэ: Түрэл орон.                       Темэ: Красночикойска аймаг

 Зэрлиг амитад                                        Түрэл оронойм байгаали

Гол зорилго: түрэл оронойнгоо байhан эрдэм мэдэсые элирүүлхэ, нэмэхэ, гүнзэгырүүлхэ, ород хэлэн дээрэ оршуулха, ёhо гуримаарнь бэшэхэ, гэртэй хэhэн творческа ажалыень дабтаха (выявить имеющиеся про свой край знания, дополнить их, систематизировать и перевести на бурятский язык, проверить творческую работу учащихся)

hургалгын: зүбөөр хэлүүлхэ, үгүүлүүлхэ, уншуулуулха hургалга, асуудал табиха ба харюусаха hургалга, үгэнүүдые холбожо рассказ зохёохо дүршэлтэй болгохо. Эрдэм мэдэсэ баяжуулха ( учить детей правильно произносить слова, ставить вопросы, давать правильные ответы, составлять из слов предложения, расширить кругозор учащихся)

Хүгжөөлгын:  ухаан бодол, аман ба бэшэмэл хэлэлгэ хүгжөөхэ,

хэлэнэй нөөсэ баяжуулха, сэгнэлтэ үгэжэ hургаха, творческа бэлиг шадабари хурсадхаха (развивать память, устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас слов, развивать творческие способности, умение оценивать друг друга)

Хүмүүжүүлгын: «hурагша – багша, hурагша - hурагша»  гэжэ бүтэстэй хүдэлмэрилгэ, анхаралтай, урагшаа hанаатай, эмхитэй ябаха хүмүүжүүлэлгэ, байгаалида гарахадаа бэеэ наринаар абажа ябахыень  үхибүүдтэ ойлгуулха (продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, воспитывать такие качества как внимательность, целеустремлённость, организованность, бережное отношение к природе)

Хэшээлэй янза: hурагшадай мэдэсэ шалгалтын хэшээл

 

Хэрэгсэлнүүд: карточканууд, проектор, интерактивна самбар

                         Хэшээлэй ябаса

1.

Хэшээлэй эхин. Эмхидхэлэй үе (организационный момент)

- Мүнөөдэр хэшээлдэмнэй айлшан ерээ. Мэндэшэлэеэ.

- Пожелаем друг другу удачи (Пожатие руки)

-Урагшатай байгаарай!

2.

Речевая зарядка (уншалга)

ай – манай  аймагай айлшад

ой – огторгой орой соорхой

эй – эреэн дэгэлтэй – эрбээхэй

уй – уйлана туйлана буйлана

үй –үйсэ түйсэ түймэр

өө – өөрөө өөдөө hөөргөө

h– hурагша hургуулидаа hайнаар hурана

3.

Гэрэй даабари шалгалга

hуралсалаймнай жэл дүүрэжэ байна. Жэл соо үзэhэн юумэеэ дабтажал байхабди. Мүнөөдэр иимэ темэнүүдые дабтахабди:

Манай гэр бүлэ.

Манай hургуули.

ϴөрынгөө тухай хөөрэлгэ

4.

Словарна ажал (создание ситуации успеха)

түрэhэн орон – родимая сторона

үзэсхэлэнтэ байгаали – красивая природа

гоё газар – красивая местность

хада ууланууд – горы

тунгалаг уhатай гол горход – чистые прозрачные реки

хүйтэн булагууд – холодные родники

ой тайга – тайга

аршаан – целебный источник

борбоосгой – шишка

онголо – кедровка

тосхон - село 

                     

5.

- Расскажите, что вы знаете про свой Красночикойский район (дети рассказывают на русском и бурятском языках)

- Холбоhон, гүйсэд рассказ болоо гү?

- Yгы

- Ёhо гуримаарнь хэлэхэеэ hанааhаа юун зохёохо ёhотойбибди?

- Түсэб

- Тиимэ рассказ зохёохо танай дура хүрэнэ гү?

-Тиигээhээ урагшаа! (мотивация)

          ТYсэб (коллективное составление плана в ходе дискуссии)

  1. Место расположения (байра)
  2. Герб Красночикойского района
  3. Названия поселений (тосхонууд)

3. Люди (хүнүүд)

      4.Богатство нашего края: деревья, животные, ягоды и гриб (баялиг)

6.

7.

 Коллективное составление рассказа

Красночикойска аймагай байра (месторасположение в крае) – сообщает учитель

Красночикойский район находится на юго – западе Забайкальского края

(Забайкальска ороной зүүн урда зүгтэ байна) (слайд)

Герб Красночикойского района (слайд)

- Юуд зураатай байнаб?

- Хуша модон, булган

- Юундэ хуша булган хоёр зураатай байнаб?

- Хушануудаар,  булгануудаар баян (славится)

Ямар тосхонууд Красночикойска аймагта ороноб?

(перечисляют населённые пункты – слайды)

Ямар хүнүүд ажаhуунаб? (слайды)

Хасагууд, шэмэшэгүүд, буряад зон, сибиряагууд

Ямар  модод урганаб?

- Хуша, хуhан, уляаhан, хасуури, нарhан, шэнэhэн, жодоо (слайд)

Хушанай тухай мэдээсэл Цыбенова Эржена бэлдээд ерээ (подробные слайды о кедре, о добыче кедровых орехов, о продукции из кедровых орехов).

Ой соо ямар зэрлиг амитад байнаб?

(дети перечисляют животных на бурятском языке)

Булганай тухай мэдээсэл  Цынгунова Татьяна бэлдээд ерээ – слайд

Тайгын эзэн ямар амитан бэ?

Баабгайнай тухай мэдээсэл Цыремпилова Инесса бэлдээд ерээ)

Ямар жэмэсүүд урганаб?

- Алирhан, улаагана, үхэр нэдэн, нэрhэн, зэдэгэнэ, мойhон - слайд

Ямар hархяагууд урганаб? (дети перечисляют) – слайд

Рассказать составленный рассказ по плану, применяя опорные слова (всем раздать карточки с опорными словами)

Сначала рассказывает сильная ученица, а затем по желанию

Воспитательная беседа

Ой тайга – манай баялиг.

Юундэ ой тайга манай баялиг болоноб?

Ой тайга хүнүүдые тэжээнэ, хубсалуулна

     Тайга – кормилица – так называют чикояне свои угодья. Веками тайга не только кормила, но и охраняла. Воспитала не одно поколение мужественных людей. Хозяева берегли её, не каждый приезжий имел возможность видеть заповедные места. Этим и славится Чикой. А беречь есть что – щедрую богатую чикойскую тайгу, где водятся медведь и соболь, косуля и изюбр, соболь, рысь, белка, глухари и тетерева; чистейшие ключи и реки – традиционные места нерестилищ редких рыб: тайменя, ленка, хариуса.

   Соболиный край, медвежий угол, светлое око Байкала – далеко не все названия этого удивительного места в Забайкалье.

 Байгаалида гарахадаа бэеэ ямараар абажа ябаха ёhотойбди?

Наринаар абажа ябаха ёhотойбди. Ой тайгые гамтайгаар хандаха ёhотойбди

9.

ϴөрын хэhэн хүдэлмэри

 Дифтонгнуудтай үгэнүүдые уншаад зүбөөр бэшэхэ:

тайга, мойhон, баабгай, хандагай, аймаг, туулай

Карточка: рассказ уншаад ород хэлэн дээрэ оршуулха, буулгажа бэшэхэ, абтаhан үгэнүүдые олоод нэгэ зурлаагаар зураха

Точкын орондо ай, ой, эй аялгануудые тааруулан табяад бэшэхэ    

10.

Хэшээлэй түгэсхэл

Тобшолол

Сэгнэлтэ (самооценка по десятибалльной шкале)

Гэрэй даабари: Красночикойска аймагай тухай рассказ бэлдээд хөөрэхэ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры сто к одному по родному языку (бурятский язык как государственный)

игра "Сто к одному"Сценарий игры рассчитана для учащихся 7 класса, изучающих бурятский язык как государственный....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"

Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....

Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Исаковский на родном»

Перевод стихотворений М.В.Исаковского на родной (осетинский) язык (работы моих учеников)...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....

Рабочая программа по родному языку (бурятскому) для 5-8 классов

Рабочая программа составлена для 5-8 классов с использованием учебников 5-8 кл Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...