Рабочая программа по родному языку (бурятскому) для 5-8 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа составлена для 5-8 классов с использованием учебников 5-8 кл Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klassy.doc | 640.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования
3. Положения о рабочей программе педагога.
4. Базисного учебного плана МОУ Верхнешергольджинской СОШ на 2021-2022 учебный год.
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Изменения национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников.
Бурятский язык входит в учебный план в качестве национально-регионального компонента образования. Объем отводимых на обучение бурятского языка часов определяется региональным органом управления, исходя из объема выделенных учебным планом часов и факультативных занятий, и предполагает следующее распределение часов по классам: 5 кл.- 1 час из учебного плана– 17 часов, 6 – 1часа факультатива– 17 часов; 7 класс -1 час из учебного плана – 17 часов; 8 класс – 1 час из учебного плана. –17час, 9 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).
Рабочая программа базируется на современных коммуникативно-деятельностных технологиях обучения неродному языку. Основное содержание обучения бурятскому языку направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся на бурятском языке.
Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Основными целями изучения бурятского языка являются:
- формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком как родным языком; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобщение учащихся к культуре и национальным традициям бурятского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Цель работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
• Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческих возможностей, интересов и способностей.
• Создание условий для развития многогранной одаренности.
• Обеспечение возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, в проектных работах.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с заданными целями в 5-9 классах планируются личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.
Освоение программы 5-9 классов предусматривает формирование у них следующих личностных результатов:
- уважительное отношение к бурятскому языку как средству межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения бурятскому языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения бурятскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.
По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:
в говорении
- диалогическая речь:
умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.
Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–6 классы), 8-10 реплик (7–класс). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (8-9 классы).
- Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–6 классы); 10-15 фраз (7– классы). Продолжительность монолога: 2 мин (8-9 классы).
в аудировании
дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.
в чтении
умение:
- читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);
- формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
- прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).
в письме
умение:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;
- составлять короткие рассказы;
- описывать картины;
- составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Деятельность учащихся | Форма контроля | ТСО, нагл. пособия | Дом. задания |
| |||
|
| ||||||||||
Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час) Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста. Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника | |||||||||||
1. | Введение в бурятский язык | 1. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия. | Цитаты о бурятском языке | С.3,упр.2,3 | |||||
Блок №2 Повторение (6 уроков) Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку∙ при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. | |||||||||||
2 | Повторение изученного.Знакомство. Семья. Профессия | 1 час | Урок повторения | По рисункам бүмбэгэ, хүүхэлдэй,онгосо,эршэгэнүүр,хонхинуур,хонхо, туг запоминают названия игрушек , по памяти их перечисляют. Придумывают вопросы и отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят с бур. на русский цифры, вспоминают, что означают напечатанные даты. Вспоминают названия животных, считают, сколько их. Употребляют в речи имена числительные, решают простые математические примеры и озвучивают результат. Записывают даты рождения родственников на бурятском языке. Отгадывают кроссворд, вписывая названия животных хандагай, шандаган, миисгэй,заряа, нохой,баабгай | Кроссворд | Рисунки | Стр.5 Упр.1,2 | ||||
3 | Игрушки. Животные, их количество | 1 час | Урок повторения | Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные. | Инд. работа | Таблица | С.7, упр.12 | ||||
4 | Цвета. Дифтонги. | 1 час | Урок повторения | Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные. | Перевод | Таблица | Упр.10, с.7 | ||||
5 | Посуда. Пища. | 1ч. | Урок повторения | Работают по картинкам презентации, запоминая названия посуды табаг, аяга, хутага, шанага, халбага,hэрээ, названия продуктов питания hү, сай, үндэгэн, хилээмэн, тоhон. Задают вопросы, используя рисунки учебника, отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят слова, находят соответствия в столбиках. Переводят стихотворение на бурятский язык. Читают по ролям отрывки стихотворения. Отгадывают загадки. | Фронтальный опрос | Презента ция | Стр.8. Упр.14 | ||||
6 | Одежда. Части тела | 1 час | Урок повторения | Работают по тексту учебника: отвечают на вопросы, составляют в парах и разыгрывают диалог «В магазине», используя глаголы настоящего времени. Читают задание на бурятском языке, выполняют его. Слушают текст, отвечают на вопросы. | Работают в парах. | С.10 Упр.21 | |||||
7 | Тестирование. По теме: «посуда,пища» | 1 час | Урок контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.11 | ||||||
Блок №3 Моя семья (5 уроков) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; произносить слова изучаемого бурятского языка; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания);употреблять правильно в речи родительный падеж существительных. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать чувства и эмоции с помощью интонации. | |||||||||||
8 | Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ хүгшэн аба, хүгшэн эжы, нагаса аба, нагаса эжы. Слушают текст о семье Аяны,воспринимают на слух и выборочно понимают текст о семье, ведут диалог-расспрос, составляют кластер о своей семье. Выполняют упражнения по учебнику: 1)находят слова в тексте, отвечающие на хэн? юун? 2)разбивают слова на на личные и неличные. | Слов. диктант | У.3, с.13 | |||||
9 | Профессии моих родителей. | 1 | У. овладения новыми знаниями | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ: наймаашан,багша,барилгашан, гаалиин ажалшан, сэрэгшэ,ѳѳрѳѳ,энэ, минии, шинии,булта,тиимэ,. Ведут диалог-расспрос, монолог – описание человека по картинке. Минии аба үндэр, шинии набтар.Шинии эжы үндэр бэшэ.Би ѳѳрѳѳ набтарби. | Карточ ки | Картинки | Упр.8 Стр.14 | ||||
10 | Родительный падеж имен существительных | 1 час | У. применения ЗУНов | Работают над правильным произношением звука [Г], С помощью таблицы выводят правило об окончаниях родит. падежа. К словам ставят вопросы Р.П., выделяют окончания. С этими словами составляют словосочетания.Используя таблицу, говорят, чьи эти вещи. Работают по рисункам: используя форму род.п., составляют предложения. Изменяют предложения по образцу. Слушают письмо, отгадывают, кто его написал | Фронтальный опрос | Таблица | Стр.15 Упр.10 | ||||
11 | Мой день рождения | 1 час | У. применения ЗУНов | Представляют монологическое высказывание о своем дне рождении, опираясь на слова - подсказки, оформляют открытку, составляют письмо-приглашение по образцу, употребляя в речи новые ЛЕ по теме. Работая в группах по картинкам, высказывают, какой подарок хотели бы получить сказочные герои. | Образцы писем | Стр.16 Упр.13 | |||||
12 | Р.Р.Работа по рисунку. Составление рассказа «Помощники» | 1 час | Урок развития речи | Используя новые ЛЕ минии,заhадаг,нэхэдэг,ерэдэг,туhалдаг,хүдэлдэг,эртэ,наададаг изменяют предложения по образцу.т отвечая на вопросы учебника, составляют рассказ. Записывают в тетрадь. | С.16 Упр.14 | ||||||
Блок №4 Мои друзья (5 уроков) Учащийся научится: читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию; описывать картинку с опорой или без опоры на ключевые слова; распознавать и употреблять в речи имена прилагательные, выразительно читать. Ученик получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования | |||||||||||
13 | Мои друзья. | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над правильным произношением звука [Х]. Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ хүхюутэй,сэбэрхэн, эбтэй, баяртай, хүхюутэй, хѳѳрхэн,набтар, үндэр.Читают текст в презентации, придумывают заголовок. Работают в рабочей тетради, отвечают на вопросы. Из данных в презентации букв составляют слова, строят словосочетания. Составляют мини-диалоги о своих интересах. | Задания на слайде | Презентация | Упр.3 Стр.18 | ||||
14 | Имя прилагательное Свободное время моих друзей | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме. По рисункам соотносят русские и бурятские прилагательные. Используя прилагательные үндэр,набтар,туранхай. тарган описывают своих друзей. Читают и объясняют значения пословиц.Слушают песню «Чебурашкын дуун», отвечают на вопросы: О каких зверюшках идет речь? Какие прилагательные характеризуют героев? Куда автор приглашает друзей? По презентации описывают, чем заняты их друзья в свободное время. Подбирают слова, чтобы описать своего друга. | Портрет друга | Рисунки, слайды. аудиозапись | Упр.4 Стр.19 | ||||
15 | Р.Р.Обучение выразительному чтению. Ц.Жимбиев «Унаган нүхэд» | 1 час | У.обучения выразительному чтению | Работают над произношением долгих гласных и согласного звука [h].Читают про себя, вслух по цепочке. По знакомым ЛЕ стараются понять содержание текста. Работают над интонацией, выразительностью. | Выраз. чтение | Выраз.чт. | |||||
16 | Мой день. Мой режим дня. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Работают над произношением звука ( Y ) Yдэр,hYни, Yдэшэ. Читают текст в раб.тетр.о режиме дня школьника. | Задание на опред-е падежа | слайды | |||||
17 | Тестирование : по теме «мои друзья» | 1 час | Урок контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. |
Тематическое планирование. 6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Деятельность учащихся | Форма контроля | ТСО, нагл. пособия | Дом. задания |
| |
|
| ||||||||
Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час) Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста. Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника | |||||||||
1.
| Введение в бурятский язык Повторение изученного | 1. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия. | Цитаты о бурятском языке | С.3,упр.2,3 | |||
Блок №2 Повторение Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку∙ при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова | |||||||||
2. | Знакомство. Семья. Домашние животные.Совместный падеж. | 1час | Урок повторения | Работают по рисунку: рассказ о семье Даримы; ответы на вопросы.С использованием таблицы придумывают предложения: кто что любит.Составляют рассказ «Моя дружная семья».Читают текст, составляют вопросы по содержанию. Рассказ о животных с использованием порядковых числительных. Игра «Самый умный» по теме «Чем питаются животные». | Кроссворд | Рисунки | Стр.5 Упр.1,2 | ||
Блок № 3. Родственники . Учащийся научится: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, учитывать позицию собеседника; работать самостоятельно; использовать различные опоры (речевой образец, ключевые слова, план и т. д.) для построения собственного высказывания; правильно записывать изученные лексические единицы; выполнять лексико-грамматические упражнения Учащийся получит возможность научиться: извлекать конкретную информацию; понимать на слух связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; использовать услышанную информацию для построения собственного высказывания; владеть различными лексическими и грамматическими средствами связи частей текста; | |||||||||
3. | Родственники, их возраст. Отрицательная частица -гɣй. | 1час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют о лично-предикативных частицах. Составляют рассказ о семье Арюхан от её имени. По рисунку рассказывают о семье Баяра. Используя схему, делают вывод о личном притяжании. Выписывают им.сущест.с оконч. л.притяжания.Вводят понятие младше, старше. Работают в парах: узнать возраст родственников. | Инд. работа | Таблица | С.23 упр.8 | ||
4. | Разделительный союз гɣ,али. Домашние питомцы. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, рассказывают, что делают/не делают родственники; какие родственники есть/нет у них,у друзей. Выраз чтение стих-я. Выписывают слова с частицей -гɣй. Читают текст, отвечают на вопросы. | Карточки | Таблица | С.40 У.47 | ||
5. | Множественное число. Многократное причастие. | 1.час | У. овладения новыми знаниями | Груп.работа: разыгрывают разные ситуации в магазине, используя раздел. союзы в речи.Составляют диалог по образцу и разырывают. Работают по рисунку, составляют по клише предложения. Записывают в тетрадь.Читают текст, отвечают на вопросы. | У.40 С.38 | Таблица | У.39 С.38 | ||
Блок № 4 Я и мои друзья Учащийся научится: понимать на слух высказывания одноклассников; понимать содержание текста на уровне значения (отвечать на вопросы: кто? что? где? и т. д.); соблюдать правильное ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений; правильно записывать изученные лексические единицы; отвечать письменно на вопросы. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать чувства и эмоции с помощью интонации; использовать словарь для уточнения написания слов; заполнять таблицы, делая выписки из текста. | |||||||||
6. | Рассказ о себе. Мой досуг. Увлечения моих друзей. | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | По клише составляют рассказ о себе. Работают по уч. стр.45. выводят правило об использ. общего вопроса. Задают вопросы друг другу. Читают текст, отвечают на вопросы. Работают по сюжетным рисункам, составляют предложения. | Слов. диктант | С.48 У.7 | |||
7. | Безличное притяжание. Одежда моих друзей. Орудный падеж. | 1час | У. овладения новыми знаниями | По клише строят предложения, используя безличное притяжание. Читают диалог, отвечают на вопросы. Делятся с планами. Рассказывают о своих увлечениях. Выполняют упражнения. По рисункам описывают одежду детей.По образцу рассказывают об одежде друзей.Составляют таблицу «Орудный падеж», | Карточ ки | Схема | Упр.12 Стр.50 | ||
8. | Бурятская национальная одежда. Контрольный тест. По теме «одежда» | 1 час | У. применения ЗУНов | Слушают информацию о бурятской одежде, делают анализ услышанного. Читают тест, отвечают на вопросы. | Презен тации | Таблица | Стр.57 Упр.26, инд зад. | ||
Блок №5. Здоровье. Спорт. Учащийся научится: воспринимать на слух и зрительно текст, задавать вопросы и отвечать на них с опорой на иллюстрацию; читать диалоги с соблюдением норм произношения, воспроизводить интонацию образца; узнавать и употреблять в письменной речи существительные в д-м.п., Ученик получит возможность научиться: оперировать в речи изученными лексическими единицами и грамматическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; вести поисковое чтение, выбирая необходимую информацию; владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов по теме. | |||||||||
9. | Спорт. Тренировка.. | 1час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Переводят слова на русский яз.,делают вывод о заимствованных словах, отгадывают кроссворд. Заполняют таблицу: сочинит. и подчинит. Союзы, подбирают примеры из упр. Записывают, каким видом спорта занимаются родственники.Выраз чтение стих.: выписывают незнакомые слова, переводят; отрабатывают звуки, интонацию, определяют настроение стих.Оценивают свое чтение и чт.друга по схеме. | Выраз чтение | Кроссворд, схема- критерии чтения. | Упр.11 Стр.33 | ||
10. | Правильное питание. Вредные привычки. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Переводят слова на русский язык. Заполняют таблицу «Дательно-местный падеж», подбирают примеры из упр. Вписывают недостающие фразы в телеф.разговор. Работают по тексту: составляют таблицу о витаминах. Составляют полезные советы.Слушают инф. о вредности сигареты,Делают перевод с русского на бурятск. | Составление словосоч. | Таблица | Упр.21Стр.37 | ||
11. | Олимпийские игры. Бурятские спортсмены-олимпийцы | 1 час | Урок-путешествие | Готовят информацию об олимпийских играх.По группам готовят вопросы об олимпийских играх, готовят презентации о бурятских спортсменах и рассказывают. | Тесты | Слайды | |||
12 | Школа. Обращение с приказом. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя опоры , дают полные ответы на вопросы. Переводят и дописывают текст. Используя правило , делают схему-опору. По схеме составляютнаставления младшим. По парам : составляют вопросы- ответы. Выполняют упр. в Р.Т. | Схема | ||||
13 | Каникулы. Намерительное обращение | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, рассказывают, чем будут заниматься летом. Придумывают диалог, выражая согласие\несогласие. Читают текст, переводят. | Таблица | ||||
14 | Сагаалган. Пригласительная форма обращения. | 1 час | У. повторения и овладения | Объясняют значения слов и словосочетаний. Соотносят вопросы и ответы. Читают текст уч.,делают вывод об отличии Сагаалганаот других праздников. Слушают информацию о Сагаан Yбгэн, Деде Морозе и гостей из др. Стран Востанавливают | Наизусть Yреэл | Слайды | |||
15 | Бурятские национальные блюда | 1 час | Урок -конкурс | Изучают рецепты бурятских блюд, защищают блюда по рецептам бурятской кухни. | Презентации | ||||
16 | Контрольный тест По теме «праздник» | 1 час | У .контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки. | |||||
17 | Профессии | 1 час | У овладения новыми знаниями | По контексту догадываются о профессии разных людей. Делают вывод об образовании сущ.,обознач. профессии людей. Рассказывают где работают родственники, объясняя, как образованы названия профессий. Работают по рисунку, придумывают предложения о профессии, деятельности людей. | Диалог | Презентация |
7 класс
Содержание тем учебного курса
1.Здравствуй, бурятский язык. Монгольская группа языков. «Сокровенное сказание» - первый крупный письменный памятник. Бурятский литературный язык. Диалекты бурятского языка.
Повторение изученного в 6 классе (2 часа)
2. Повторение темы «Семья». Множественное число. Счет.
3. Игра «Грамматическая сказка Хамаанай падеж».
Родственники (2часа)
4. Родственники
Семейно – бытовые обычаи бурят. Совместный падеж. Гласные звуки.
. Структура предложения. Схема родственных отношений бурят: родственники по линии отца и по линии матери. . Вопрос хаанахибши?
5. Из традиции и обычаев бурят. Ц. Номтоев «Зургаатай хүбүүн».
Здоровый образ жизни (2часа)
6.Здоровый образ жизни.
7.Спорт. Олимпийские игры.
Цырен-Базар Бадмаев «Сэрэн «унаа».
Мои друзья (3часа)
8. Мое хобби. Режим дня.
9. Прошедшее время глагола. Дательно-местный падеж
10. Мои друзья. Выходные дни.
Стихотворение»Энеэдэн ханяадан хоёр»(Ц-Б.Бадмаев).
Г.Чимитов «Ботинки-самоходы». Г.Чимитов «Хани нүхэдни».
Учеба (2 часа)
11.Моя школа. Мой класс.
12..Школьные принадлежности. Винительный падеж. Ж. Зимин «Хоер». Х. Намсараев «Үри нэхэбэри».
Средства массовой информации (1 час)
13. Корневые и производные наречия. Б-Б. Намсарайн «Алтан гартай», «Таабари».
Профессия (2 часов)
14.Орудный падеж. Профессии. Профессии моих родителей, родственников. А. Тороев «Табан хурган». Ч. Цыдендамбаев «Банзарай хүбүүн Доржо».
Национальные праздники (3 часа)
15.Дательно-местный падеж. Сагаалган. Лунный календарь.
16.Пять драгоценностей. Сурхарбаан.
17. Э. Дугаров «Бууза». Аффиксы возвратного притяжания. Э. Дугаров «Сурхарбаан». Ж. Зимин «Наадан».
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный предмет: бурятский язык
Класс: 8
Учитель: Очирова Т.И.
Количество часов по программе: 1 ч всего (в неделю)
№ | Темы уроков | Кол-во часов | ||
| ||||
1 | 1 | Родной бурятский язык | ||
2 | 2 | Причастие. Однократные и многократные причастия. Кяхта | ||
3 | 3 | Улан-Удэ и Чита | ||
4 | 4 | Временные причастия. Причастие будущего времени | ||
5 | 5 | Причастие прошедшего времени. | ||
| ||||
6 | 6 | Что такое здоровый образ жизни? Шагай по правильному пути. | ||
7 | 7 | Разделительное деепричастие. Курильщик Тарба | ||
8 | 8 | Улучшаем свое здоровье! | ||
| ||||
9 | 9 | Что такое развлечение? Будешь строителем | ||
10 | 10 | Приглашение друга. Соревнование | ||
11 | 11 | Предварительное, последовательное деепричастия | ||
12 | 12 | Искусство. Даши Намдаков | ||
IV Праздники. | ||||
13 | 13 | Праздники бурятского народа | ||
14 | 14 | Обычаи бурятского народа. Начало дороги | ||
15 | 15 | Праздник Белого месяца. Игра в шахматы. | ||
V Берегите природу. | ||||
16 | 16 | Природа Забайкальского края | ||
VI Профессии. | ||||
17 | 17 | Слово о профессии. Выбор профессии |
Тематический план - 9 класс
№ п/п | Наименование разделов | |||
Количество часов | ||||
| ||||
1 четверть | четверть | 9 | ||
1 | Родной край - Бурятия Бурятский язык-государственный язык | 1 | ||
2 | Имя существительное Собственные и нарицательные имена существительные | 1
| ||
3 | Множественное число имен существительных Множественное число | 1 | ||
4 | Тест Степени сравнения прилагательных | 1 | ||
5 | Степени сравнения прилагательных Театр. Кино | 1
| ||
6 | Формы обращения | 1 | ||
7 | Контрольная работа Перевод текста | 1
| ||
8 | Парикмахерская | 1
| ||
9 | Внекл. чтение. Тест | 1
| ||
2 четверть | 7 | |||
10 | Причастие | 1 | ||
11 | Х.Н.Намсараев – творчество и жизнь Рассказы Х.Намсараева | 1 | ||
12 | Произведения Х.Намсараева Деепричастие | 1 | ||
13 | Деепричастие Бурятский художественный музей имени Ц. Сампилова | 1 | ||
| ||||
14 | Перевод текста Обычаи и традиции бурят | 1 | ||
15 | Причастные и деепричастные обороты |
| 1 | |
| ||||
16 | Контрольный тест Работа над ошибками |
| 1 | |
3 четверть | 10 | |||
17 | Заимствованные слова Из истории родного края. Учение предков | 1 | ||
18 | Наши традиции Сложносочиненное предложение | 1 | ||
| ||||
19 | Сагаалган | 1 | ||
20 | Контрольная работа Работа над ошибками | 1 | ||
21 | Д. Улзытуев «Наказ» Вводные слова | 1 | ||
22 | Устное народное творчество бурят Сложноподчиненные предложения |
| 1 | |
| ||||
23 | Агван Доржиев Контрольная работа | 1 | ||
24 | Работа над ошибками Послелоги | 1 | ||
25 | Профессия. Бурятская одежда | 1 | ||
26 | Контрольный тест Работа над ошибками | 1 | ||
4 четверть | 8 | |||
27 | Иволгинский дацан | 1 | ||
28 | Святые места моей Родины | 1 | ||
29 | Бурятский государственный Университет. Восточно-Сибирский технологический университет |
| 1 | |
30 | Бурятская государственная сельскохозяйственная академия. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства | 1 | ||
| ||||
31 | Контрольная работа Работа над ошибками |
| 1 | |
| ||||
32 | Декабристы в Сибири История города Кяхта |
| 1 | |
| ||||
33 | Бурятская семья |
| 1 | |
| ||||
34 | Контрольный тест Работа над ошибками |
| 1 | |
| ||||
Итого: |
| 34 | ||
Литература
Список основной учебной литературы для учащихся, учебные и справочные пособия:
1. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 5-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2015.
2. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2015.
3. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 6-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2014.
4. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2014
5. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 7-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017.
6. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017
7. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 8-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2016.
8. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2016
9. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеообразовательных школ с русским языком обучения. – Улан-Удэ, 2003.
10. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия. –Улан-Удэ, 2009.
11. Содномова Б.Д. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках бурятского языка // Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы. – Улан-Удэ, 2008. -С. 114-118.
Список дополнительной учебной литературы для учащихся:
1. Бабушкин С.М. Буряад – ород, ород – буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан – Удэ, 2007.
2. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан – Удэ, 2009.
3. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.
4. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.
5. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.
Список учебно-методической литературы для учителя:
1. Бабушкин С.М. Буряад – ород, ород – буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан – Удэ, 2007.
2. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному. Улан-Удэ, 2003.
3. Гомбоев Б.Б. Наадангаа һурая. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2009.
4. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан – Удэ, 2009.
5. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.
6. Дондупов У-Ж.Ш., Пахмутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык. Улан – Удэ, 1962.
7. Макарова О.Г. бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2005.
8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)». Улан – Удэ, 2004.
9. Макарова О.Г. Тесты по бурятскому как государственному. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.
10. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.
11. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.
12. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному. Улан – Удэ, БГУ, 2008.
13. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2010.
14. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2010.
15. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 7-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 201.7
16. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
рабочая программа по родному языку (русскому) в 5-9 классых
рабочая программа по родному языку (русскому)...
Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс
Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....