Рабочая программа по родному языку (бурятскому) для 5-8 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Очирова Татьяна Иннокентьевна

Рабочая программа составлена для 5-8 классов с использованием учебников 5-8 кл Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5-9_klassy.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Пояснительная записка

Рабочая программа по бурятскому языку составлена на основе:

 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования

 3. Положения о рабочей программе педагога.

 4. Базисного учебного плана МОУ Верхнешергольджинской СОШ на 2021-2022 учебный год.

Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации.  Изменения национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников.

Бурятский язык входит в учебный план в качестве национально-регионального компонента образования. Объем отводимых на обучение бурятского языка часов определяется региональным органом управления, исходя из объема выделенных учебным планом часов и факультативных занятий, и предполагает  следующее распределение часов по классам: 5 кл.- 1 час из учебного плана– 17 часов,  6 – 1часа факультатива– 17 часов; 7 класс -1 час из учебного плана – 17 часов;  8 класс – 1 час из учебного плана. –17час, 9 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).

Рабочая программа базируется на современных коммуникативно-деятельностных технологиях обучения неродному языку. Основное содержание обучения бурятскому языку направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной  компетенций учащихся на бурятском языке.   

Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

        

Основными целями изучения бурятского языка являются:

  • формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
  • развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком как родным языком; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • приобщение учащихся к культуре и национальным традициям бурятского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.

Цель работы с одаренными детьми:

Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи:

•        Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческих возможностей, интересов и способностей.

•        Создание условий для развития многогранной одаренности.

•        Обеспечение возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, в проектных работах.

                                             Планируемые результаты обучения

В соответствии с заданными целями в 5-9 классах планируются личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.

Освоение программы 5-9 классов предусматривает формирование у них следующих личностных результатов:

- уважительное отношение к бурятскому языку как средству  межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;

- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения бурятскому языку относятся:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучения бурятскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.  

По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:

в говорении

  1. диалогическая речь:

     умение вести диалоги этикетного характера,  диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию,     диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.

 Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–6 классы),  8-10 реплик (7–класс). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (8-9 классы).

  1. Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию.

      Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–6 классы); 10-15 фраз (7– классы). Продолжительность монолога: 2 мин (8-9 классы).

  в аудировании

дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

       Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.

      Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.

в чтении

умение:

-  читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);

-  формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;

-  прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).

в письме

умение:

- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);

- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;

- составлять короткие рассказы;

- описывать картины;

- составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность учащихся

Форма контроля

ТСО, нагл. пособия

Дом. задания

 

 

 

Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час)

Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста.

Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника

1.

Введение в бурятский язык

1.

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия.

Цитаты  о бурятском языке

С.3,упр.2,3

Блок №2 Повторение (6 уроков)

Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения

Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;  использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

2

Повторение изученного.Знакомство.  Семья. Профессия

1 час

Урок повторения

По рисункам бүмбэгэ, хүүхэлдэй,онгосо,эршэгэнүүр,хонхинуур,хонхо, туг запоминают названия игрушек , по памяти их перечисляют. Придумывают вопросы и отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят с бур. на русский цифры, вспоминают, что означают напечатанные  даты. Вспоминают названия животных, считают, сколько их.

Употребляют в речи имена числительные, решают простые математические примеры и озвучивают результат. Записывают даты рождения родственников на бурятском языке.  Отгадывают кроссворд, вписывая названия животных хандагай, шандаган, миисгэй,заряа, нохой,баабгай

Кроссворд

Рисунки

Стр.5

Упр.1,2

3

Игрушки. Животные, их количество

1 час

Урок повторения

Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают  и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные.

Инд. работа

Таблица

С.7, упр.12

4

Цвета.  Дифтонги.

1 час

Урок повторения

Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают  и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные.

Перевод

Таблица

Упр.10, с.7

5

Посуда. Пища.

1ч.

Урок повторения

Работают по картинкам презентации, запоминая названия посуды табаг, аяга, хутага, шанага, халбага,hэрээ, названия продуктов питания hү, сай, үндэгэн, хилээмэн, тоhон. Задают вопросы, используя рисунки учебника, отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят слова, находят соответствия в столбиках. Переводят стихотворение  на бурятский язык. Читают по ролям отрывки стихотворения. Отгадывают загадки.

Фронтальный опрос

Презента

ция

Стр.8.

Упр.14

6

Одежда. Части тела

1 час

Урок повторения

Работают по тексту учебника: отвечают на вопросы, составляют  в парах и разыгрывают диалог «В магазине», используя глаголы настоящего времени. Читают задание на бурятском языке, выполняют его. Слушают текст, отвечают на вопросы.

Работают в парах.

С.10 Упр.21

7

Тестирование. По теме: «посуда,пища»

1 час

Урок контроля

Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности.

С.11

Блок №3 Моя семья (5 уроков)

          Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; произносить слова изучаемого бурятского языка; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания);употреблять правильно в речи родительный падеж существительных.

        Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать чувства и эмоции с помощью интонации.

8

Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные

1 час

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ хүгшэн аба, хүгшэн эжы, нагаса аба, нагаса эжы. Слушают текст о семье Аяны,воспринимают на слух и выборочно понимают текст о семье, ведут диалог-расспрос, составляют кластер о своей семье. Выполняют упражнения по учебнику: 1)находят слова в тексте, отвечающие на хэн? юун? 2)разбивают слова на  на личные и неличные.

Слов. диктант

У.3, с.13

9

Профессии моих родителей.

1

У. овладения новыми знаниями

Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ: наймаашан,багша,барилгашан, гаалиин ажалшан, сэрэгшэ,ѳѳрѳѳ,энэ, минии, шинии,булта,тиимэ,. Ведут диалог-расспрос, монолог – описание человека по картинке. Минии аба үндэр, шинии набтар.Шинии эжы үндэр бэшэ.Би ѳѳрѳѳ набтарби.

Карточ ки

Картинки

Упр.8

Стр.14

10

Родительный падеж имен существительных

1 час

У. применения ЗУНов

Работают над правильным произношением звука [Г],

С помощью таблицы выводят правило об окончаниях родит. падежа. К словам ставят вопросы Р.П., выделяют окончания. С этими словами составляют словосочетания.Используя таблицу, говорят, чьи эти вещи. Работают по рисункам: используя форму род.п., составляют предложения. Изменяют предложения по образцу. Слушают письмо, отгадывают, кто его написал

Фронтальный опрос

Таблица

Стр.15

Упр.10

11

Мой день рождения

1 час

У. применения ЗУНов

Представляют монологическое высказывание о своем дне рождении, опираясь на слова - подсказки, оформляют открытку, составляют письмо-приглашение по образцу,  употребляя в речи новые ЛЕ по теме. Работая в группах по картинкам, высказывают, какой подарок хотели бы получить сказочные герои.

Образцы писем

Стр.16

Упр.13

12

Р.Р.Работа по рисунку. Составление рассказа «Помощники»

1 час

Урок развития речи

Используя новые ЛЕ минии,заhадаг,нэхэдэг,ерэдэг,туhалдаг,хүдэлдэг,эртэ,наададаг изменяют предложения по образцу.т отвечая на вопросы учебника, составляют рассказ. Записывают в тетрадь.

С.16

Упр.14

Блок №4 Мои друзья (5 уроков)

       Учащийся научится: читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию; описывать картинку с опорой или без опоры на ключевые слова; распознавать и употреблять в речи имена прилагательные, выразительно читать.

      Ученик получит возможность научиться:  вести диалог-обмен мнениями; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования

13

Мои друзья.

1 час

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Работают над правильным произношением звука [Х]. Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ  хүхюутэй,сэбэрхэн, эбтэй, баяртай, хүхюутэй, хѳѳрхэн,набтар, үндэр.Читают текст в презентации, придумывают заголовок. Работают в рабочей тетради, отвечают на вопросы. Из данных в презентации букв составляют слова, строят словосочетания.

Составляют мини-диалоги о своих интересах.

Задания на слайде

Презентация

Упр.3 Стр.18

14

Имя прилагательное Свободное время моих друзей

1 час

У. овладения новыми знаниями

Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме. По рисункам соотносят русские и бурятские прилагательные. Используя прилагательные үндэр,набтар,туранхай. тарган описывают своих друзей. Читают и объясняют значения пословиц.Слушают песню «Чебурашкын дуун», отвечают на вопросы:

О каких зверюшках идет речь?

Какие прилагательные характеризуют героев?

Куда автор приглашает друзей? По презентации описывают, чем заняты их друзья в свободное время. Подбирают слова, чтобы описать своего друга.

Портрет друга

Рисунки, слайды. аудиозапись

Упр.4 Стр.19

15

Р.Р.Обучение выразительному чтению. Ц.Жимбиев «Унаган нүхэд»

1 час

У.обучения выразительному чтению

Работают над произношением долгих гласных и согласного звука [h].Читают про себя, вслух по цепочке. По знакомым ЛЕ стараются понять содержание текста. Работают над интонацией, выразительностью.

Выраз. чтение

Выраз.чт.

16

Мой день. Мой режим дня.

1 час

У. овладения новыми знаниями

Работают над произношением звука ( Y ) Yдэр,hYни, Yдэшэ. Читают текст в раб.тетр.о режиме дня школьника.

Задание на опред-е падежа

слайды

17

Тестирование : по теме «мои друзья»

1 час

Урок контроля

Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности.

Тематическое планирование. 6 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность учащихся

Форма контроля

ТСО, нагл. пособия

Дом. задания

 

 

 

Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час)

           Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста.

          Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника

1.

 

Введение в бурятский язык

Повторение изученного

1.

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия.

Цитаты  о бурятском языке

С.3,упр.2,3

Блок №2 Повторение

         Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения

        Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;  использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова

2.

Знакомство.  Семья. Домашние животные.Совместный падеж.

1час

Урок повторения

Работают по рисунку: рассказ о семье Даримы; ответы на вопросы.С использованием таблицы придумывают предложения: кто что любит.Составляют рассказ «Моя дружная семья».Читают текст, составляют вопросы по содержанию. Рассказ о животных с использованием порядковых числительных.

Игра «Самый умный» по теме «Чем питаются животные».

Кроссворд

Рисунки

Стр.5

Упр.1,2

Блок № 3. Родственники .

         Учащийся научится: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, учитывать позицию собеседника; работать самостоятельно; использовать различные опоры (речевой образец, ключевые слова, план и т. д.) для построения собственного высказывания; правильно записывать изученные лексические единицы; 

выполнять лексико-грамматические упражнения

          Учащийся получит возможность научиться: извлекать конкретную информацию; понимать на слух связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; использовать услышанную информацию для построения собственного высказывания; владеть различными лексическими и грамматическими средствами связи частей текста;

3.

Родственники, их возраст. Отрицательная частица -гɣй.

1час

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Повторяют о лично-предикативных частицах. Составляют рассказ о семье Арюхан от её имени. По рисунку рассказывают о семье Баяра. Используя схему, делают вывод о личном притяжании. Выписывают им.сущест.с оконч. л.притяжания.Вводят понятие младше, старше. Работают в парах: узнать возраст родственников.

Инд. работа

Таблица

С.23

упр.8

4.

Разделительный союз гɣ,али. Домашние питомцы.

1 час

У. овладения новыми знаниями

Используя таблицу, рассказывают, что делают/не делают родственники; какие родственники есть/нет у них,у друзей. Выраз чтение стих-я. Выписывают слова с частицей -гɣй. Читают текст, отвечают на вопросы.

Карточки

Таблица

С.40

У.47

5.

 Множественное число. Многократное причастие.

1.час

У. овладения новыми знаниями

Груп.работа: разыгрывают разные ситуации в магазине, используя раздел. союзы в речи.Составляют диалог по образцу и разырывают. Работают по рисунку, составляют по клише предложения. Записывают в тетрадь.Читают текст, отвечают на вопросы.

У.40

С.38

Таблица

У.39

С.38

Блок № 4  Я и мои друзья

        Учащийся научится: понимать на слух высказывания одноклассников; понимать содержание текста на уровне значения (отвечать на вопросы: кто? что? где? и т. д.); соблюдать правильное ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений; правильно записывать изученные лексические единицы; отвечать письменно на вопросы.

       Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать чувства и эмоции с помощью интонации;  использовать словарь для уточнения написания слов; заполнять таблицы, делая выписки из текста.

6.

Рассказ о себе. Мой досуг. Увлечения моих друзей.

1 час

У. первичного предъявл.-я новых знаний

По клише составляют рассказ о себе. Работают по уч. стр.45. выводят правило об использ. общего вопроса. Задают вопросы друг другу. Читают текст, отвечают на вопросы. Работают по сюжетным рисункам, составляют предложения.

Слов. диктант

С.48 У.7

7.

 Безличное притяжание.

Одежда моих друзей. Орудный падеж.

1час

У. овладения новыми знаниями

По клише строят предложения, используя безличное притяжание. Читают диалог, отвечают на вопросы. Делятся с планами. Рассказывают о своих увлечениях. Выполняют упражнения.

По рисункам описывают одежду детей.По образцу рассказывают об одежде друзей.Составляют таблицу «Орудный падеж»,

Карточ ки

Схема

Упр.12

Стр.50

8.

Бурятская национальная одежда.

Контрольный тест. По  теме «одежда»

1 час

У. применения ЗУНов

Слушают информацию о бурятской одежде, делают анализ услышанного. Читают тест, отвечают на вопросы.

Презен

тации

Таблица

Стр.57

Упр.26, инд зад.

Блок №5. Здоровье. Спорт.

          Учащийся научится: воспринимать на слух и зрительно текст, задавать вопросы и отвечать на них с опорой на иллюстрацию; читать диалоги с соблюдением норм произношения, воспроизводить интонацию образца; узнавать и употреблять в письменной речи существительные в д-м.п.,

          Ученик получит возможность научиться:  оперировать в речи изученными лексическими единицами и грамматическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; вести поисковое чтение, выбирая необходимую информацию; владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов по теме.

9.

Спорт. Тренировка..

1час

У. первичного предъявл.-я новых знаний

Переводят слова на русский яз.,делают вывод о заимствованных словах, отгадывают кроссворд. Заполняют таблицу: сочинит. и подчинит. Союзы, подбирают примеры из упр. Записывают, каким видом спорта занимаются родственники.Выраз чтение стих.: выписывают незнакомые слова, переводят; отрабатывают звуки, интонацию, определяют настроение стих.Оценивают свое чтение и чт.друга по схеме.

Выраз чтение

Кроссворд, схема- критерии чтения.

Упр.11 Стр.33

10.

Правильное питание. Вредные привычки.

1 час

У. овладения новыми знаниями

Переводят слова на русский язык. Заполняют таблицу «Дательно-местный падеж», подбирают примеры из упр. Вписывают недостающие фразы в телеф.разговор. Работают по тексту: составляют таблицу о витаминах. Составляют полезные советы.Слушают инф. о вредности сигареты,Делают перевод с русского на бурятск.

Составление словосоч.

Таблица

Упр.21Стр.37

11.

Олимпийские игры. Бурятские спортсмены-олимпийцы

1 час

Урок-путешествие

Готовят информацию об олимпийских играх.По группам  готовят вопросы об олимпийских играх,  готовят презентации о бурятских спортсменах и рассказывают.

Тесты

Слайды

12

Школа. Обращение с приказом.

1 час

У. овладения новыми знаниями

Используя опоры , дают полные ответы на вопросы. Переводят и дописывают текст. Используя правило , делают схему-опору. По схеме составляютнаставления младшим. По парам : составляют вопросы- ответы. Выполняют упр. в Р.Т.

Схема

13

Каникулы. Намерительное обращение

1 час

У.  овладения новыми знаниями

Используя таблицу, рассказывают, чем будут заниматься летом. Придумывают диалог, выражая согласие\несогласие. Читают текст, переводят.

Таблица

14

Сагаалган. Пригласительная форма обращения.

1 час

У. повторения и овладения

Объясняют значения слов и словосочетаний. Соотносят вопросы и ответы. Читают текст уч.,делают вывод об отличии Сагаалганаот других праздников. Слушают информацию о Сагаан Yбгэн, Деде Морозе и гостей из др. Стран Востанавливают

Наизусть Yреэл

Слайды

15

Бурятские национальные блюда

1 час

Урок -конкурс

Изучают рецепты бурятских блюд, защищают блюда по рецептам бурятской кухни.

Презентации

16

Контрольный тест

По теме «праздник»

1 час

У .контроля

Применяют приобретенные знания, умения и навыки.

17

Профессии

1 час

У овладения новыми знаниями

По контексту догадываются о профессии разных людей. Делают вывод об образовании сущ.,обознач. профессии людей. Рассказывают где работают родственники, объясняя, как образованы названия профессий. Работают по рисунку, придумывают предложения о профессии, деятельности людей.  

Диалог

Презентация

7 класс

Содержание тем учебного курса

1.Здравствуй, бурятский язык. Монгольская группа языков. «Сокровенное сказание» - первый крупный письменный памятник. Бурятский литературный язык. Диалекты бурятского языка.

Повторение изученного в 6 классе (2 часа)

2. Повторение темы «Семья». Множественное число. Счет.

3.  Игра «Грамматическая сказка Хамаанай падеж».

 Родственники (2часа)

4. Родственники

Семейно – бытовые обычаи бурят. Совместный падеж. Гласные звуки.

. Структура предложения. Схема родственных отношений бурят: родственники по линии отца и по линии матери. . Вопрос хаанахибши?

 5. Из традиции и обычаев бурят. Ц. Номтоев «Зургаатай хүбүүн».

Здоровый образ жизни (2часа)

6.Здоровый образ жизни.

7.Спорт.  Олимпийские игры.

Цырен-Базар Бадмаев «Сэрэн «унаа».

Мои друзья (3часа)

8. Мое хобби. Режим дня.

9. Прошедшее время глагола. Дательно-местный падеж

10. Мои друзья. Выходные дни.

Стихотворение»Энеэдэн ханяадан хоёр»(Ц-Б.Бадмаев).

Г.Чимитов «Ботинки-самоходы». Г.Чимитов «Хани нүхэдни».

Учеба (2 часа)

11.Моя школа. Мой класс.

 12..Школьные принадлежности. Винительный падеж. Ж. Зимин «Хоер». Х. Намсараев «Үри нэхэбэри».

Средства массовой информации (1 час)

13. Корневые и производные наречия. Б-Б. Намсарайн «Алтан гартай», «Таабари».

Профессия (2 часов)

14.Орудный падеж. Профессии. Профессии моих родителей, родственников. А. Тороев «Табан хурган». Ч. Цыдендамбаев «Банзарай хүбүүн Доржо».

Национальные праздники (3 часа)

15.Дательно-местный падеж. Сагаалган. Лунный календарь.

16.Пять драгоценностей. Сурхарбаан.

17.  Э. Дугаров «Бууза». Аффиксы возвратного притяжания. Э. Дугаров «Сурхарбаан». Ж. Зимин «Наадан».

  

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Учебный предмет:   бурятский язык

Класс:  8

Учитель:   Очирова Т.И.

Количество часов по программе:    1 ч  всего     (в неделю)

Темы уроков

Кол-во

часов

  1. Здравствуй, бурятский язык!

1

1

Родной бурятский язык

2

2

Причастие. Однократные и многократные причастия. Кяхта

3

3

Улан-Удэ и Чита

4

4

Временные причастия. Причастие будущего времени

5

5

Причастие прошедшего времени.

  1. Здоровый образ жизни.

6

6

Что такое здоровый образ жизни? Шагай по правильному пути.

7

7

Разделительное деепричастие. Курильщик Тарба

8

8

Улучшаем свое здоровье!

  1. Интерес

9

9

Что такое развлечение? Будешь строителем

10

10

Приглашение друга. Соревнование

11

11

Предварительное, последовательное деепричастия

12

12

Искусство. Даши Намдаков

           IV         Праздники.

13

13

Праздники бурятского народа

14

14

Обычаи бурятского народа. Начало дороги

15

15

Праздник Белого месяца. Игра в шахматы.

V Берегите природу.

16

16

Природа Забайкальского края

VI Профессии.

17

17

Слово о профессии. Выбор профессии

Тематический план -  9 класс

№ п/п

Наименование разделов

 Количество часов

 

  1 четверть

 четверть

9

1

Родной край - Бурятия

Бурятский язык-государственный

язык

1

2

Имя существительное

Собственные и нарицательные имена

существительные

1

 

3

Множественное число имен

существительных

Множественное число

1

4

Тест

Степени сравнения прилагательных

1

5

Степени сравнения прилагательных

  Театр. Кино

1

 

6

 Формы обращения

1

7

Контрольная работа

  Перевод текста

1

 

8

 Парикмахерская

1

 

9

Внекл. чтение.

Тест

1

 

2 четверть

7

10

 Причастие

1

11

Х.Н.Намсараев – творчество и жизнь

Рассказы Х.Намсараева

1

12

Произведения Х.Намсараева

Деепричастие

1

13

Деепричастие

Бурятский художественный музей

имени Ц. Сампилова

1

 

14

 Перевод текста

Обычаи и традиции бурят

1

15

Причастные и деепричастные обороты

 

1

 

16

Контрольный тест

Работа над ошибками

 

1

3 четверть

10

17

Заимствованные слова

Из истории родного края. Учение предков

1

18

Наши традиции

Сложносочиненное предложение

1

 

19

Сагаалган

1

20

Контрольная работа

Работа над ошибками

1

21

Д. Улзытуев «Наказ»

Вводные слова

1

22

Устное народное творчество бурят

Сложноподчиненные предложения

 

1

 

23

Агван Доржиев

Контрольная работа

1

24

Работа над ошибками

Послелоги

1

25

Профессия. Бурятская одежда

1

26

Контрольный тест

Работа над ошибками

1

4 четверть

 8

27

Иволгинский дацан

1

28

Святые места моей Родины

1

29

Бурятский государственный

Университет. Восточно-Сибирский

технологический университет

 

1

30

 Бурятская государственная

сельскохозяйственная академия.

Восточно-Сибирская государственная

академия культуры и искусства

1

 

31

Контрольная работа

Работа над ошибками

 

1

 

32

Декабристы в Сибири

История города Кяхта

 

1

 

33

Бурятская семья

 

1

 

34

Контрольный тест

Работа над ошибками

 

1

 

Итого:

 

34

Литература

Список основной учебной литературы для учащихся, учебные и справочные пособия:

1. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 5-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2015.

2.  Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2015.

3. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 6-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2014.

4.  Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2014

5. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 7-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017.

6.  Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017

7.  Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 8-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2016.

8. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2016

9. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку для начальных  классов  общеообразовательных школ с русским языком обучения. – Улан-Удэ, 2003.

10. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку  Республики Бурятия. –Улан-Удэ, 2009.

11. Содномова Б.Д. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках бурятского языка // Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы. – Улан-Удэ, 2008. -С. 114-118.

Список дополнительной учебной литературы для учащихся:

1. Бабушкин С.М. Буряад – ород, ород – буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан – Удэ, 2007.

2. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан – Удэ, 2009.

3. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.

4. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.

5. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.

Список учебно-методической литературы для учителя:

1. Бабушкин С.М. Буряад – ород, ород – буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан – Удэ, 2007.

2. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному. Улан-Удэ, 2003.

3. Гомбоев Б.Б. Наадангаа һурая. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2009.

4. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан – Удэ, 2009.

5. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.

6. Дондупов У-Ж.Ш., Пахмутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык. Улан – Удэ, 1962.

7. Макарова О.Г. бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2005.

8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)». Улан – Удэ, 2004.

9. Макарова О.Г. Тесты по бурятскому как государственному. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.

10. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.

11. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, Бэлиг, 2009.

12. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному. Улан – Удэ, БГУ, 2008.

13. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2010.

14. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2010.

15. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Учебник для 7-х классов. Улан – Удэ, «Бэлиг», 201.7

16. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. – Рабочая тетрадь. Улан – Удэ, «Бэлиг», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

рабочая программа по родному языку (русскому) в 5-9 классых

рабочая программа по родному языку (русскому)...

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....