Как сохранить родной язык (даргинский язык)
материал (11 класс)

Багомедова Майсарат  Магомедиминовна

Эссе  - сочинение  на  тему  сохранения и развития родного языка в современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kak_sohranit_rodnoy_yazyk_v_sovremennom_mire.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Как сохранить родной язык в современном  мире»

                                                 ЭССЕ

                                 

                                            на тему:

              «Наш  взгляд  на проблему сохранения и

                      развития   даргинского языка»

                            Автор :

                                Багомедова Майсарат Магомедиминовна

                                   учитель даргинского языка и литературы

                             МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия

                                                     им. А.Абубакара»

                              РД   Дахадаевского р. сел.Уркарах.

                               

                           

                       

                                   «По состоянию языка можно понять, как живется    народ,                                    

                                       который  говорит на этом языке».                                                

                                                                                             Хулио Кортасар

    Работая много лет в школе , мы  все больше и больше убеждаемся  в том , что родной язык это самый необходимый предмет в обучении подрастающего поколения  в многонациональной стране. Дети изучая родной язык и литературу,  изучают прошлое своих предков, и тем самым они сохраняют нравственное состояние , характер, национальную психологию.  Как бы они не знали другой язык,  как на родном языке они не будут так искренно и пронзительно выражать и осознавать  те или иные  мысли.

       Родной язык! Как тебя уберечь от опасностей, которые ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? А ведь  именно с этим связано и нравственность и  духовное состояние  народа. Кто нас спасет? Что нас спасет? Как сохранить язык, а значить и себя  как народ  и как нация? С давних пор на этом языке наши предки общались между собой, выражали свои мысли, понимая друг друга, жили дружно. До сих пор наши бабушки и дедушки не забывают свой родной язык: говорят благопожелания, поют песни, дают мудрые советы как наставление. Мы считаем . что именно через родной язык воспитывается патриотизм.

- С чего начинается Родина?

 Наш ответ:

- Родина  начинается  с родного языка , семьи ,села, района.

 Первое что отвечают родители и  дети о сохранении родного языка это :

«Зачем знать родной язык, для чего  они нужны? Ведь когда поступаешь  экзамена нет, при общении с детьми – не обязательно говорить на даргинском, на работе они не пригодятся». Они понимают нецелесообразность  изучения родного языка. Говорить на родном можно только в кругу родных,   и то если  они  старшие.  Ни в обществе  , ни в семье

  не прививается трепетное отношение к родному языку. Несколько часов   изучения языка в школе мало что даст, тем более  учитывая  невысокий уровень квалификации педагогов.

   В школах часы родного языка дают тем учителям   у кого  не хватает  нагрузки. Эти могут  быть учителя   русского языка , биологии или физики.

 Мы , учителя родного языка,  не понимаем, почему  в регионах и в республиках  теперь  могут выбирать , какой язык считать родным, и соответственно, отказываться от изучения своего национального языка.

  В первый раз все подумали : « А так можно что ли  выбирать родной язык?»

Эти высказывания молодых родителей , которые  думают , что их дети, и  не зная родного языка , могут стать успешными и счастливыми. Поэтому  

сейчас подрастает поколение, не знающая  свой родной язык. Кто в этом виноват? Мы виноваты все вместе. Дети вырастают безнравственными, они теряют уклад, обычаи своих предков,  ведь все это впитал с себе  Родной язык .  

 Во время советской власти  и до начала  21 века  на изучение и развитие  литературного языка  отводили очень много времени. В школах посещая уроки родного языка, это было обязательным,   в первую очередь обращали внимание на то, как учитель разговаривает  на родном  литературном языке. Проверяя  учителя родного языка требовали, чтоб все  программы, поурочные планы и журналы  заполняли на литературном  родном языке. В настоящее время   требуют писать на русском языке, выступать на русском языке. Волей – неволей  сам учитель  будет забывать  свой литературный язык.

  В первую очередь я думаю, что в этом виноваты старшее поколение.  Почему они позволяют так обращаться с языком?  И таким образом мы сами не замечая того, теряем авторитет и уважение,  перестаем быть значимыми в глазах своих детей.  Сейчас не то, что дети, а родители пишут различные бумаги, чтоб их ребёнок не изучал родной язык. Например, когда задаёшь выучить стихотворение на родном языке с помощью родителей, дети отвечают, что они не умеют читать на даргинском  языке. И таких ответов очень много. А чтобы этого не происходило, надо осознать всем нам, что на родном языке держится  связь времен,  поколений. Не только в семье это надо учитывать  и сохранять, но и  в целом Республике. Теряя родной язык  мы вычеркиваем всю нашу  историю, сами того не ведая , потихоньку «выкарчевываем» древо своего народа и языка. При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера: не секрет, что многие родители общаются со своими детьми только на русском языке, хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если они знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский.

  Изучение родного языка должно начинаться с семьи. Никакими законами не заставишь изучать язык. Каждый человек должен осознать необходимость знания своего родного языка. Мы работая с родителями всегда рекомендуем ,чтобы они  с детства  объяснили  ребенку, что в современном мире способность грамотно выражать собственные мысли на даргинском языке  – залог успеха в будущем. Начинать надо  со знания  родного языка. Зная родной язык , общаясь на родном языке с родными и близкими можно сказать что он испытывает  уверенность в себе,  видит счастье в самых  незначительных вещах , которые его окружают.

 Перед учителем даргинского  языка стоит большая работа по пропаганде родного языка, показать детям всю красоту, мелодичность и богатство даргинского  языка.  Чтобы познакомить детей с культурой, обычаями, традициями даргинского  народа проводим  различные уроки:

     Уроки – путешествия

 Цель мероприятия: представить родной  язык как развивающееся явление

Задачи:

1. формировать бережное отношение к родному языку;

2. привлечь внимание к истории родного языка;

3. сформировать осознанное отношение к использованию родного языка;

Участники: ученики-ведущие, ученики, подготовивший презентацию о О.Батирае.

Оборудование: мультимедийная презентация, запись

Описание мероприятия: выступление разделено на 4 части: фольклорные традиции, вклад С.Абдуллаева , язык народа, современный родной язык.

Урок начинается  под «Гимн даргинцев»

  Уроки – игры

Цель урока:                                                                                                                             - привить любовь к родному  языку;                                                                          - пробудить интерес к даргинскому  языку как учебному предмету;                   -  повысить общую языковую культуру;                                                                           - стимулировать познавательную активность учащихся

Тип урока: обобщение изученного материала

Вид урока : урок - игра

Оборудование :  плакаты с высказываниями о книгах, слове; выставка книг, иллюстрации , русско- даргинские словари.

 Уроки – концерты

Цель  урока  :

 - формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка.

познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка,

- формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной даргинский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре,

-воспитывать патриотизм, толерантность,

-развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Задачи:

1. разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

2. Развивать и корригировать устную связную речь обучающихся, память, воображение, внимание;

3. обогащать словарный запас обучающихся;

4. расширять их кругозор;

5. активизировать словесно-логическое мышление.

Оборудование: устройства мультимедиа, реквизиты для сценок

Форма проведенияурок- концерт

Урок начинается  под «Гимн даргинцев»

 Уроки –КВНы, викторины.

Цели и задачи:

- привить любовь к даргинскому  языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру учащихся, содействовать развитию логического мышления школьников.

- пробудить с помощью игровой формы интерес к предмету, стремление к успеху.
- повторить теоретические сведения по лексике, словообразованию, орфографии, фразеологии.
-воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу.
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: два нарисованных «древа знаний».

  Жетоны: зеленые листочки, желтые листочки, плакаты с высказываниями о родном языке.

  Карточки с заданиями.

 

      Для воспитания учащихся используем  фольклор: загадки, пословицы, сказки. На уроке знакомятся не только с текстом, идёт знакомство с обычаями и традициями, развивают ум.

Также проводится большая внеклассная работа для знакомства с культурой, обычаями, традициями даргинского  народа: участвуем в научно- практических конференциях,   флешмобы различной тематики по родному языку,  проводим открытые уроки, родительские собрания, создаём проекты.

 Самая трудная работа в школе научит детей выговаривать  двойные согласные . Их в даргинском языке 13.  Чтобы дети запомнили  эти буквы мы на уроках друг- другу говорим тосты и пожелания.

   Например: Х1- Х1улк1ули даим калаб

                             Х1ямидхъала Мях1яммад,

                             Х1янмайаб пагьмулизив

                              Х1яжиевхъала  Х1ясан!

                         Кь- Кьурбанов Кьурбан – г1ялим

                                 Кьакьамайк1аб цайналра,

                                 Кьурбанова Пат1имат

                                 Кьуватли руч1аб г1урра!

                          Г1- Г1яннала Раисатла

                                 Г1яйнир г1явати чудни,

                                 Г1ямаров Г1ямар вашаб

                                 Г1яяла базуртачи.          и тд

                                ……………..

 После таких индивидуальных  пожеланий дети с удовольствием  запоминают  слова  сказанные в свой адрес и даже   своему другу.  

       Дети на уроке писали сочинение о маме. Один ученик написал : « Мама – это слово, которое ребенок  произносить первым в жизни. Мама – это самое дорогое , что есть  на свете у человека.  Я произнес это слово  на даргинском языке  «Аба». Как могу по -другому ее назвать? Никак. Только потому что она моя  мама  я стараюсь   говорить на  даргинском языке.  Мои дети тоже будут  говорит на даргинском….

 Ах1ер  неш  г1ямрулизир

 Мариаби х1у  марай,

 Ванал  берх1и, шалал бац

 Шадир  дашули  лерай..

 Как по- другому  я прочту   эти стихи маме?...»

 Вот так бы думали и понимали все.

   Пока еще есть  патриоты своего языка,   есть еще огонек мерцающий вдали.

         В современной мире общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью взаимодействии. Почему бы не использовать увлеченность гаджетами и общением онлайн на уроках даргинского языка? Мы не призываем  часто пользоваться,  однако можно иногда  использовать онлайн ресурсы, чтобы мотивировать учеников  и вносить разнообразие в учебный процесс.

  Instagram —  один из  способов  обучения  ученика с помощью  интернет сети.

 Как мы используем  на уроках   Инстаграм?

1.  Когда надо использовать готовый материал.
Сети  Инстаграм можно обмениваться   фотографиями,   а это прекрасная база для того чтобы найти картинку для обсуждения (возможно  использовать  страница  учащегося этой группы), для того чтобы составить задание  или диалог.

2. Когда надо  показать активность  учеников   в классе
Удобство Инстаграм в том, что можно сразу   найти  фото   хорошего качества или  снимать 15 секундные видео. Ученики  читают стихи, делают задания и снимают. Это позволяет экономить время  на уроке для обмена результатом работы. Можно несколько раз пересмотреть   свои  видео  и если надо переснять , а потом  все  вместе  оценивают  окончательный результат.  Например, снять  диалог и записать видео, а затем выбрать наиболее талантливых «актеров».

Для  разнообразия  домашних заданий иногда задаем    что-то более интересное, чем просто составление предложений с новыми словами или грамматическими структурами.
     Подписавшись на страницы darganmez ,dagestan.tradicii , zamanainfo, dargwa_05, women_godekan , nasihat_dargala ,dag_literatura  и многие другие страницы  ученики   могут  подготовить  проект  или составить презентацию в качестве домашнего задания .  Навык создания  презентации безусловно пригодится в жизни. Для его развития можно начинать с простых заданий, таких как : «Принеси свою любимую книгу и расскажи о ней». А если предмет — не только книга или сувенир, а, например, любимый предмет мебели или спортивное снаряжение, то в класс его не принесешь. А вот сделать фото и выложить в Инстаграм — легко. Если в классе используется общий аккаунт, то сам преподаватель может показать крупную картинку на планшете или ноутбуке, в то время как студент рассказывает о выбранной вещи.

   Иногда мы можем   помечтать на  родном  языке?
Для этого  ученики составляют монолог  , которая подойдет для многих лексических тем. Например, опишите  своего друга, для девочек- опишите  платье мечты,  дом мечты и так далее. А чтобы легче было выполнять работу , ученики находят в Инстаграм фото или видео ,  которое им понравилось.  Эти фото они  могут  описывать или   в парах, или индивидуально,  а затем учитель  собирает обратную связь. Если в классе используется общий аккаунт, то сам учитель может показать крупную картинку на планшете или ноутбуке по проектору , в то время как ученик  рассказывает о выбранной вещи. Все эти методы можно использовать в 8-11 классах , что мы и стараемся проводит почаще.

Практическая значимость таких  работ заключается в том, что результаты данного эксперимента  будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Главное,  родители бывают  очень довольны  результатами своих детей, хотя им  без разницы  дети знают  родной язык или нет.

   В феврале каждого года проводим  День родного языка, где  стараемся  привлечь учеников разных классов .Чтобы мотивировать   и пробудить интерес  приходиться проводить различные мероприятия. Если учеников  заинтересовать  то они с удовольствием будут  находить интересные приемы и  готовиться к мероприятиям вместе с нами. Главное чтоб родители не мешали своим детям. Иногда приходится слышать от них что мы отвлекаем детей от  обучения  и тд. В программу входит: конкурсы «Самый грамотный ученик », «Лучший чтец на родном языке», викторина « Знаете ли вы обычаи?», конкурс «Самая чистая  тетрадь», конкурс проектов «Как сохранить и уберечь родной язык», урок- праздник «Красив даргинский  язык», флешмоб « Наряды даргинцев». Проводим  игры, взятые из телевизора: «Звёздный час», « КВН », « История  села», «Сто к одному» и другие.

Ещё одна из форм работы , которые мы часто проводим  - это знакомство с творчеством даргинских  поэтов и писателей  своего района , например,  А.Абубакара,  С. Рабаданова. Изучаем произведения – переводы  на сравнении русского и  даргинского  языков. Например, стихи О.Батирая, Р. Гамзатова, и тд

 

Самая большая ценность народа – язык,

язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!

Д.Н. Лихачев

Все эти работы носят экспериментальный характер. Чтобы они реализовались надо найти  современный подход к обучению родного языка, которая  состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой, Речевые навыки и умения , которые отсутствуют в  данное время  у детей с 1 класса  достигаются путем определенной системы упражнений. Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи. Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать. Современная быть  почти полностью вытеснила  из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая всегда  играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям, и потому уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

В Дагестане уже принят ряд законодательных актов, направленных на поддержку родных языков. В них предусмотрено увеличение количества проводимых традиционных национальных праздников, фестивалей дней национальных культур Дагестана. В школах республики оборудуют кабинеты  родных  языков, фольклора народов Дагестана. Проводятся школьные и  республиканские   олимпиады по родному языку,  конкурс чтецов на родном языке  среди учеников 11 классов,  конкурс  «Лучший учитель родного языка»  и т.д. Дагестанское  телерадиовещание   происходить  на  языках  народов Дагестана, на дагестанском телевидении (в основном на "РГВК") существуют передачи на национальных языках, кроме того реализуется ,  хотя и малыми шажками,  в жизнь проект « Мультфильмы  на национальных языках». Это не может радовать рядового учителя, который в одиночку   борется  в школе проводя, без  никакой поддержки,  уроки и обучая учеников , которым наплевать будут знать родной язык или нет.

 Раньше в детстве мы слушали сказки, рассказы, легенды  наших бабушек и дедушек, в которых  описывалась красота родных  мест. Бабушки исполняли нам песни, учили нас учили  жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только нравственный , но и эстетический характер. Но сегодня ситуация изменилась. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей.  Язык соединяет нас с нашими предками и дает нам силу наших предков. Без знания родного языка немыслимо сохранение традиционного уклада жизни, духовной культуры этноса. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли. Сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

.

В с связи с вышесказанным, на уроках родного языка и литературы мы  ставим  перед собой следующие цели:

1. Привитие интереса детей к изучению родного языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты родного языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащегося.

4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм родного языка.

В заключении хочется отметить тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно еще и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.

Условия , способствующие сохранению родного  языка :

1. Наличие национальной и патриотической  культуры у народа.

2. Достойное   использование его с качестве административного языка, статус государственного языка.

3. Использование  родного  языка  в качестве языка  общения в семье.

4. Программное   изучение родного  языка в школах, хотя бы увеличить количество  часов по родному языку и литературы.

5. Выпускать картинные словари на родных языках.

6.Для качественного обучения  учащихся  составить и выпустить учебники по родным языкам , соответствующие всем требованиям ФГОС.

 7.Обновление и распространение   всех видов наглядностей и методического материала в помощь учителям родных языков.

Условия , мешающие сохранению языка национального меньшинства

1. Государственная политика, игнорирующая   проблему исчезновения  дагестанских  языков .

2. Отсутствие  подготовки и поддержки  молодых и одаренных учителей родных языков .

3.  Отсталое развитие образования и культуры  некоторых  районов и сел , где проживает население, говорящее на этом языке. Отток населения из этих районов.

4. Отсутствие мотивации и культуры  у населения , низкая самооценка  у жителей районов.

    К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»

Он также  высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. По его  идее  пользуясь родным  языком как средством общения, ребенок должен  впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы  взаимодействия  между детьми. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком. Дагестан – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Объединяющим началом в многоязычном пространстве нашей страны является язык – русский. Русский язык невозможно потерять или не может исчезнуть. Поэтому   на первом месте  для изучения и сохранения  в современном мире должен быть  родной язык.

 Список  литературы:

  1. К.Д. Ушинский «О роли родного языка в развитии личности ребенка»
  2.  Выступления учителей на ГМО « Инстаграм   как  как средство коммуникации с учениками» .
  3.  Айдамиров А.А. «Сохранение родного языка обязанность каждого».
  4. Материалы из  инфоуроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ

Сценарий праздника...

Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"

Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"...

Разработка классного часа "Сохраним родную природу" для учащихся 5-8 классов.

Разработка классного часа предназначена для использования в рамках экологического воспитания школьников. В разработке представлены материалы об оболочке Земли, о природе Волгоградской области, о "...

Эссе: «Как сохранить родной язык?»

 Работая много лет учителем бурятского языка и литературы в Тангутской средней школе  хотелось бы обратить ваше внимание,  поделится с  своими мыслями, которые волнуют меня....

Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.

   Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования дете...

Конспект занятия "Сохраним родную природу"

Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества1. Образовательные: Познакомить с  ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесен...

Классный час по экологии "Сохраним родную природу"

Классный час по экологии "Сохраним родную природу"...