Как сохранить родной язык (даргинский язык)
материал (11 класс)
Эссе - сочинение на тему сохранения и развития родного языка в современном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kak_sohranit_rodnoy_yazyk_v_sovremennom_mire.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как сохранить родной язык в современном мире»
ЭССЕ
на тему:
«Наш взгляд на проблему сохранения и
развития даргинского языка»
Автор :
Багомедова Майсарат Магомедиминовна
учитель даргинского языка и литературы
МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия
им. А.Абубакара»
РД Дахадаевского р. сел.Уркарах.
«По состоянию языка можно понять, как живется народ,
который говорит на этом языке».
Хулио Кортасар
Работая много лет в школе , мы все больше и больше убеждаемся в том , что родной язык это самый необходимый предмет в обучении подрастающего поколения в многонациональной стране. Дети изучая родной язык и литературу, изучают прошлое своих предков, и тем самым они сохраняют нравственное состояние , характер, национальную психологию. Как бы они не знали другой язык, как на родном языке они не будут так искренно и пронзительно выражать и осознавать те или иные мысли.
Родной язык! Как тебя уберечь от опасностей, которые ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? А ведь именно с этим связано и нравственность и духовное состояние народа. Кто нас спасет? Что нас спасет? Как сохранить язык, а значить и себя как народ и как нация? С давних пор на этом языке наши предки общались между собой, выражали свои мысли, понимая друг друга, жили дружно. До сих пор наши бабушки и дедушки не забывают свой родной язык: говорят благопожелания, поют песни, дают мудрые советы как наставление. Мы считаем . что именно через родной язык воспитывается патриотизм.
- С чего начинается Родина?
Наш ответ:
- Родина начинается с родного языка , семьи ,села, района.
Первое что отвечают родители и дети о сохранении родного языка это :
«Зачем знать родной язык, для чего они нужны? Ведь когда поступаешь экзамена нет, при общении с детьми – не обязательно говорить на даргинском, на работе они не пригодятся». Они понимают нецелесообразность изучения родного языка. Говорить на родном можно только в кругу родных, и то если они старшие. Ни в обществе , ни в семье
не прививается трепетное отношение к родному языку. Несколько часов изучения языка в школе мало что даст, тем более учитывая невысокий уровень квалификации педагогов.
В школах часы родного языка дают тем учителям у кого не хватает нагрузки. Эти могут быть учителя русского языка , биологии или физики.
Мы , учителя родного языка, не понимаем, почему в регионах и в республиках теперь могут выбирать , какой язык считать родным, и соответственно, отказываться от изучения своего национального языка.
В первый раз все подумали : « А так можно что ли выбирать родной язык?»
Эти высказывания молодых родителей , которые думают , что их дети, и не зная родного языка , могут стать успешными и счастливыми. Поэтому
сейчас подрастает поколение, не знающая свой родной язык. Кто в этом виноват? Мы виноваты все вместе. Дети вырастают безнравственными, они теряют уклад, обычаи своих предков, ведь все это впитал с себе Родной язык .
Во время советской власти и до начала 21 века на изучение и развитие литературного языка отводили очень много времени. В школах посещая уроки родного языка, это было обязательным, в первую очередь обращали внимание на то, как учитель разговаривает на родном литературном языке. Проверяя учителя родного языка требовали, чтоб все программы, поурочные планы и журналы заполняли на литературном родном языке. В настоящее время требуют писать на русском языке, выступать на русском языке. Волей – неволей сам учитель будет забывать свой литературный язык.
В первую очередь я думаю, что в этом виноваты старшее поколение. Почему они позволяют так обращаться с языком? И таким образом мы сами не замечая того, теряем авторитет и уважение, перестаем быть значимыми в глазах своих детей. Сейчас не то, что дети, а родители пишут различные бумаги, чтоб их ребёнок не изучал родной язык. Например, когда задаёшь выучить стихотворение на родном языке с помощью родителей, дети отвечают, что они не умеют читать на даргинском языке. И таких ответов очень много. А чтобы этого не происходило, надо осознать всем нам, что на родном языке держится связь времен, поколений. Не только в семье это надо учитывать и сохранять, но и в целом Республике. Теряя родной язык мы вычеркиваем всю нашу историю, сами того не ведая , потихоньку «выкарчевываем» древо своего народа и языка. При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера: не секрет, что многие родители общаются со своими детьми только на русском языке, хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если они знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский.
Изучение родного языка должно начинаться с семьи. Никакими законами не заставишь изучать язык. Каждый человек должен осознать необходимость знания своего родного языка. Мы работая с родителями всегда рекомендуем ,чтобы они с детства объяснили ребенку, что в современном мире способность грамотно выражать собственные мысли на даргинском языке – залог успеха в будущем. Начинать надо со знания родного языка. Зная родной язык , общаясь на родном языке с родными и близкими можно сказать что он испытывает уверенность в себе, видит счастье в самых незначительных вещах , которые его окружают.
Перед учителем даргинского языка стоит большая работа по пропаганде родного языка, показать детям всю красоту, мелодичность и богатство даргинского языка. Чтобы познакомить детей с культурой, обычаями, традициями даргинского народа проводим различные уроки:
Уроки – путешествия
Цель мероприятия: представить родной язык как развивающееся явление
Задачи:
1. формировать бережное отношение к родному языку;
2. привлечь внимание к истории родного языка;
3. сформировать осознанное отношение к использованию родного языка;
Участники: ученики-ведущие, ученики, подготовивший презентацию о О.Батирае.
Оборудование: мультимедийная презентация, запись
Описание мероприятия: выступление разделено на 4 части: фольклорные традиции, вклад С.Абдуллаева , язык народа, современный родной язык.
Урок начинается под «Гимн даргинцев»
Уроки – игры
Цель урока: - привить любовь к родному языку; - пробудить интерес к даргинскому языку как учебному предмету; - повысить общую языковую культуру; - стимулировать познавательную активность учащихся
Тип урока: обобщение изученного материала
Вид урока : урок - игра
Оборудование : плакаты с высказываниями о книгах, слове; выставка книг, иллюстрации , русско- даргинские словари.
Уроки – концерты
Цель урока :
- формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка.
- познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка,
- формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной даргинский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре,
-воспитывать патриотизм, толерантность,
-развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Задачи:
1. разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
2. Развивать и корригировать устную связную речь обучающихся, память, воображение, внимание;
3. обогащать словарный запас обучающихся;
4. расширять их кругозор;
5. активизировать словесно-логическое мышление.
Оборудование: устройства мультимедиа, реквизиты для сценок
Форма проведения: урок- концерт
Урок начинается под «Гимн даргинцев»
Уроки –КВНы, викторины.
Цели и задачи:
- привить любовь к даргинскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру учащихся, содействовать развитию логического мышления школьников.
- пробудить с помощью игровой формы интерес к предмету, стремление к успеху.
- повторить теоретические сведения по лексике, словообразованию, орфографии, фразеологии.
-воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу.
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: два нарисованных «древа знаний».
Жетоны: зеленые листочки, желтые листочки, плакаты с высказываниями о родном языке.
Карточки с заданиями.
Для воспитания учащихся используем фольклор: загадки, пословицы, сказки. На уроке знакомятся не только с текстом, идёт знакомство с обычаями и традициями, развивают ум.
Также проводится большая внеклассная работа для знакомства с культурой, обычаями, традициями даргинского народа: участвуем в научно- практических конференциях, флешмобы различной тематики по родному языку, проводим открытые уроки, родительские собрания, создаём проекты.
Самая трудная работа в школе научит детей выговаривать двойные согласные . Их в даргинском языке 13. Чтобы дети запомнили эти буквы мы на уроках друг- другу говорим тосты и пожелания.
Например: Х1- Х1улк1ули даим калаб
Х1ямидхъала Мях1яммад,
Х1янмайаб пагьмулизив
Х1яжиевхъала Х1ясан!
Кь- Кьурбанов Кьурбан – г1ялим
Кьакьамайк1аб цайналра,
Кьурбанова Пат1имат
Кьуватли руч1аб г1урра!
Г1- Г1яннала Раисатла
Г1яйнир г1явати чудни,
Г1ямаров Г1ямар вашаб
Г1яяла базуртачи. и тд
……………..
После таких индивидуальных пожеланий дети с удовольствием запоминают слова сказанные в свой адрес и даже своему другу.
Дети на уроке писали сочинение о маме. Один ученик написал : « Мама – это слово, которое ребенок произносить первым в жизни. Мама – это самое дорогое , что есть на свете у человека. Я произнес это слово на даргинском языке «Аба». Как могу по -другому ее назвать? Никак. Только потому что она моя мама я стараюсь говорить на даргинском языке. Мои дети тоже будут говорит на даргинском….
Ах1ер неш г1ямрулизир
Мариаби х1у марай,
Ванал берх1и, шалал бац
Шадир дашули лерай..
Как по- другому я прочту эти стихи маме?...»
Вот так бы думали и понимали все.
Пока еще есть патриоты своего языка, есть еще огонек мерцающий вдали.
В современной мире общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью взаимодействии. Почему бы не использовать увлеченность гаджетами и общением онлайн на уроках даргинского языка? Мы не призываем часто пользоваться, однако можно иногда использовать онлайн ресурсы, чтобы мотивировать учеников и вносить разнообразие в учебный процесс.
Instagram — один из способов обучения ученика с помощью интернет сети.
Как мы используем на уроках Инстаграм?
1. Когда надо использовать готовый материал.
Сети Инстаграм можно обмениваться фотографиями, а это прекрасная база для того чтобы найти картинку для обсуждения (возможно использовать страница учащегося этой группы), для того чтобы составить задание или диалог.
2. Когда надо показать активность учеников в классе
Удобство Инстаграм в том, что можно сразу найти фото хорошего качества или снимать 15 секундные видео. Ученики читают стихи, делают задания и снимают. Это позволяет экономить время на уроке для обмена результатом работы. Можно несколько раз пересмотреть свои видео и если надо переснять , а потом все вместе оценивают окончательный результат. Например, снять диалог и записать видео, а затем выбрать наиболее талантливых «актеров».
Для разнообразия домашних заданий иногда задаем что-то более интересное, чем просто составление предложений с новыми словами или грамматическими структурами.
Подписавшись на страницы darganmez ,dagestan.tradicii , zamanainfo, dargwa_05, women_godekan , nasihat_dargala ,dag_literatura и многие другие страницы ученики могут подготовить проект или составить презентацию в качестве домашнего задания . Навык создания презентации безусловно пригодится в жизни. Для его развития можно начинать с простых заданий, таких как : «Принеси свою любимую книгу и расскажи о ней». А если предмет — не только книга или сувенир, а, например, любимый предмет мебели или спортивное снаряжение, то в класс его не принесешь. А вот сделать фото и выложить в Инстаграм — легко. Если в классе используется общий аккаунт, то сам преподаватель может показать крупную картинку на планшете или ноутбуке, в то время как студент рассказывает о выбранной вещи.
Иногда мы можем помечтать на родном языке?
Для этого ученики составляют монолог , которая подойдет для многих лексических тем. Например, опишите своего друга, для девочек- опишите платье мечты, дом мечты и так далее. А чтобы легче было выполнять работу , ученики находят в Инстаграм фото или видео , которое им понравилось. Эти фото они могут описывать или в парах, или индивидуально, а затем учитель собирает обратную связь. Если в классе используется общий аккаунт, то сам учитель может показать крупную картинку на планшете или ноутбуке по проектору , в то время как ученик рассказывает о выбранной вещи. Все эти методы можно использовать в 8-11 классах , что мы и стараемся проводит почаще.
Практическая значимость таких работ заключается в том, что результаты данного эксперимента будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Главное, родители бывают очень довольны результатами своих детей, хотя им без разницы дети знают родной язык или нет.
В феврале каждого года проводим День родного языка, где стараемся привлечь учеников разных классов .Чтобы мотивировать и пробудить интерес приходиться проводить различные мероприятия. Если учеников заинтересовать то они с удовольствием будут находить интересные приемы и готовиться к мероприятиям вместе с нами. Главное чтоб родители не мешали своим детям. Иногда приходится слышать от них что мы отвлекаем детей от обучения и тд. В программу входит: конкурсы «Самый грамотный ученик », «Лучший чтец на родном языке», викторина « Знаете ли вы обычаи?», конкурс «Самая чистая тетрадь», конкурс проектов «Как сохранить и уберечь родной язык», урок- праздник «Красив даргинский язык», флешмоб « Наряды даргинцев». Проводим игры, взятые из телевизора: «Звёздный час», « КВН », « История села», «Сто к одному» и другие.
Ещё одна из форм работы , которые мы часто проводим - это знакомство с творчеством даргинских поэтов и писателей своего района , например, А.Абубакара, С. Рабаданова. Изучаем произведения – переводы на сравнении русского и даргинского языков. Например, стихи О.Батирая, Р. Гамзатова, и тд
Самая большая ценность народа – язык,
язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!
Д.Н. Лихачев
Все эти работы носят экспериментальный характер. Чтобы они реализовались надо найти современный подход к обучению родного языка, которая состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой, Речевые навыки и умения , которые отсутствуют в данное время у детей с 1 класса достигаются путем определенной системы упражнений. Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи. Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать. Современная быть почти полностью вытеснила из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая всегда играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям, и потому уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
В Дагестане уже принят ряд законодательных актов, направленных на поддержку родных языков. В них предусмотрено увеличение количества проводимых традиционных национальных праздников, фестивалей дней национальных культур Дагестана. В школах республики оборудуют кабинеты родных языков, фольклора народов Дагестана. Проводятся школьные и республиканские олимпиады по родному языку, конкурс чтецов на родном языке среди учеников 11 классов, конкурс «Лучший учитель родного языка» и т.д. Дагестанское телерадиовещание происходить на языках народов Дагестана, на дагестанском телевидении (в основном на "РГВК") существуют передачи на национальных языках, кроме того реализуется , хотя и малыми шажками, в жизнь проект « Мультфильмы на национальных языках». Это не может радовать рядового учителя, который в одиночку борется в школе проводя, без никакой поддержки, уроки и обучая учеников , которым наплевать будут знать родной язык или нет.
Раньше в детстве мы слушали сказки, рассказы, легенды наших бабушек и дедушек, в которых описывалась красота родных мест. Бабушки исполняли нам песни, учили нас учили жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только нравственный , но и эстетический характер. Но сегодня ситуация изменилась. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей. Язык соединяет нас с нашими предками и дает нам силу наших предков. Без знания родного языка немыслимо сохранение традиционного уклада жизни, духовной культуры этноса. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли. Сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
.
В с связи с вышесказанным, на уроках родного языка и литературы мы ставим перед собой следующие цели:
1. Привитие интереса детей к изучению родного языка.
2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты родного языка как явления культуры.
3. Увеличение словарного запаса учащегося.
4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм родного языка.
В заключении хочется отметить тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно еще и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.
Условия , способствующие сохранению родного языка :
1. Наличие национальной и патриотической культуры у народа.
2. Достойное использование его с качестве административного языка, статус государственного языка.
3. Использование родного языка в качестве языка общения в семье.
4. Программное изучение родного языка в школах, хотя бы увеличить количество часов по родному языку и литературы.
5. Выпускать картинные словари на родных языках.
6.Для качественного обучения учащихся составить и выпустить учебники по родным языкам , соответствующие всем требованиям ФГОС.
7.Обновление и распространение всех видов наглядностей и методического материала в помощь учителям родных языков.
Условия , мешающие сохранению языка национального меньшинства
1. Государственная политика, игнорирующая проблему исчезновения дагестанских языков .
2. Отсутствие подготовки и поддержки молодых и одаренных учителей родных языков .
3. Отсталое развитие образования и культуры некоторых районов и сел , где проживает население, говорящее на этом языке. Отток населения из этих районов.
4. Отсутствие мотивации и культуры у населения , низкая самооценка у жителей районов.
К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»
Он также высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. По его идее пользуясь родным языком как средством общения, ребенок должен впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы взаимодействия между детьми. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком. Дагестан – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Объединяющим началом в многоязычном пространстве нашей страны является язык – русский. Русский язык невозможно потерять или не может исчезнуть. Поэтому на первом месте для изучения и сохранения в современном мире должен быть родной язык.
Список литературы:
- К.Д. Ушинский «О роли родного языка в развитии личности ребенка»
- Выступления учителей на ГМО « Инстаграм как как средство коммуникации с учениками» .
- Айдамиров А.А. «Сохранение родного языка обязанность каждого».
- Материалы из инфоуроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ
Сценарий праздника...
Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"
Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"...
Разработка классного часа "Сохраним родную природу" для учащихся 5-8 классов.
Разработка классного часа предназначена для использования в рамках экологического воспитания школьников. В разработке представлены материалы об оболочке Земли, о природе Волгоградской области, о "...
Эссе: «Как сохранить родной язык?»
Работая много лет учителем бурятского языка и литературы в Тангутской средней школе хотелось бы обратить ваше внимание, поделится с своими мыслями, которые волнуют меня....
Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.
Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования дете...
Конспект занятия "Сохраним родную природу"
Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества1. Образовательные: Познакомить с ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесен...
Классный час по экологии "Сохраним родную природу"
Классный час по экологии "Сохраним родную природу"...