Рабочая программа по русскому родному языку 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Нялина Елена Валентиновна

Рабочая программа  учебного  предмета  "Русский родной язык" для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_6_klass_.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "русский родной язык" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:  Русский родной язык. 6 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. [О.С.Александрова, О.В.Заговоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина,  А.Г. Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2021.
  3. примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
  4. примерной рабочей  программы по учебному предмету «Русский родной язык» 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020
  5. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:  

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);  
  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
  • комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
  • характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);  целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
  • регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:  

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
  • употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;
  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
  • редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;  
  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного  русского литературного языка чужую и собственную речь;
  • корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы;
  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации  для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 «Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;  
  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или  прочитанного текста;
  • основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;  
  • создавать тексты в жанре ответов разных видов;
  • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
  5. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии в подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

 Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Исторические прототипы фразеологизмов.

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы. Типичные грамматические ошибки в речи

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч )

Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ - анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 часов)

На изучение учебного предмета «русский родной язык» в 6 классе отводится о,5 часов неделю, 17 часов в год.

Тема урока

Дата

Примечание

план

Факт

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Краткая история русского литературного языка.

Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.   Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

Исторические прототипы фразеологизмов

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи

Принципы этикетного общения.

Национальные особенности речевого этикета.

Этика и речевой этикет.

Этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности,  сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч )

Виды речевой деятельности.

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Словарная статья, её строение

Научное сообщение (устный ответ).

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

Различные виды ответов: ответ - анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка

Компьютерная презентация. Практика.  Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс (17 часов)...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

Рабочая программа_Русский родной_5 класс

Рабочая программа_Русский родной_5 класс...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....

Рабочая программа "Русский родной язык" 8 класс

Программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,  реализующих программы основного общего образования (Од...