Программа внеурочной деятельности по литературе «Литературное естествознание: уроки наследственности»
рабочая программа (9, 10 класс)

Дубина Анжелика Петровна

       Данный курс призван решить следующие задачи:

1.Учить составлять родословную своей семьи посредством изучения биографии великих людей на основе знаний законов  генетики с учетом их территориальной принадлежности в  разные периоды жизни.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение для формирования учебных умений и навыков, необходимых в процессе исследовательской деятельности по созданию и защите проектной работы.

3. Создать благоприятные условия для организации воспитательного пространства, обеспечивающее формирование и развитие личности гражданина на основе толерантности и  позитивного общения как со взрослыми, так и  со сверстникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  № 40»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по литературе

«Литературное естествознание: уроки наследственности»

для 9-10 классов/ 34 часа в год

Авторы - составители:                                                                                      

Михайлова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40»

Дубина Анжелика Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40»

Ляпина Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40»

Шипилова Елена Александровна,

 учитель биологии МБОУ «СОШ №17»

Ангарского городского округа

                                                                     2022г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса
  3. Содержание программы
  4. Календарно - тематическое планирование
  5. Список литературы
  6. Приложения

Пояснительная записка

«Наука без литературы                                                                                                                                                                                                                      схематична и груба;                                                                                                                                                              литература без науки пуста,                                                                                                                                                                      ибо сущность литературы есть знание »

А. Франс

        Программа внеурочной деятельности   «Литературное естествознание: уроки наследственности» для обучающихся 9-10 классов общеобразовательных организаций является авторской, составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Примерной программы по биологии для основного общего образования;

- Примерной программы по литературе для основного общего образования;

        Программа внеурочной деятельности   рассчитана на  34 учебных часа (1 час в неделю) и составлена  для обучающихся 9-10 классов общеобразовательных организаций.

        Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена основывалось на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний  

Сегодня уместно привести слова нашего современника — генеалога С.А. Сапожникова: «Генеалогия, родословие, геральдика — это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача — научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма».

В учебных заведениях основам генеалогии не учат, хотя власть понимает, что духовно-нравственное возрождение России во многом зависит от того, как в современных семьях восстанавливается прерванная в XX веке духовная память о предках, возрождается традиция помнить и продолжать историю семей и чтить родство своё. И действительно, власть пытается привлечь внимание молодёжи к работе над родословными изысканиями посредством подключения к этой проблеме библиотек, музеев, архивов, государственных просветительских (образовательных) учреждений и некоторых общественных организаций, имеющих дело с краеведением. Нередко приходится слышать: «Знаете ли вы свою родословную?» Этот вопрос чаще всего адресован молодёжи. В ряде случаев он может для личности оказаться дискомфортным, и тогда можно услышать на него легкомысленный ответ: «А в чём проблема? Спрошу у родителей». Такой ответ, скорее всего, результат абсолютной неграмотности гражданина в знании истории своей семьи: не исключено, что он, ныне живущий, не сможет даже по отчеству назвать двух своих дедов. Предложить неподготовленному человеку ответить на поставленный вопрос или написать историю своей семьи без предварительного разъяснения законов, приёмов, правил генеалогических знаний — верх педагогической бестактности.

Актуальность программы: включение курса  «Литературное естествознание: уроки наследственности» в школьный курс даст мощный импульс интеллектуальному и нравственному развитию личности. Знания основ генеалогии, применённые школьниками для воспроизведения истории своей семьи, позволят сформировать и закрепить в их сознании мотивированный интерес к познанию и почитанию предков из глубины веков до наших дней, что и является главным признаком духовного роста самосознания личности.

Новизна программы: курс  «Литературное естествознание: уроки наследственности» позволяет  соединить воедино работу  педагогов-предметников  в ходе работы с научной, художественной, научно-популярной книгой и семейным архивом. Курс    интегрированный, так как, изучая родословную,  невозможно касаться только вопросов биологии, при этом затрагиваются вопросы истории страны, обществознания, географии, литературы, краеведения.

        Цель курса: Изучение и создание генеалогического древа семьи в процессе интеграции школьных предметов: биологии,  литературы.

       Данный курс призван решить следующие задачи:

1.Учить составлять родословную своей семьи посредством изучения биографии великих людей на основе знаний законов  генетики с учетом их территориальной принадлежности в  разные периоды жизни.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение для формирования учебных умений и навыков, необходимых в процессе исследовательской деятельности по созданию и защите проектной работы.

3. Создать благоприятные условия для организации воспитательного пространства, обеспечивающее формирование и развитие личности гражданина на основе толерантности и  позитивного общения как со взрослыми, так и  со сверстникам.

        Формы работы на занятиях разнообразные: лекция, просмотр фильмов, изучение печатных  материалов, большое место отведено практическим занятиям. Данный курс рассчитан не столько на работу учителя, сколько на самостоятельную работу учащихся, так как опрашивать родственников, делать рисунки, схемы, думать о семейных реликвиях придется им. Роль учителя в этом курсе направляющая. Кроме учителя учащимся окажут помощь справочники, энциклопедии  по разным дисциплинам, научно – популярная литература. Поэтому, если ребенок заинтересуется, он получит довольно обширные знания.

         

Планируемые результаты

 После обучения по программе курса ученик должен :

знать: правила составления родословной; методику сбора информации из разных источников; правила оформления материалов по истории рода;

уметь: вести работу по сбору новой информации; работать с краеведческой литературой, материалами периодической печати; представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции; заполнять генеалогические карточки; составлять генеалогическое древо. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для :

- успешного выполнения типичных социальных ролей;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- решения практических жизненных задач;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и закона;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Содержание программы внеурочной деятельности

 «Литературное естествознание: уроки наследственности»

          Программа внеурочной деятельности  на  34 учебных часа (1 час в неделю) и составлена  для обучающихся 9-10 классов общеобразовательных организаций. Программа может реализовываться как локальная  – отдельно в 9-х классах, отдельно в 10-х классах.  Реализация программы рассчитана на 3 блока: 1.  Теоретическая часть. 2. Практическая часть (изучение родословных великих людей). 3.  Проектная деятельность.

Тема 1. Что изучает наука генеалогия? Почему важно знать свои корни? (2ч.)

Генеалогия как одна из вспомогательных исторических дисциплин. Примеры истории родов. Что мы знаем об истории своей семьи.

Анкетирование. Задачи изучения курса.

Тема 2. Правила составления генеалогического древа.(2ч)

Работа по составлению древа. Семейный архив. Способы сбора информации.

 Тема 3. Виды и степени родства.(2ч)

Виды и степени родства. Понятие кровного родства и свойства. Восходящая и нисходящая степени родства.

Тема 4. Схема родословной. (3ч.) Символы для составления родословной. Графическое изображение родословной.

Тема 5. Изучение родословных великих людей. (8ч.)  Родословная династии Романовых. А.С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь.

Тема 6. История происхождения имен и фамилий.(2ч)

Что говорят наши фамилии? Причины выбора вашего имени. Наиболее часто встречающиеся имена в роду. Что означает ваше имя.

Тема 7. География моего рода.(2ч)

Места, связанные с историей рода, их краткая характеристика.

Тема 8. Работа с генеалогическими карточками.(4ч)

Сбор сведений о близких родственниках

Тема 9. Работа с документами и фотоматериалами.(4)

Изучение документальных источников по истории семьи

Тема 10. Оформление материалов.(2ч)

Правила систематизации и оформления материалов по истории семьи

Тема 11. Представление работ «Моя родословная».(3ч)

Отбор наиболее интересных фактов из истории рода.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Виды выполняемых работ

Кол-во часов

1

2

Что изучает наука генеалогия?

Почему важно знать свои корни?

Генеалогия как одна из вспомогательных

исторических дисциплин. Примеры истории

родов. Что мы знаем об истории своей

семьи?

Ответы на вопросы анкеты

2

3

4

Правила составления

генеалогического древа

Работа по составлению древа. Семейный архив.

Составление генеалогического древа

2

5

6

Виды и степени родства

Виды и степени родства. Понятие кровного

родства и свойства. Восходящая и нисходящая степени родства.

Сбор фотоматериалов и

документов по истории семьи

2

7

8

9

Схема родословной

Символы для составления родословной. Графическое изображение родословной.

Составление генеалогического древа

3

10-17

Изучение родословных великих людей.

Родословная династии Романовых. А.С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь.

Конспектирование материалов

8

18

19

История происхождения имен и фамилий.(

Что говорят наши фамилии? Причины выбора вашего имени. Наиболее часто встречающиеся имена в роду. Что означает ваше имя.

Объяснение вариантов

происхождения своей фамилии.

Выбор имени, его значение и

характеристика. Легенды рода

2

20

21

География моего рода

Места, связанные с историей

Составление карты «География»

2

22-

25

Работа с генеалогическими карточками

Сбор сведений о близких родственниках

Заполнение генеалогических карточек

3

26-29

Работа с документами и фотоматериалами

Изучение документальных источников по

истории семьи. Работа с фотоматериалами

Сбор материалов по истории своей семьи

2

30-31

Оформление материалов.

Правила систематизации и оформления

материалов по истории семьи

Оформление работы «Моя

родословная». Индивидуальная

работа

2

32-34

Представление работ «Моя родословная»

Отбор наиболее интересных фактов из истории рода.

3

Список использованной литературы:

Литература для учителя:

  1. Бочков Н.И., «Гены и судьбы», М., Молодая гвардия, 1990г.
  2. Дубинин Н.П., «Генетика и человек», М., Просвещение, 1987г.
  3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.
  4. Гроссман Л.П., «Жизнь замечательных людей. Пушкин». М., 1958г.
  5. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  6. Самсонов В.К., «Твоя родословная», М., Солон-Пресс, 2005г.
  7. Слюсарев А.А., «Биология с генетикой», М., Медицина, 1987г
  8. Полат Е. С. Метод проектов. Статья на сайте Российской Академии Образования.
  9. Научно - практический журнал «Завуч» №6 2005г., №6 2006г., №8 2007г.
  10. Сайт программы «Обучение для будущего»
  11. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  12. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех».

Литература для учащихся:

  1. Алексеев Ю.А., «Моя Родина –Россия», М., 2002г.
  2. Журналы «Школьная библиотека», №7,8,9 2002г.
  3. Лермонтовская энциклопедия, М., «Советская энциклопедия», 1981г.
  4. Романовский В.К., «Символы российской государственности», М., Русское слово, 2002г.
  5. Саленко В.Ф., «Твои и мои родственники», Иркутск, Папирус, 1993г.
  6. Энциклопедия для детей «История России», М., Аванта+, 1995г.  

Приложения

        Приложение 1.

«Все  счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»            

 Л. Толстой

О родословной А.С. Пушкина

Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Об этом писал и сам Пушкин: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»

А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства.

История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Чьи имена знакомы нам  с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.

«Моя родословная» - стихотворение А.С.Пушкина:

          Смеясь жестоко над собратом,  

          Писаки русские толпой

          Меня зовут аристократом.

          Смотри, пожалуй, вздор, какой!

          Не офицер я, не асессор,

          Я по кресту не дворянин,

          Не академик, не профессор;

          Я просто русский мещанин.

          Наш предок Рача мышцей бранной

          Святому Невскому служил.

          Его потомство гнев венчанный,

          Иван  VI пощадил.

           Водились Пушкины с царями;

           Из них был славен не один,

           Когда тягался с поляками

           Нижегородский мещанин

           Под гербовой моей печатью

           Я кипу грамот схоронил

           И не якшаюсь с новой знатью,

           И крови спесь угомонил.

           Я грамотей и стихотворец.

           Я Пушкин просто, не Мусин.

           Я не богач, не царедворец,

           Я сам большой: я мещанин.

И внешние признаки,  и черты характера унаследовал А.С.Пушкин от своих предков. Об этом в стихотворении «Мой портрет» он писал так:

 Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры;

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

По всему этому, мой милый друг.

Меня можно узнать.

Да, таким, как Бог меня создал,

Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености-

Да, таков Пушкин.

Данные черты яркого холерика унаследованы А.С. Пушкиным от матери, которая была сильной и властной натурой, но очень вспыльчивой.

Пушкин не обладал характером легким, ветреным и беспечным. Напротив, его нередко можно было увидеть задумчивым, молчаливым, даже мрачным. Он легко впадал в меланхолию, приговаривая: «Грустно, тоска!». Другу он признавался: «Если бы знал ты, как часто я бываю подвержен так называемой хандре»

Черты меланхолика были характерны и для его отца - человека слабохарактерного, сентиментального до слезливости. Именно от отца Пушкин унаследовал также эмоциональную возбудимость, неуравновешенность, частые перепады настроения.

На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко  отразились наследственные признаки. Известно, что не только цвет кожи, черты характера, но и склонности и способности передаются по наследству. Любимейшим родственником поэта был его дядя Василий Львович. Он занимался тщательной разработкой разнообразнейших поэтических жанров-посланий к друзьям, басен и сказок, сатирических эпиграмм, поэм, мадригалов, альбомных стихотворений, экспромтов, стихов на заданные рифмы. Александр учился у него художественному синтаксису, теории словесности.  «Парнасский мой отец!» - назовёт он его в одном из лицейских стихотворений.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал учила Александра простонародной  русской речи (рассказывала ему сказки, пела русские народные песни).

Отец Александра - Сергей Львович обладал врождённой способностью писать и даже говорить стихами. Выдающаяся лингвистическая одарённость давала ему возможность с одинаковой непринуждённостью рифмовать по-русски и по-французски. Сохранилось и его посвящение сыну, при поднесении ему на Новый год чернильницы, в котором автор с благоговением говорит о несравненном даровании и блестящей славе «любимого питомца муз».

Страсть к французской литературе развивал у Александра не только отец , который «мастерски читывал им Мольера», но и мать, читавшая вслух Александру и Ольге занимательные парижские издания. Надежда Осиповна разделяла  литературные вкусы и занятия своего мужа, постоянно общалась с первоклассными русскими писателями. Она любила вечера, домашние спектакли, декламацию, театр.Брат Лев так же  унаследовал поэтический дар. Он писал стихи и басни.

-В результате мы можем считать, что ряд признаков  Пушкин унаследовал от своих предков. И даже такие наследственные признаки, как черты характера, которые несколько отличались  у его родителей от нормы, оказались тем стимулятором творческой деятельности, которые, воздействуя на природную одарённость Александра Сергеевича, дали нам гения.

-Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность Пушкина-случайность. Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которой мы можем её объяснить.

-Изучать родословные великих людей нашего отечества занимательно, интересно, патриотично. Но не менее интересно и увлекательно заниматься изучением своей родословной.

Приложение 8


Интеллектуальная карта
1 блок вопросов:
- Метод изучения генетики человека на основе составления и изучения родословных называется____________________________
- Каким фактом своей биографии гордится А.С.Пушкин в стихотворении «Моя родословная»? ________________________
2 блок вопросов:
-Явление, при котором на формирование признака влияет действие нескольких пар неаллельных генов, называется__________________
- В стихотворении «Мой портрет» поэт упоминает своё лицейское прозвище ___________________

3 блок вопросов:
-Небывалый расцвет творчества поэта в период Болдинской осени вызван тем, что_______________________________________________________

 -Склонность к периодически возникающим спадам и подъёмам настроения

 называется_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Программа внеурочной деятельности по литературе "Литературный кружок в школе" 5-6 класс

Образ времени года в литературном произведении. Урок литратуры в 5 классе по ФГОС.УМК  В. Ф. Чертова....

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературная Смоленщина"

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по литературе "Литературная Смоленщина"  предназначена для обучающихся 6 класса. Данная программа не дублирует ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"

Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....