«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.» Конспект урока
методическая разработка

Котова Анна Валерьевна

«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.» Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kat_po_rrya.docx19.61 КБ
PDF icon kat.pdf452.53 КБ
Файл rabochiy_list.docx87.41 КБ
Файл tekst.docx88.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.»

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, которые пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте поприветствуем наших гостей (дети приветствуют).

Учитель: Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам языка, выполняем комплексный анализ текста.

2. Слово об авторе.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

3. Чтение текста.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.

— Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

—        Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.

—        А не видели вы, как соловей пьёт росу?

—        Нет, не видели…

—        А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?

—        Не видели…

—        Какие же вы счастливые… — говорит учитель.

Постарайтесь догадаться, каким было продолжение последней реплики. ???

Ответы детей.

— Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!

4. Работа по тексту.

  • Назовите ключевое слово текста? (счастье, счастливые)
  • Назовите тему текста? Запишите. (Счастье быть ребенком)
  • Сформулируйте основную мысль текста? Запишите. (Ребенка делает счастливым познание окружающего мира)
  • Задайте главный вопрос текста (проблема текста)? (Что делает ребенка счастливым?)
  • Как можно озаглавить текст?
  • Как учитель относится к детям? Докажите словами из текста.
  • Определите тип речи в 1-2 предложениях. (повествование)

5. Работа в группах.

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

  1. Найдите в тексте антоним к слову «грустный». (веселые)
  2. Найдите в тексте слово со значением «небольшое насекомое, маленький жучок». (букашка)

  1. Найдите эпитеты.

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

  1. Выпишите слова с уменьшительными суффиксами. Какова их роль в тексте? (ребятишек, соловушка, капельку, крылышки)
  2. Согласны ли вы с утверждениями? Если не согласны, исправьте и запишите свой вариант.
  • В слове «пьет» корень – всё слово
  • В слове «видели» один суффикс
  • В слове «остановимся» нет приставки
  • В слове «проснулся» окончание «ся»

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

  1. Выпишите из 1-2 абзацев все наречия.
  2. Выпишите из 1-2 абзацев все числительные.
  3. Верна ли характеристика существительного из предложения «Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть…» Если есть ошибки, исправьте.

Дыхание – нариц., неодуш., ср.род, 2 скл., в ед.ч., в В.п.

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры из текста. Каких предложений больше? Почему?
  2. Какие предложения бывают по интонации? Приведите примеры из текста.

Работа 5 группы. Пунктуационный анализ.

  1. Есть ли в тексте предложения с прямой речью? (нет, диалог)
  2. Объясните постановку запятых в последнем предложении текста.
  3. Объясните наличие/отсутствие запятой перед «и» в данных предложениях:
  • Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
  • Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

6. Домашнее задание.

  1. Составьте небольшое монологическое высказывание на тему: «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог.
  2. Сделать задания других групп (по желанию)

7. Рефлексия. Итог занятия.

- Что повторили? Что нового узнали?

Закончить хочется словами Сухомлинского: «Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!»

У вас все впереди!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплексный анализ текста

  • Назовите тему текста? Запишите. 

_________________________________________________________________

  • Сформулируйте основную мысль текста? Запишите. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как учитель относится к детям? Докажите словами из текста.

_________________________________________________________________

  • Определите тип речи в 1-2 предложениях.

_________________________________________________________________

https://mtdata.ru/u3/photo5003/20336381391-0/original.png

 Работа в группах.

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

  1. Найдите в тексте антоним к слову «грустный».

___________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте слово со значением «небольшое насекомое, маленький жучок».

___________________________________________________________________

  1. Найдите эпитеты. ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

  1. Выпишите слова с уменьшительными суффиксами. Какова их роль в тексте? ________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Согласны ли вы с утверждениями? Если не согласны, исправьте и запишите свой вариант.
  • В слове «пьет» корень – всё слово____________________________
  • В слове «видели» один суффикс _____________________________
  • В слове «остановимся» нет приставки_________________________
  • В слове «проснулся» окончание «ся»__________________________

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

  1. Выпишите из 1-2 абзацев все наречия.

_______________________________________________________________

  1. Выпишите из 1-2 абзацев все числительные.

_______________________________________________________________

  1. Верна ли характеристика существительного из предложения «Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть…» Если есть ошибки, исправьте.

Дыхание – нариц., неодуш., ср.род, 2 скл., в ед.ч., в В.п.

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры из текста. Каких предложений больше? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие предложения бывают по интонации? Приведите примеры из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 5 группы. Пунктуационный анализ.

  1. Есть ли в тексте предложения с прямой речью?____________________________
  2. Объясните постановку запятых в последнем предложении текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните наличие/отсутствие запятой перед «и» в данных предложениях:
  • Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
  • Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Домашнее задание.

  1. Составьте небольшое монологическое высказывание на тему: «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог. 
  2. Сделать задания других групп (по желанию).    

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613545909_41-p-belii-chelovechek-dlya-prezentatsii-prozra-43.jpg



Предварительный просмотр:

 

Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.

- Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

- Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.

- А не видели вы, как соловей пьёт росу?

- Нет, не видели…

- А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?

- Не видели…

- Какие же вы счастливые… — говорит учитель.

Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?

Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и                                вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

       Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!

Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.

- Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

- Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.

- А не видели вы, как соловей пьёт росу?

- Нет, не видели…

- А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?

- Не видели…

- Какие же вы счастливые… — говорит учитель.

Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?

Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и                                вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

       Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.

Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...