«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.» Конспект урока
методическая разработка
«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.» Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kat_po_rrya.docx | 19.61 КБ |
kat.pdf | 452.53 КБ |
rabochiy_list.docx | 87.41 КБ |
tekst.docx | 88.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Родной русский язык. Комплексный анализ текста.»
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, которые пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте поприветствуем наших гостей (дети приветствуют).
Учитель: Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам языка, выполняем комплексный анализ текста.
2. Слово об авторе.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.
3. Чтение текста.
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.
— Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
— А не видели вы, как соловей пьёт росу?
— Нет, не видели…
— А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?
— Не видели…
— Какие же вы счастливые… — говорит учитель.
Постарайтесь догадаться, каким было продолжение последней реплики. ???
Ответы детей.
— Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
4. Работа по тексту.
- Назовите ключевое слово текста? (счастье, счастливые)
- Назовите тему текста? Запишите. (Счастье быть ребенком)
- Сформулируйте основную мысль текста? Запишите. (Ребенка делает счастливым познание окружающего мира)
- Задайте главный вопрос текста (проблема текста)? (Что делает ребенка счастливым?)
- Как можно озаглавить текст?
- Как учитель относится к детям? Докажите словами из текста.
- Определите тип речи в 1-2 предложениях. (повествование)
5. Работа в группах.
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
- Найдите в тексте антоним к слову «грустный». (веселые)
- Найдите в тексте слово со значением «небольшое насекомое, маленький жучок». (букашка)
- Найдите эпитеты.
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
- Выпишите слова с уменьшительными суффиксами. Какова их роль в тексте? (ребятишек, соловушка, капельку, крылышки)
- Согласны ли вы с утверждениями? Если не согласны, исправьте и запишите свой вариант.
- В слове «пьет» корень – всё слово
- В слове «видели» один суффикс
- В слове «остановимся» нет приставки
- В слове «проснулся» окончание «ся»
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
- Выпишите из 1-2 абзацев все наречия.
- Выпишите из 1-2 абзацев все числительные.
- Верна ли характеристика существительного из предложения «Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть…» Если есть ошибки, исправьте.
Дыхание – нариц., неодуш., ср.род, 2 скл., в ед.ч., в В.п.
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры из текста. Каких предложений больше? Почему?
- Какие предложения бывают по интонации? Приведите примеры из текста.
Работа 5 группы. Пунктуационный анализ.
- Есть ли в тексте предложения с прямой речью? (нет, диалог)
- Объясните постановку запятых в последнем предложении текста.
- Объясните наличие/отсутствие запятой перед «и» в данных предложениях:
- Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
- Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
6. Домашнее задание.
- Составьте небольшое монологическое высказывание на тему: «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог.
- Сделать задания других групп (по желанию)
7. Рефлексия. Итог занятия.
- Что повторили? Что нового узнали?
Закончить хочется словами Сухомлинского: «Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!»
У вас все впереди!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексный анализ текста
- Назовите тему текста? Запишите.
_________________________________________________________________
- Сформулируйте основную мысль текста? Запишите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как учитель относится к детям? Докажите словами из текста.
_________________________________________________________________
- Определите тип речи в 1-2 предложениях.
_________________________________________________________________
Работа в группах.
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
- Найдите в тексте антоним к слову «грустный».
___________________________________________________________________
- Найдите в тексте слово со значением «небольшое насекомое, маленький жучок».
___________________________________________________________________
- Найдите эпитеты. ____________________________________________________
___________________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
- Выпишите слова с уменьшительными суффиксами. Какова их роль в тексте? ________________________________________________________
_______________________________________________________________
- Согласны ли вы с утверждениями? Если не согласны, исправьте и запишите свой вариант.
- В слове «пьет» корень – всё слово____________________________
- В слове «видели» один суффикс _____________________________
- В слове «остановимся» нет приставки_________________________
- В слове «проснулся» окончание «ся»__________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
- Выпишите из 1-2 абзацев все наречия.
_______________________________________________________________
- Выпишите из 1-2 абзацев все числительные.
_______________________________________________________________
- Верна ли характеристика существительного из предложения «Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть…» Если есть ошибки, исправьте.
Дыхание – нариц., неодуш., ср.род, 2 скл., в ед.ч., в В.п.
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры из текста. Каких предложений больше? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие предложения бывают по интонации? Приведите примеры из текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 5 группы. Пунктуационный анализ.
- Есть ли в тексте предложения с прямой речью?____________________________
- Объясните постановку запятых в последнем предложении текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните наличие/отсутствие запятой перед «и» в данных предложениях:
- Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
- Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
- Составьте небольшое монологическое высказывание на тему: «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог.
- Сделать задания других групп (по желанию).
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского.
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.
- Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
- Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
- А не видели вы, как соловей пьёт росу?
- Нет, не видели…
- А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?
- Не видели…
- Какие же вы счастливые… — говорит учитель.
Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?
Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского.
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.
- Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
- Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
- А не видели вы, как соловей пьёт росу?
- Нет, не видели…
- А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?
- Не видели…
- Какие же вы счастливые… — говорит учитель.
Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?
Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»
В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс
В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....
Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.
Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...
Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе
Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...