Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»
материал (6 класс)

Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря 2023 года в рамках школьного методического марафона  «Функциональная грамотность как образовательный результат».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного русского языка»

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер, умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

 Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, которые используют для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Рассмотрим приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря 2023 года в рамках школьного методического марафона  «Функциональная грамотность как образовательный результат».

Слово «эффективные» встречается нам и в формулировке темы урока, и в формулировке темы моего выступления. Что же оно означает?

Предварительно до урока одной из учениц я дала задание, найти в толковом словаре лексическое значение этого слова. Вот что она подготовила к уроку» «Эффективный – приводящий к нужному результату, действенный».

Предлагаю рассмотреть эффективные, на мой взгляд, приёмы работы по развитию смыслового чтения на каждом этапе чтения на примере текста И. С. Тургенева «Воробей».

Цель работы на первом этапе, этапе работы с текстом до чтения, заключается в развитии такого умения, как АНТИЦИПАЦИЯ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию. Использую приём «Пропуск букв», предлагаю учащимся отгадать название текста, с которым им предстоит поработать, для этого нужно вставьте пропущенные гласные в слово. (Фрагмент 1 видеозаписи урока). После того как дети отгадают название текста, предлагаю ребятам предположить, о чём может идти речь в этом произведении, записать свои предположения в тетрадь. Применяю прием «Дерево предсказаний». Затем после чтения текста, сравниваем, совпали ли их предположения.

После прослушивания ответов переходим ко второму этапу - этапу работы с текстом во время чтения. Использую приём «Чтение с остановками». Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» (Фрагмент видеозаписи 2)

На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляется авторская позиция, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.. На данном этапе каждому ряду предлагаю выполнить следующие задания: найти в тексте слова, словосочетания, передающие чувства, переживания героев, подчеркнуть их (1 ряд - собаки, 2 ряд- воробья, 3 ряд- охотника). После заслушивания ответов задаю  учащимся вопросы, выясняем основную мысль стихотворения в прозе И.С. Тургенева:

- Можно по-другому озаглавить это произведение?

- О чем оно вас заставило задуматься? Какова же основная мысль этого замечательного произведения? (Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь) После окончания работы с текстом ребятам предлагаю 2-3 пословицы, связанные с содержанием текста и отражающие различные интерпретации сюжета, дети выбирают одну из них, которая больше всего подходит по смыслу к тексту.Например: «Мал, да удал», «Смелость города берет») (Фрагмент видеозаписи 3)

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы, составляют синквейн о словом «воробей». Использую приём «Продолжи фразу». Ребята выбирают на слайде фразу, высказывают своё мнение.

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Мне на уроке показалось интересным…

- Сегодня на уроке я научился/научилась…

- На уроке мне понравилось/ не понравилось…

(Фрагмент видеозаписи 4)

В качестве домашнего задания учащиеся получают следующие задания на выбор:

1) упр.151    2) Написать сочинение-миниатюру «В чем заключается сила материнской любви?»

Таким образом, приемы и методы технологии чтения сегодня актуальны и востребованы, их можно применять при работе с любым текстом. Они соответствуют основным требованиям по формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка

Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит  стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Перед учителем стоит очень важная задача - привить учащимся интерес к чтению, научить их «читать».Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образов...

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, с...

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

в статье приводятся некоторые приемы, направленные на формирование и развитие у учащихся умений смыслового чтения на уроках математики. Ключевые слова: смысловое чтение, сюжетные задачи, познавательна...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...