История в слове: наименование предметов традиционного русского быта
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Часть 1.

Ф.И.О.

Плесовских Евгения Владимировна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Листы самооценки

Базовый учебник

О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
  2. формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа;

3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

- расширять понятийную базу;

- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.


Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская… (изба)

Слайд №1

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель. - Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы побываем в далёкой стране, которую раньше называли Русью.

-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)

- А какие пословицы вы знаете об избе? (ответы детей)

- А вот такие пословицы слышали? ( Слайд 2).  Давайте объясним их. (Дети по очереди объясняют значения пословиц).

3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Учитель: Запишите тему урока

- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель: Прочитайте слова (Слайд 3)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.

(Ответы детей)

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1)Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст (Текст на слайде №4).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы.

- С какими видами орфограммы вы работали?

«Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территориии (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».

-Оценивание своей работы.

Учитель:  Так с чего же начинался дом, вы знаете? (дети рассуждают)- Так давайте вместе узнаем?! (Слайды 5-9)

2) Работа со словарными статьями. Дети ищут в толковом словаре имени М.Фасмера слова «зодчий», «изба», «хоромы».

Учитель просит выписать эти понятия в тетрадь. (Слайд 10)

  1. Физкультминутка.

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

  1. Работа с построенным проектом.

Учитель: Вы ходите по улицам нашего села и, конечно, заметили, что окна, стены и крыша избы для чего-то украшались. Как вы думаете для чего? (ответы детей). А вот и ответ на этот вопрос. (У доски зачитывает свой доклад один ученик).

Учитель: Мы с вами узнали, для чего наши предки украшали избу. Мы познакомились с их верованиями в духов природы, с обережной символикой в украшении избы. Но теперь хочется заглянуть и в жилище наших предков. Давайте посмотрим, как же выглядела изба изнутри. (Учитель разворачивает построенный проект, в котором каждый предмет повторяет оригинал в уменьшенном масштабе. Детям разрешается подойти и рассмотреть поближе избу). (Слайд 11)

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.

Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут. Важное место занимала русская печь. От русской печи грелись холодными зимами, в русской печи готовили еду, в ней же мылись, на ней спали, на ней лечились.  Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит. (Слайды 12).

Стол. Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска", - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Когда же в дом входил гость, первым делом его взгляд натыкался на божничку, или как в народе говорят – красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца  (Слайд 13).

Кроме того изба делилась на мужскую и женскую половины.

Бабий кут – это женская половина. (Слайд 14). Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали. Происходило это в то время, когда заканчивались летние полевые работы, собран урожай и наступила глубокая осень.

Коник – это мужской угол (Слайд 15). Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время зимних работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.

Полати были любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за тем, что происходит в избе, особенно в праздничные дни. (Слайд 16)

Лавки (Слайд 17) тоже старались украшать домотканными ковриками, дорожками.

4) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37 упр. 33. Изба.

Учитель: Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

- Какие значения слова изба отмечены в словаре? 

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

- Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? 

- И чтобы обобщить проведём викторину (Слайд 18)

5) Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги. Подумайте и ответьте себе на вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

- Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их. Домашнее задание с. 38 упр. 35. К одному фразеологизму нарисуйте иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".

Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...