История в слове: наименование предметов традиционного русского быта
план-конспект урока (5 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naimenovanie_predmetovtraditsionnogo_russkogo_byta._chast_1.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского родного языка в 5 классе
«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Часть 1.
Ф.И.О. | Плесовских Евгения Владимировна |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский родной язык |
Класс | 5 |
Тема урока | История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. |
Тип урока | Комбинированный |
Оборудование | Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся Листы самооценки |
Базовый учебник | О.М. Александрова «Русский родной язык» |
Цель урока |
3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов. 4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово. |
Задачи урока | направленные на достижение предметных результатов: - создать условия для активизации использования изученных ранее тем. - расширять понятийную базу; - обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта» направленные на достижение личностных результатов: - актуализировать жизненный опыт учащихся; - формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам; - развивать представление о жизни и быте крестьян; направленные на достижение метапредметных результатов: - создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах; - развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать. |
Планируемые результаты | Освоение предметных знаний (базовые понятия) Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека. Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок) Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности; - развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - осознание степени своего освоения материала; - формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе. |
Методы и формы обучения | Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская… (изба)
Слайд №1
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель. - Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы побываем в далёкой стране, которую раньше называли Русью.
-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)
- А какие пословицы вы знаете об избе? (ответы детей)
- А вот такие пословицы слышали? ( Слайд 2). Давайте объясним их. (Дети по очереди объясняют значения пословиц).
3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4
-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)
Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)
-Почему не получается? (слов не знаем)
-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?
-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)
- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)
Учитель: Запишите тему урока
- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)
Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
Учитель: Прочитайте слова (Слайд 3)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.
(Ответы детей)
Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.
Как жили русские люди?
Чем украшали свой быт?
Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
1)Работа с текстом
Учитель: Прочитайте текст (Текст на слайде №4).
-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?
-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы.
- С какими видами орфограммы вы работали?
«Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территориии (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».
-Оценивание своей работы.
Учитель: Так с чего же начинался дом, вы знаете? (дети рассуждают)- Так давайте вместе узнаем?! (Слайды 5-9)
2) Работа со словарными статьями. Дети ищут в толковом словаре имени М.Фасмера слова «зодчий», «изба», «хоромы».
Учитель просит выписать эти понятия в тетрадь. (Слайд 10)
- Физкультминутка.
Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».
Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.
Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.
- Работа с построенным проектом.
Учитель: Вы ходите по улицам нашего села и, конечно, заметили, что окна, стены и крыша избы для чего-то украшались. Как вы думаете для чего? (ответы детей). А вот и ответ на этот вопрос. (У доски зачитывает свой доклад один ученик).
Учитель: Мы с вами узнали, для чего наши предки украшали избу. Мы познакомились с их верованиями в духов природы, с обережной символикой в украшении избы. Но теперь хочется заглянуть и в жилище наших предков. Давайте посмотрим, как же выглядела изба изнутри. (Учитель разворачивает построенный проект, в котором каждый предмет повторяет оригинал в уменьшенном масштабе. Детям разрешается подойти и рассмотреть поближе избу). (Слайд 11)
В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.
Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут. Важное место занимала русская печь. От русской печи грелись холодными зимами, в русской печи готовили еду, в ней же мылись, на ней спали, на ней лечились. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит. (Слайды 12).
Стол. Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска", - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.
Когда же в дом входил гость, первым делом его взгляд натыкался на божничку, или как в народе говорят – красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца (Слайд 13).
Кроме того изба делилась на мужскую и женскую половины.
Бабий кут – это женская половина. (Слайд 14). Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали. Происходило это в то время, когда заканчивались летние полевые работы, собран урожай и наступила глубокая осень.
Коник – это мужской угол (Слайд 15). Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время зимних работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.
Полати были любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за тем, что происходит в избе, особенно в праздничные дни. (Слайд 16)
Лавки (Слайд 17) тоже старались украшать домотканными ковриками, дорожками.
4) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37 упр. 33. Изба.
Учитель: Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?
- Какие значения слова изба отмечены в словаре?
-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?
- Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась?
- И чтобы обобщить проведём викторину (Слайд 18)
5) Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги. Подумайте и ответьте себе на вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?
- Что было трудно для вас?
-Что было самым интересным?
Учитель: Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их. Домашнее задание с. 38 упр. 35. К одному фразеологизму нарисуйте иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
История в слове: наименование предметов традиционного русского быта. часть 2
Презентация - иллюстрация к уроку...
Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".
Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....
Конспект урока "Наименование предметов быта в русском языке"
5 класс родной русский язык...
Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...