Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Волкова Наталья Александровна

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса по учебнику Александровой О.М. с календарно-тематическим планированием на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma_po_rodnomu_yazyku_russkomu.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное общеобщеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Серегина О.Е./

Протокол № ________

от « __»________ 2021г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР МБОУ «Агибаловская СШ»  

_______/Серегина О.Е./

« __»_________ 2021 г.

«Утверждено»

И.О. директора МБОУ

«Агибаловская СШ»

________ /Борунова М.М. /

 Приказ №______

от «__»_____2021 г.

Рабочая программа по родному языку (русскому)

для 9 класса (по 2 часа в неделю, всего 68 часов)

на 2021-2022 учебный год

Волкова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                         

                                                           

                                                             

                                                               д. Агибалово, 2021 г.

                                                                       

 

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Агибаловская СШ».

- Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык».

Рабочая программа составлена к учебнику Русского родного языка для 9 класса

(Русский родной язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций (О.М. Александрова и др.). М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.)

Учебным планом на изучение родного языка (русского) в 9 классе отводится 68 ч. (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

            4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

             5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные результаты

Ученик научится

1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

         3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание программы

  1. Русский язык и русская культура (7 часов).

       Слово о русском языке. Язык как общественное явление. Отражение в русском языке       культуры и истории народа. Функции русского языка. Языковая картина мира.

        2.  Особенности лексики русской культуры (7 часов.).

    Ключевые слова русской культуры. Основные разряды ключевых слов русской культуры.   «Словарь русской ментальности». Крылатые слова и выражения в русском языке. Группы   крылатых слов русского языка.

3. Развитие русского языка (21 час).

Развитие русского языка как закономерный процесс. Роль А.С. Пушкина в формировании современного русского языка. Факторы, влияющие на изменения в русском языке. Проект «Устаревшая лексика в произведениях русских писателей-классиков». Основные тенденции развития современного русского языка. Новейший этап развития русского языка. Язык виртуального общения. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Вариантность иноязычных заимствований. Причины появления в современном русском языке иноязычных заимствований. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Семантические неологизмы. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Общенациональный жаргон.

4. Культура речи (15 часов)

Активные процессы в области произношения и ударения. Вариативность норм произношения. Орфоэпические словари. Лексическая сочетаемость. Трудные случаи лексической сочетаемости. Типичные ошибки в управлении. Ошибки в построении простого осложнённого предложения. Типичные ошибки в построении сложного предложения. Речевой этикет в деловом общении. Телефонный этикет. Правила сетевого этикета. Нарушения сетевого этикета.

5. Речь. Текст (18 часов)

Русский язык в Интернете. Контактное и дистантное общение. Текстинг. Виды преобразования текстов. Аннотация. Инфографика. Конспект. Разговорная речь. Анекдот. Шутка. Каламбур. Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Ведение спора-диалога в рамках дискуссии. Доклад. Сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

Разделы

Количество часов

1

Русский язык и русская культура.

7

2

 Особенности лексики русской культуры.

7

3

Развитие русского языка.

21

4

Культура речи.

15

5

Речь. Текст.

18

Итого:

68

                              Тематическое планирование с указанием количества часов

Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому)

Класс 9

Учитель: Волкова Наталья Александровна

Количество часов по учебному плану

Всего - 68; в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных работ - 8.

Из них: диктант-2, тестирование-4,

изложение-1, сочинение- 1.

Тема

Дата

План

Факт

Русский язык и русская культура (7 часов)

1

Слово о русском языке

2

Язык как общественное явление

3

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

4

Функции русского языка

5

Языковая картина мира

6

Контрольный диктант (стартовый контроль)

7

Анализ контрольного диктанта

Особенности лексики русской культуры (7 час.)

8

Ключевые слова русской культуры

9

Основные разряды ключевых слов русской культуры

10

«Словарь русской ментальности»

11

Крылатые слова и выражения в русском языке

12

Группы крылатых слов русского языка

13-14

 Контрольное сочинение на морально-этическую тему

Развитие русского языка (21 час.)

15

Развитие русского языка как закономерный процесс

16

Роль А.С. Пушкина в формировании современного русского языка

17

Факторы, влияющие на изменения в русском языке

18-19

Проект «Устаревшая лексика в произведениях русских писателей-классиков»

20

Основные тенденции развития современного русского языка

21

Новейший этап развития русского языка

22

Язык виртуального общения

23

Контрольная работа (тестирование) по изученным темам

24

Анализ контрольной работы.

25

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

26

Вариантность иноязычных заимствований

27

Причины появления в современном русском языке иноязычных заимствований

28

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

29

 Сочинение-рассуждение о пополнении современного русского языка словообразовательными неологизмами

30

Переосмысление значений слов в современном русском языке

31

Семантические неологизмы

32

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

33

Общенациональный жаргон

34

Контрольная работа (сжатое изложение)

35

Анализ контрольной работы

Культура речи (15 часов)

36

Активные процессы в области произношения и ударения

37

Вариативность норм произношения

38

Орфоэпические словари

39

 Лексическая сочетаемость

40

Трудные случаи лексической сочетаемости

41

Контрольная работа (тестирование) по изученным темам.

42

Типичные ошибки в управлении

43

Ошибки в построении простого осложнённого предложения

44

Типичные ошибки в построении сложного предложения

45

Речевой этикет в деловом общении

46

Телефонный этикет

47

Правила сетевого этикета

48

Нарушения сетевого этикета

49

Контрольная работа (диктант) по изученным темам.

50

Анализ контрольного диктанта

Речь. Текст (18 часов)

51

Русский язык в Интернете

52

Контактное и дистантное общение

53

Текстинг

54

Виды преобразования текстов. Аннотация

55

Инфографика. Конспект

56

Разговорная речь. Анекдот.

57

Шутка. Каламбур

58

Официально-деловой стиль

59

Деловое письмо

60

Научно-учебный подстиль

61

Ведение спора-диалога в рамках дискуссии

62

Доклад. Сообщение

63

Контрольная работа (тестирование) по изученным темам.

64

Публицистический стиль

65

Проблемный очерк

66

Язык художественной литературы

67

Прецедентные тексты

68

Промежуточная аттестация по итогам года в форме тестирования

Литература

  1. Примерная рабочая программа по предмету «Русский родной язык»;
  2. Русский родной язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку(русскому)в 5 классе

РП по родному языку(русскому) в 5 классе...

Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс

  Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 10-11 класс

Рабочая программа разработана на основе рекомендаций БОУ ДПО "ИРООО"...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 5-9 класс

Рабочая программа составлена по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....