Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
02-20
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
Утверждаю. Принята Рассмотрена
Директор на заседании МС на заседании МО
___________Н. А. Фокин протокол №____ протокол № _____
Приказ №____ от______________ от _______________
от___________ Председатель МС Руководитель МО
______ /З.П. Докукина/ _____ /О.В. Широких
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
на 2019-2020 учебный год
9 А класс
Разработала
Крюкова А. А.,
учитель русского языка
и литературы
с. Верхний Любаж 2019
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Речь и речевое общение Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, втом числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России. место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа— носителя русского родного языка.
Фонетика и орфоэпия.
Графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология Выпускник научится:
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
- Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
- предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной
- предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
2. Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто) ‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь.
Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 | 02.09.19 | |
2 | Роль родного языка в жизни человека | 1 | 06.09.19 | |
3 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | 1 | 09.09.19 | |
4 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | 1 | 13.09.19 | |
5 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | 16.09.19 | |
6 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | 20.09.19 | |
7 | Развитие языка как объективный процесс | 1 | 23.09.19 | |
8 | Развитие языка как объективный процесс | 1 | 27.09.19 | |
9 | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | 1 | 30.09.19 | |
10 | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | 1 | 04.10.19 | |
11 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» | 1 | 07.09.19 | |
12 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» | 1 | 11.10.19 | |
13 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура» | 1 | 14.10.19 | |
14 | Работа над ошибками контрольного теста | 1 | 18.10.19 | |
15 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 21.10.19 | |
16 | Активные процессы в области произношения и ударения. | 1 | 25.10.19 | |
17 | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 1 | 08.11.19 | |
18 | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 1 | 11.11.19 | |
19 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. | 1 | 15.11.19 | |
20 | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 | 18.11.19 | |
21 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. | 1 | 22.11.19 | |
22 | Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. | 1 | 25.11.19 | |
23 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | 29.11.19 | |
24 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | 02.12.19 | |
25 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 | 06.12.19 | |
26 | Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов. | 1 | 09.12.19 | |
27 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 1 | 13.12.19 | |
28 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 1 | 16.12.19 | |
29 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 1 | 20.12.19 | |
30 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 1 | 23.12.19 | |
31 | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. | 1 | 10.01.20 | |
32 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | 13.01.20 | |
33 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи» | 1 | 17.01.20 | |
34 | Работа над ошибками контрольного теста. | 1 | 20.01.20 | |
35 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. | 1 | 24.01.20 | |
36 | Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | 1 | 27.01.20 | |
37 | Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | 31.01.20 | |
38 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 | 03.02.20 | |
39 | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | 1 | 07.02.20 | |
40 | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | 1 | 10.02.20 | |
41 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 | 14.02.20 | |
42 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 | 17.02.20 | |
43 | Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. | 1 | 21.02.20 | |
44 | Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | 1 | 28.02.20 | |
45 | Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. | 1 | 02.03.20 | |
46 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 | 06.03.20 | |
47 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | 13.02.20 | |
48 | Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | 1 | 16.02.20 | |
49 | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства | 1 | 20.02.20 | |
50 | Способы опровержения доводов оппонента | 1 | 03.04.20 | |
51 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | 1 | 06.04.20 | |
52 | Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 | 10.04.20 | |
53 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи» | 1 | 13.04.20 | |
54 | Работа над ошибками контрольного теста. | 1 | 17.04.20 | |
55 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 1 | 20.04.20 | |
56 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 1 | 24.04.20 | |
57 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 | 27.04.20 | |
58 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 | 04.05.20 | |
59 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 | 08.05.20 | |
60 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 | 11.05.20 | |
61 | Публицистический стиль. | 1 | 15.05.20 | |
62 | Публицистический стиль. | 1 | 18.05.20 | |
63 | Язык художественной литературы. | 1 | 22.05.20 | |
64 | Язык художественной литературы. | 1 | 25.05.20 | |
65 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» | 1 | ||
66 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096299-1545560097.jpg)
Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281315-1603548869.jpg)
Рабочая программа по родному языку (русскому) 10-11 класс
Рабочая программа разработана на основе рекомендаций БОУ ДПО "ИРООО"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281315-1603548869.jpg)
Рабочая программа по родному языку (русскому) 5-9 класс
Рабочая программа составлена по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-798643-1466426659.jpg)
Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс
Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/27/picture-1417615-1661607730.jpg)
Рабочая программа по родному языку (русскому) 10 класс
Рабочая программа по родному языку (русскому) 10 класс. 34 часа...