Рабочая программа по родному языку (русскому) 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа разработана на основе рекомендаций БОУ ДПО "ИРООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_russkiy_10-11_klass.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТИХВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от ____ августа 2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР ______________Ю.С. Дынник «___»_____________2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Тихвинская СШ» ______________Е.А. Гермизеева Приказ № ________от «____»_________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень)
на 2019-2020 учебный год
10-11 класс
Составитель
Дынник Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
- оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
- освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
- проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Введение (1 ч)
Введение. Родной русский язык. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.
Официально-деловой стиль речи (2ч)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Автобиография С. Есенина.
Синтаксис и пунктуация (3 ч)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Лев Толстой. Текст «Гроза»
Разговорная речь (2 ч)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.
11 класс
Введение. Публицистический стиль речи (3 ч)
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвящённая Д. Лихачёву.
Язык художественной литературы (2 ч)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет».
Общие сведения о языке (2 ч)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой».Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич.
Повторение (2 ч.)
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.
Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А. Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Введение (1ч.) | ||||
1 | Введение. Родной русский язык и родная литература. | 1 | ||
Официально-деловой стиль речи(4 ч.) | ||||
2 | Основные признаки официально-делового стиля. | 1 | ||
3 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | 1 | ||
4 | Основные жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография). | 1 | ||
5 | Форма делового документа. Автобиография С. Есенина | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация (6 ч.) | ||||
6 | Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Авторские знаки препинания Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» | 1 | ||
7 | Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием. | 1 | ||
8 | Грамматическая основа предложения. Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения. | 1 | ||
9 | Типы и структура сложных предложений. Запятая в осложненных предложения и в сложных предложениях. | 1 | ||
10 | Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи. Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Лев Толстой. Текст «Гроза» | 1 | ||
11 | Сочинение-рассуждение. | 1 | ||
Разговорная речь(2) | ||||
12 | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. | 1 | ||
13 | Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | 1 | ||
14 | Урок-практикум «Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского». | 1 | ||
15 | Обобщение знаний. Подготовка к промежуточной аттестации. | 1 | ||
16 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | ||
17 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Введение. Публицистический стиль речи(3) | ||||
1 | Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки П. стиля, языковые средства эмоционального воздействия. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» | |||
2 | Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Эссе. Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвященная Д. С. Лихачёву. | |||
3 | Р/Р Жанры публицистического стиля: эссе. Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе | |||
Язык художественной литературы(2) | ||||
4 | Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов. Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза» . | |||
5 | Виды тропов и стилистических фигур в художественом произведении. Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. Б. Пастернак «Гамлет». | |||
Общие сведения о языке(2) | ||||
6 | Анализ художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». | |||
7 | Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского литературного языка. | |||
Повторение(5) | ||||
8-10 | Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста. | |||
11-13 | Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А.Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К.Паустовский о русском языке. | |||
14 | Обобщение знаний. Подготовка к промежуточной аттестации. | |||
15 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | |||
16 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |||
17 | КВН «Этот родной и загадочный родной русский язык» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку(русскому)в 5 классе
РП по родному языку(русскому) в 5 классе...
Рабочая программа по родному языку (русскому) 5-9 класс
Рабочая программа составлена по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 класса...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 7 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 7 класса...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса по учебнику Александровой О.М. с календарно-тематическим планированием на 68 часов....
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под ред. О. М. Александровой, 8 клас...