Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 - 9 классах
рабочая программа
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 - 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 - 9 классах | 75.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты - Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 - 9 КЛАССОВ
СОСТАВИТЕЛЬ:
Курилова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
2021/2022 учебный год
Данная программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Примерная образовательная программа по русскому языку;
- Авторская программа по русскому языку: «Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы.(М.Т. Баранов. Т.А. Ладыженская. Н.М. Шанскнй н др.) - М: Просвещение, 2016г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»
Личностные результаты
- понимание русского языка как одной нз основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности: его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение i; родному языку, гордость занеге: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию:
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации),
- владение разными видами чтения [поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным.ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию нз различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения ресурсы Интернета,
- свободно пользоваться словарями различных типов: справочной литературой, в тем числе к на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей н использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действии оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров сучетам замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность: последовательность, связность, соответствие теме н др.): адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному: услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос: диалог-побуждение: диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических стилистических норм современного русского литературного языка: соблюдение основные правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений н навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы н др.);
3.коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого- либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального н неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2.понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом,
3.усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней н единиц;
4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык н речь: речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы: жанры научного, публистического, официально- делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка: их признаки и особенности употребления в речи;
5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
Содержание учебного предмета, курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целен обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах н ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе н общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах н базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка н истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностныйподход,предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Речь иречевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная н письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
Осознание основных особенностей устной н письменной речи: анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом нлн развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными вндамн чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видамиаудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказывании разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Текст
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложении и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели.темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык;
функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой;
язык художественной литературы.
Сфера употребления; типичные ситуации речевого общения, задачи речи языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной
литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевыхвысказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка них использование в речи. Лингвистика, как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умении в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.Звук как единица языка. Система гласных звуков.
Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Осознание смыслоразличительной функции звука в слове Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико-орфоэпических знании и умении в собственной речевой практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики: в художественной речи.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии
письменности.Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение
звука и буквы. Обозначение на письме твердости имягкости согласных.
Способы обозначения [J']. Прописные и строчные буквы.
Осознание значения письма в истории развития человечества.
Сопоставление звукового ибуквенного состава слова. Овладение звуковым
и буквенным анализом слова. Использования знания алфавита при поиске
информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистки. Морфема как минимальная
значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не вводящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка: суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменении в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистки. Исходная (производящая) основа н словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный: бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли
морфем в процессах форме- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике прав с писания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные в многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов н антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русскиеи заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точкизрения ее активного и пассивного запаса.Архаизмы,историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов инеологизмов.
Лексика русскогоязыка с точки зрения сферы ее употребления Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой н ситуацией общения. Оценка своей н чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложении: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложенья осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции.
Классификация сложных предложении. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкт ни. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложненном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.
Знаки препинания при прямой речи и в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно - словообразовательный морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Речь и речевое общение | |||
1 | Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. | 1 | |
Речевая деятельность | |||
2 | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. | 1 | |
Текст | |||
3 | Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | 1 | |
Функциональные разновидности языка. | |||
4 | Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой,язык художественной литературы. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи | 1 | |
Общие сведения о языке | |||
5 | Основные изобразительные средства русского языка них использование в речи. | 1 | |
Фонетика | |||
6 | Фонетика как раздел лингвистики. Система гласных звуков. Система согласных звуков. | 1 | |
Графика | |||
7 | Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. | 1 | |
Морфемика и словообразование | |||
8 | Морфема как минимальная значимая единица языка.Корень. Однокоренные слова. | 1 | |
9 | Приставка: суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. | 1 | |
Лексикология и фразеология | |||
10 | Слово как единица языка. Однозначные в многозначные слова; прямое и переносное значения слова. | 1 | |
11 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов н антонимов русского языка. | 1 | |
Морфология | |||
12 | Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. | 1 | |
13 | Проведение морфологического разбора имени существительного, прилагательного и глагола. | 1 | |
Синтаксис | |||
14 | Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании | 1 | |
15 | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции. | 1 | |
Правописание: орфография и пунктуация | |||
16 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. | 1 | |
17 | Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. | ||
Культура речи | |||
18 | Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. | ||
Итого: 18 часов |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Речь и речевое общение | |||
1 | Речь и речевое общение. Речевая ситуация. | ||
Речевая деятельность | |||
2 | Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. | ||
Текст | |||
3 | Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. | ||
Функциональные разновидности языка | |||
4 | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный. публицистический. официально-деловой; | ||
Общие сведения о языке | |||
5 | Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. | ||
6 | Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J']. | ||
Морфемика и словообразование | |||
7 | Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не вводящие в основу морфемы. | ||
8 | Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы | ||
Лексикология и фразеология | |||
9 | Лексикология как раздел лингвистики. | ||
10 | Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. | ||
Морфология | |||
11 | Морфология как раздел грамматики. | ||
12 | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. | ||
13 | Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. | ||
14 | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола. | ||
Синтаксис | |||
15 | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | ||
Правописание: пунктуация и орфография | |||
16 | Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. | ||
17 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. | ||
18 | Правописание Ъ и Ь. | ||
Итого: 18 часов |
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |||
По плану | Фактически | ||||
Речь и речевое общение. | |||||
1 | Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). | ||||
Речевая деятельность | |||||
2 | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. | ||||
Текст | |||||
3 | Средства связи предложении и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. | ||||
4 | План текста. | ||||
Функциональные разновидности языка | |||||
5 | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой язык художественной литературы. | ||||
Общие сведения о языке | |||||
6 | Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков | ||||
Морфемика и словообразование | |||||
7 | Морфемика как раздел лингвистки. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование как раздел лингвистки. Исходная (производящая) основа н словообразующая морфема. | ||||
8 | Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный: бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. | ||||
Лексикология и фразеология | |||||
9 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. | ||||
10 | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. | ||||
Морфология | |||||
11 | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Части речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. | ||||
12 | Морфологический разбора слов разных частей речи. | ||||
Синтаксис | |||||
13 | Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании | ||||
14 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, | ||||
Правописание: пунктуация и орфография | |||||
15 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. | ||||
16 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | ||||
17 | Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. | ||||
18 | Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. | ||||
Итого: 18 часов |
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Речь и речевое общение | |||
1 | Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). | ||
2 | Основные особенности устной и письменной речи: образцы устной и письменной речи. Диалогическая и монологическая речь. Различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). | ||
Речевая деятельность | |||
3 | Основные виды речевой деятельности. | ||
Текст | |||
4 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. | ||
5 | Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. | ||
6 | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи | ||
Функциональные разновидности языка | |||
7 | Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). | ||
Общие сведения о языке | |||
8 | Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. | ||
Морфология | |||
9 | Морфологические знания и умения в практике правописания. Средства морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка. | ||
Синтаксис | |||
10 | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | ||
11 | Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. | ||
12 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | ||
13 | Структурные типы простых предложении: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложенья осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. | ||
Правописание: пунктуация и орфография | |||
14 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. | ||
15 | Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. | ||
16 | Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. | ||
17 | Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | ||
18 | Знаки препинания при прямой речи и в диалоге. | ||
Итого: 18 часов |
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Язык и культура | |||
1 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. | ||
2 | Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. | ||
3 | Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | ||
4 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. | ||
5 | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа № 1 | ||
Культура речи | |||
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | ||
7-8 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. | ||
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | ||
10 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | ||
11 | Проверочная работа №2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст | |||
12 | Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | ||
13 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение | ||
14-15 | Публицистический стиль. Проблемный очерк | ||
16 | Язык художественной литературы. | ||
17 | Проверочная работа №3 | ||
18 | Итоговый урок. | ||
Итого: 18 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...