Рабочие программы по родной (русской) литературе 5-9 классы
рабочая программа
В данной папке представлены рабочие программы по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Произведения, изучаемые на уроках, могут быть использованы в качестве второго аргумента для экзаменациооного сочинения 9.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.po_rodn.russk_.lit_.5-9_kl.zip | 176.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса составлена на основании:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1);
- Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (русского) языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Представленная программа предусматривает изучение родной литературы в 7 классе из расчета 0,5 уч. часов в неделю: 17 часов.
В УМК для 7 класса входит:
1.Программа общеобразовательных учреждений Литература. 5-9 классы. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М. « Просвещение», 2017 год.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим... Дидактические
материалы по литературе. 5-9 классы.
2. Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным
содержанием обучения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание учебного предмета
1. Введение (1 ч)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
2. Устное народное творчество (1 ч)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»
3. Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
4. Из литературы XIX века (2 ч)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте. Основные темы, мотивы стихотворения «Москва», «К Пушкину»
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
5. Из литературы XX века (12 ч)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палы-ча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Тематическое планирование по родной (русской) литературе в 7 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Роль родного слова в формировании личности человека. | 1 |
2 | Устное народное творчество. Представление о героизме русского народа в былинах «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь». | 1 |
3 | И.И.Дмитриев. Отражение человеческих пороков в баснях И.Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». | 1 |
4 | Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте. Темы и мотивы стихотворений «Москва», «К Пушкину». | 1 |
5 | В.М Гаршин. Проблема героизма и подвига в рассказе «Сигнал». | 1 |
6 | А.Т.Аверченко. Юмор в рассказе «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя. | 1 |
7 | Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «Юрина война»). | 1 |
8 | В.О.Богомолов. Будни войны в рассказе «Рейс «Ласточки». | 1 |
9 | В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 |
10 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений. | 1 |
11 | В.Н.Крупин. «Женя Касаткин». Тема детского страдания в рассказе. | 1 |
12 | Р/Р Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе". Подготовка к написанию. | 1 |
13 | С.А.Баруздин. Истинные ценности в произведении «Тринадцать лет». | 1 |
14 | А.В. Масс. Тема детства в рассказе «Расскажи про Иван Палыча». | 1 |
15 | Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Истинная красота в рассказе. | 1 |
16 | Контрольное тестирование № 1 в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
17 | Е.А.Евтушенко. «Картинка детства». Уроки нравственности в произведении. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...