Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.docx | 15.61 КБ |
planiruemye_rezultaty.docx | 17.1 КБ |
soderzhanie.docx | 15.4 КБ |
kalendarno-tematicheskoe.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» в 5 классе разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
• воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
• формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
• осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
• приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
• осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
• получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
• выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
• формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
• формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
• развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты учебного предмета «Родная (русская) литература» в 5 классе
(34 часа)
Личностные результаты:
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты :
• формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
• формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
• формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
.
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» в 5 классе
Документ не скачивается и не редактируется
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (3 ч)
Москва в произведениях русских писателей. А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные ворота». А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2 ч)
Русский лес . И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Рождество . Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн. «Бедный принц». И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (4 ч)
Семейные ценности. И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы». Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч).
Отечественная война 1812 года Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (3 ч)
Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (3 ч)
Школьные контрольные. К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь». Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА МОРДОВИИ (2 часа)
Творчество писателей и поэтов Мордовии. По выбору учителя.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература» в 5 классе (34 часа)
Документ не скачивается и не редактируется
№ | Тема урока | Количество часов. | Характеристика УУД | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||
Раздел 1.Россия – Родина моя (12 часов) | |||||||
1 | Преданья старины глубокой. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, о русском народе. | 1 | Личностные результаты: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Предметные результаты : формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России. | ||||
2 | Русские народные и литературные сказки. РНС «Лиса и медведь» | 1 | |||||
3 | К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь». | 1 | |||||
4 | Города земли русской. А.С.Пушкин. «На тихих берегах Москвы». М.Ю.Лермонтов. «Москва! Люблю, как сын.. | 1 | |||||
5 | Л.Н.Мартынов. Стихотворение «Красные ворота». | 1 | |||||
6 | А.П.Чехов. Рассказ «В Москве на Трубной улице» | 1 | |||||
7 | Родные просторы. И.С.Соколов-Микитов «Русский лес». А.В.Кольцов. «Лес» | 1 | |||||
8 | В.А.Солоухин. Стихотворение «Седьмая ночь без перевала» | 1 | |||||
9 | В.А.Рожденственский. Стихотворение «Берёза» | 1 | |||||
10 | Родные просторы Мордовии. И.Снежная. Стихотворение «Мордовия! Ты Родина моя!» | 1 | |||||
11 | О. Титомир-Николаева. Стихотворение «Бескрайней степью вольные поля». | 1 | |||||
12 | Проверочная работа по разделу «Россия-Родина моя» | 1 | |||||
Раздел 2. Русские традиции (11 часов) | |||||||
13 | Праздники русского мира. Рождество. Б. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент) | 1 | Личностные результаты: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Предметные: формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; | ||||
14 | В.Д.Берестов. Стихотворение «Перед Рождеством» | 1 | |||||
15 16 | А.И.Куприн. Рассказ «Бедный принц» | 2 | |||||
17 | И.А.Ильин. Рассказ «Рождественское письмо» | 1 | |||||
18 | Рождество в мультфильмах. «Рождественская сказка» | 1 | |||||
19 | Семейные ценности. И.А.Крылов. Басня. «Дерево». | 1 | |||||
20 | И.А.Бунин. Рассказ «Снежный бык» | 1 | |||||
21 | В.И.Белов. Рассказ «Скворцы» | 1 | |||||
22 | И.Никитин . Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» | 1 | |||||
23 | Проверочная работа по разделу «Русские традиции» | 1 | |||||
Раздел 3 Русский характер - Русская душа (11 часов) | |||||||
24 | Отечественная война 1812 года. Ф.Н.Глинка. Стихотворение «Авангардная песнь» | 1 | Личностные результаты: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Предметные: формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; | ||||
25 | Д.В.Давыдов. Стихотворение «Партизан» (отрывок) | 1 | |||||
26 | Загадки русской души. К.Г.Паустовский. «Похождение жука-носорога (солдатская сказка) | 1 | |||||
27 28 | Ю.Я.Яковлев. Рассказ «Сыновья Пешеходова» | 2 | |||||
29 | О ваших ровесниках. К.И.Чуковский .Повесть «Серебряный герб» (фрагменты) | 1 | |||||
30 | А.А. Гиваргизов. Зарисовка «Контрольный диктант». | 1 | |||||
31 | Родной язык, родная речь. И.А.Бунин.Стихотворение «Слово». В.Г.Городейчев. Стихотворение «Родная речь» | 1 | |||||
32 | М. Матусовский. Стихотворение «Язык наш прекрасный» | 1 | |||||
33 | Проверочная работа по разделу «Русский характер – русская душа» | 1 | |||||
34 | Итоги изучения родной литературы в 5 классе | 1 | |||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родной русской литературе ддля 6 класса
Рабочая программа по родной русской литературе для 6 класса...
- Мне нравится (1)