Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_russkoy_literature_5-9_klassy_fgos.docx | 64.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Интегрированный курс «Русская родная литература»
Основное общее образование
(5-9 классы)
ФГОС ООО
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
-Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937);
–– Образовательной программы МКОУ СОШ№10
– Учебного плана МКОУ СОШ№10
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план предусматривает обязательное изучение родной(русской) литературы на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Цели изучения курса «Родная (русская) литература»:
– воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в егожанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) .
Задачи курса:
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
– овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художе-ственным смыслам;
– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
– воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
– формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
– формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.Программа курса «Родная (русская) литература построена на принципах:
– традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);
– необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
– соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
– требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
– минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Курс будет способствовать формированию следующих умений:
– чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
– видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
– соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
– анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
– соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Планируемые результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:
Личностные результаты:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс основной общеобразовательной школы:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетиче-ским вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые вы-сказыванияаналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература.
Примерное распределение часов
5 класс(1ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока |
1 | Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности |
2 | Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка |
3 | Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка |
4 | Практическое занятие. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки |
5 | Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы. Особенности языка сказок. |
6 | Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок |
7 | Развитие речи. Сочиняем сказку. |
8 | Развитие речи. Анализ написанной сказки. |
9 | О физическом и нравственном характере древних славян. |
10 | Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. |
11 | «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси |
12 | Славянский календарь. Основные славянские праздники. |
13 | Семья. Семейно-бытовые обряды. |
14 | Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи» |
15 | Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи». Анализ выполненных работ. |
16 | М.М. Пришвин «Зайцы профессора». Художественная проза о человеке и природе |
17 | В. Драгунский «Кот в сапогах».Художественная проза о человеке и природе |
18 | Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».Художественная проза о взаимоотношениях человека и животного |
19 | К. Паустовский «Кот-ворюга».Художественная проза о человеке и природе |
20 | Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Мастерство художественной речи |
21 | Литературная сказка В. Губарев «Королевство кривых зеркал». |
22 | Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». |
23 | Проза о детях. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
24 | Лирическое произведение. Что такое лирическое произведение. Стихотворения о природе В. Рождественский «Русская природа», С. Никулин «Русский лес», Т. Белозёров «Таёжный светофор», Е. Серова «Родные края», Н. Ярославцев «Незабудки» |
25 | Стихотворения о животных. Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок». |
26 | Коряков О.Ф. «Володя + Маша»Любовь и дружба в понимании детей среднего школьного возраста. |
27 | Осмысление понятий: «Гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность».Быков Р.А. «Заколдованная принцесса». |
28 | Нахождение основной мысли произведенияАксенов В.П. «Мой дедушка — памятник» (отрывок). |
29 | Успенский Г.А. «Васька путешественник» |
30 | Невыдуманные истории о военном времени глазами ребенка. Борискина А.И. «Земляничка» (отрывки) |
31 | Гаршин В.И. «Однажды прожитая жизнь» (отрывки). Соотношение событий ВОВ с героями прошлого и современности |
32 | Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг». |
33 | Контрольная работа. |
34 | Анализ ошибок. |
35 | Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени». |
6 класс(1ч. в неделю)
№ | Тема |
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола на основе отрывка из поэмы Гесиода «Труды и дни» (в переложении Н.Куна) | |
Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности (сказка Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе») | |
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности (стихотворение Г.Иванова «Отвратительнейший шум на свете…») | |
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. (Фрагмент из романаДж.Ф.Купера «Последний из могикан») | |
Специальные слова в произведениях словесности (отрывок из повести В.Л.Кондратьева «Сашка») | |
Заимствованные слова в произведениях словесности (отрывок из турецкой сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб») | |
Роль неологизмов в стихотворении М.Д.Яснова «Про мамонтов» | |
Играем со словами. КВН | |
Защита проекта. Употребление разных частей речи в языке | |
Роль метафор в стихотворении И.Токмаковой «В чудной стране» | |
Гипербола. Стихотворение И.Мазнина «Пир» | |
Р. Р. Сочинение. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях. | |
Юмор в произведениях словесности. Комическая неожиданность в стихотворении О.Григорьева «Стук» | |
Средства создания юмора. Николай Назаркин «Изумрудная рыбка» | |
Сочинение «Любимая книга» | |
Былинные герои и сюжеты. Киевский, Новгородский и другие циклы былин | |
Р. Р. Выразительное чтение былин. | |
Викторина по былинам | |
Предание о реальных событиях. «Белбог. Хрустальная гора» | |
Рассказ Ю.И.Коваля «Солнечное пятно» как эпическое произведение | |
Раскрытие характера литературного героя в сюжете произведения. Н. С. Лесков «Христос в гостях у мужика» | |
Герой произведения и автор произведения. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» | |
Особенности изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. ( А. А. Лиханов «Последние холода») | |
Лирическое произведение и его особенности. Н.А.Заболоцкий «Журавли». | |
Практическая работа по определению размера стиха | |
Особенности языка лирического произведения. Н..Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» | |
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Поэзия военных лет | |
Практическая работа по сказке Т.Габбе «Город мастеров» | |
Роль диалога и монолога в драматическом произведении по пьесе А.П.Чехова «Медведь» | |
Сюжет драматического произведения по пьесе-сказке Л.Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» | |
Повторение. Произведение словесности | |
Итоговая контрольная работа | |
Литература для души и ума | |
Защита проекта | |
Повторение пройденного |
7 класс(1ч. в неделю)
№ | Тема урока |
Слово и словесность. Многогранность понятия слова. Словесность как совокупность наук о языке и литературе | |
Урок-практикум. Работа со словарями различного типа. Обогащение словарного запаса | |
Тема и основная мысль произведения. Определение темы и основной мысли произведения (по рассказу В.Гаршина «Сигнал») | |
Роды, жанры и виды словесности. Зачем надо различать роды словесности. Разделение словесности на виды и жанры | |
Устная народная словесность, ее виды и жанры. Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание | |
Былина (старина) как жанр устной народной словесности | |
Лирические виды и жанры народной словесности. Песни. Частушки | |
Драматические виды и жанры народной словесности. Кукольный театр. Народная драма. Раёк | |
Зачет №1 по разделу «Роды, жанры и виды словесности» | |
Духовная литература, ее виды и жанры. Библия и особенности ее стиля. Значение Библии для русской культуры | |
Содержание Библии и ее стиль. Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послание, псалмы | |
Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия | |
Использование библейских тем в русской словесности. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов. Работа с текстом | |
Зачет №2 по теме «Духовная литература, ее виды и жанры» | |
Виды и жанры эпических произведений: литературная сказка, небылицы, загадки, скороговорки. | |
Басня как эпический жанр литературы (на примере басен Эзопа, Лафонтена, И.Крылова) | |
Жанры эпических произведений: рассказ, повесть, роман (на примере повести «Иван Грозный и Домна» из цикла «Правёж») | |
Герой эпического произведения. Кто и как изображается в эпическом произведении. Повествование о поступках героя (на примере повести Н.Гоголя «Портрет») | |
Описание внешности героя. Пейзаж, интерьер (на примере рассказа А.Одоевского «Струи вещих пламенных звуков») | |
Рассуждение о герое. Диалоги и монологи героев | |
Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула. Своеобразие сюжета в эпическом произведении. Этапы сюжета. Назначение сюжета (по рассказу А.Грина «Голос и глас») | |
Композиция эпического произведения. Единицы композиции. Сзаимосвязь единиц композиции. Внесюжетные элементы. Система образов (по рассказу В.Астафьева «Трофейная пушка») | |
Художественная деталь: повествовательная, описательная деталь (по рассказу В.Набокова «Обида») | |
Зачет №3 по теме «Виды и жанры эпических произведений» | |
Виды лирических произведений: ода, элегия. Изображение и выражение в лирике: описательные картины в лирическом стихотворении, выражение мыслей и чувств поэта | |
Композиция герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образ-переживание (по стихотворению А.Вознесенского «Сон») | |
Своеобразие художественного образа в лирике (по стихотворению Пастернака «Время всегда хорошее») | |
Зачет №4 по теме «Виды лирических произведений» | |
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Трагедия. Комедия и драма | |
Герои драматического произведения и способы их изображения | |
Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. Изображение событий | |
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Баллада, поэма (по стихотворениям А.Толстого «Илья Муромец» и Д.Кедрина «Зодчие») | |
Повести в стихах и стихотворения в прозе (по произведениям Е.Рудашевского «Ворон» и И.Тургенева «Стихотворения в прозе») Контрольная работа | |
Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. | |
Заключительный урок – игра по курсу «Родная литература» |
8 класс (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока |
1 | Изобразительные и выразительные возможности языка |
2 | Семантика фонетических средств языка. Ассонанс и аллитерация(на примере стихотворения (Ю.Д. Левитанский «Музыка моя, слова») |
3 | Семантика словообразования(на примере стихотворений М.Цветаевой «Расстояние:версты, мили…»,А.Вознесенского «Лодка на берегу») |
4 | Лексические возможности языка. Архаизмы и историзмы. (по упр 18-19 Проведение экскурсии покраеведческому музею) |
5 | Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Иней» (нахождение тропов) |
6 | Художественный смысл средств выразительности в стихотворении С.Есенина «О красном вечере задумалась дорога» |
7 | Поэтические фигуры: оксюморон на примере стихотворений В.Я. Брюсова. Творчество В.С. Соловьева «Горизонты вертикальные» |
8 | Сочинение. Сравнительное описание картин К.Ф. Юона «Майское утро. Соловьиное место» и « Августовский вечер. Последний луч» по упр.23 |
9 | Несоответствие как основа комического в стихотворениях Козьмы Пруткова |
10 | Языковые средства создания комического. Каламбур и Алогизм, «перевертыш» |
11 | Языковые средства создания комического. Пословицы и афоризмы. Пародийные афоризмы. Создание собственных афоризмов |
12 | Создание юмористического повествования по картине П.А. Федотова «Сватовство майора» с использованием словесных средств выражения комического |
13 | Признаки художественного и нехудожественного текста |
14 | М.М. Пришвин миниатюра «Капля и камень». Единство содержания, тема и идея произведения |
15 | Требования к тексту в очерке Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» (задание 6) |
16 | Главное свойство художественного произведения. Анализ отрывков повести братьев Стругацких «Хромая судьба»(упр 22) |
17 | Открытие нового. Оригинальность языковых средств в стихотворениях Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» и А. Передреева «Лебедь у дороги» |
18 | Нарушения норм русского языка в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» |
19 | Изображение письменной речи героев |
20 | Разновидность повествования в сказке Л.М. Леонова «Бурыга» |
21 | Образ Сергея Радонежского в творчестве Б.К. Зайцева и Д.М. Балашова |
22 | Идея рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» |
23 | Точка зрения рассказчика и точка зрения автора в рассказе М. Зощенко «Монтер» |
24 | Сверхзначение слова в лирике А.Ахматовой(«Творчество», «Многое еще, наверно, хочет») |
25 | Перенос в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Завещание» |
26 | Своеобразие образа-переживания в стихотворении «Во всем мне хочется дойти …» Б. Пастернака |
27 | Разнообразие языковых средств в стихотворении Я.В. Смелякова «Хорошая девочка Лида» для передачи чувства и мысли автора |
28 | Мысль о высокой ценности жизни в стихотворении А. Жигулина «Жизнь! Нечаянная радость…» |
29 | Идеалы Андерсена и Шварца в сказке и пьесе «Снежная королева» |
30 | Обобщающее значение образа героини комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» |
31 | Сюжет и конфликт в пьесе |
32 | Воздействие библейского текста на произведение современного поэта(отрывок из Евангелия от Матфея, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад») |
33 | Влияние притчи о блудном сыне на новую русскую литературу |
34 | Макс Фрай «Сказки и истории». Идея нового произведения на мифологическую тему Контрольная работа |
35 | Переосмысление сюжетов и образов фольклора( на примере произведения Ю. Кузнецова «Атомная сказка») |
9 класс (1 ч. в неделю)
№ | Тема |
Материал словесности. Средства художественной изобразительности (на материале очерка К.Г.Паустовского «Живое и мертвое слово») | |
Эпитеты в лирике Ю.Левитанского (на примере стихотворения «Падают листья осеннего сада»). | |
Изобразительно-выразительные средства в рассказе В.И.Белова «Бобришныйугор»(отрывок) | |
Олицетворение в лирике С.А.Есенина (стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»). | |
Аллегория в творчестве С.В.Михалкова (Басня «Заяц во хмелю»). | |
Символ в лирике А.Белого (стихотворение «Аргонавты»). | |
Практическая работа по теме «Средства художественной изобразительности» (на примере стихотворения Н.Заболоцкого»Ночной сад») | |
Парадокс и алогизм в творчестве Д.Хармса (рассказ «Старуха»). | |
Гротеск в творчестве Н.В.Гоголя (повесть «Нос»). | |
«Макароническая» речь и игра слов в творчестве И.А.Бродского (стихотворение «Два часа в резервуаре») | |
Квипрокво в творчестве М.Твена (рассказ «Принц и нищий»). Проект | |
Объект и предмет изображения (тема). Н.А.Заболоцкий «Прохожий» | |
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. А.С.Пушкин «Вновь я посетил…» | |
Выражение точки зрения автора в лирике («Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и А.А,Ахматовой) | |
Художественная правда в пьесе Е.Шварца «Обыкновенное чудо» | |
Язык древнерусской словесности (на примере отрывка о крещении Руси из «Повести временных лет») | |
Средства художественно изобразительности языка древнерусской словесности (на примере отрывка из «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева) | |
Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. («Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде» М.В.Ломоносова) | |
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма (на примере отрывка из повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь») | |
Романтический стиль А. С. Пушкина (по книге Г.А.Гуковского «Пушкин и русские романтики») | |
Индивидуальный стиль писателя (на примере отрывка из «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева») | |
Эстетический идеал. Сочинение по отрывку из «повествования в рассказах» В.П.Астафьева «Царь-рыба» | |
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.Художественный образ (на примере отрывка из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза») | |
Художественная действительность в стихотворении Н.Рубцова «Душа хранит» | |
Отбор и организация словесного материала (на примере рассказа В.М.Шукшина «Мастер») | |
Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Баллада Д.Самойлова «Королевская шутка» | |
Произведения словесности в истории культуры. Взаимосвязь национальных культур. Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и Ф.И.Тютчева «С чужой стороны (из Гейне)» | |
Произведения словесности в истории культуры. Взаимосвязь национальных культур. Анализ статьи А.В.Федорова «Перевод художественный» (в сокращении) | |
Новая жизнь художественных образов (на примере стихотворения М.Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью») | |
Онегин в 60-е годы XIX века и в XX веке | |
Чичиков в нэпманской Москве | |
Сочинение в рамках промежуточной аттестации Контрольная работа | |
Повторение. Произведение словесности | |
Повторение. Произведение словесности | |
Итоговый урок |
Рекомендации по формам домашнего задания
1.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, которое способствует систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению: составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов.
2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, способствующее закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы: выучить наизусть стихи, части текстов; проинсценировать произведения; прочитать по ролям.
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на применение полученных знаний на практике: самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам, разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; исправление допущенных ошибок; проектная деятельность; подготовка к ролевой игре, деловой игре;
Учебно-методическая литература
образовательной деятельности по учебному предмету «Родная(Русская) литература».
Учебно-методический комплекс: 1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. — М., 2000. 2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. -М.: Дрофа, 2011. 3.Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997 4.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: 5-9 классы. — М., 1998. 5.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988. 6.Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год). 7.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год. 8.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год. 9.С. И. Львова. Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2008 Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Дрофа, 2008 Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007 Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007 Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007 Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005 Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 200 Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М. Дрофа, 2013. |
Литература для учителя
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности:. Учеб.пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1995. (Любое последующее издание.)
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений: Пособие для учащихся 10—11 кл. обшсобразоват. учреждений. — М., 1997. (Любое последующее издание.)
Горшков А. И. Русская словесность. Метод, рекомендации кучеб, пособию для 10—11 кл. «Рус.словесность. От слова к словесности»: Кн. для учителя. — М., 1996.
Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.
Пешковский А. М. Избранные труды. — М., 1959.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.
Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. — М.. 1965.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
Слово и образ: Сб. статей. — М., 1964.
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. — Л., 1959.
Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.
Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.
Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.
Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
Для учащихся
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.
Словари и справочники
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.
Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. - Т. 1-3.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.
Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М., 1987.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.
Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.
Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов составлена на основе авторской программы: Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 класс...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы (ФГОС ООО)
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 – 9 классов является частью основной образовательной программы основного общего образования, составлена...
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса по ФГОС
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю)....