Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку. 5-9 кл.
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку. 5-9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_rodnoy_yazyk.ffice_word_97_-_2003.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной язык.
Календарно – тематическое планирование. 5 класс.
№п\п | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Язык и культура (5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения. Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования понятий. Предметные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая и коллективная работа. | ||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа, язык межнационального общения. |
|
| |
2 | Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. | |||
3 | Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. | |||
4 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. | |||
5 | Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. | |||
Речь. Текст. ( 5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: формирование познавательного интереса; устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану; навыков анализа, сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию. Метапредметные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Предметные: научиться строить текст, различать типы речи, составлять план. | ||||
6 | Как строится текст. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. | |||
7 | Смысловая часть и абзац. | |||
8 | Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения. | |||
9 | План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. | |||
10 | Виды плана: на основе назывных предложений (практически, без акцента на понятие), вопросный, тезисный. | |||
Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 ч) Планируемые результаты: Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Предметные: научиться отличать средства связи и виды связи предложений в тексте; владеть терминологией; различать типы речи; работать с текстами. | ||||
11 | Повествование как тип речи. |
|
| |
12 | Средства связи предложений в повествовании. | |||
13 | Рассуждение, описание как типы речи (ознакомительный акцент). Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство (в логике выстраивания учебного ответа). | |||
14 | Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. | |||
15 | Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства (художественный в т.ч. фольклорный текст). | |||
16 | Знакомство с стилевыми чертами и языковыми средствами публицистического стиля применительно к устному выступлению (как вариант – к газетной публикации). Девиз, слоган как элементы самопрезентации. | |||
17 | Р/р Комплексный анализ текста. |
Родной язык.
Календарно – тематическое планирование. 6 класс.
№п\п | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Язык и культура (7 ч.) Планируемые результаты: Личностные: воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования понятий. Предметные: формулировать собственное мнение и позицию; видеть различия между диалектной и литературной речью. | ||||
1 | Краткая история русского литературного языка. |
|
| |
2 | Диалекты как часть народной культуры. | |||
3 | Диалектизмы. | |||
4 | Общие сведения о диалектных названиях предметов быта, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре. | |||
5 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. | |||
6 | Исторические прототипы фразеологизмов. | |||
7 | Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. | |||
Речь. Текст. ( 5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: формирование познавательного интереса; устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану; навыков анализа, сопоставления, сравнения; стремление к речевому совершенствованию. Метапредметные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Предметные: осознавать красоту и выразительность речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||||
8 | Текст как единица языка и речи. | |||
9-10 | Тематическое единство текста (тема, микротема, ключевые слова, позиция автора, идея текста). | |||
11 | Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение. | |||
12 | Описание внешности человека. | |||
Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (5 ч) Планируемые результаты: Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей; осознают границы собственного знания и «незнания»; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Предметные: осознавать красоту и выразительность речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||||
13 | Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения. |
|
| |
14 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, ее строение. Научное сообщение. Содержание и строение, структура. | |||
15 | Виды устных ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. | |||
16 | Языковые средства в разных частях устного ответа. | |||
17 | Публицистический стиль (через специфику устного выступления и газетной заметки, очерка). |
Родной язык.
Календарно – тематическое планирование. 7 класс.
№п\п | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Язык и культура. Речь. Текст. (4 ч.) Планируемые результаты: Личностные: формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека; овершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова. Предметные: научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему; знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности, стилистические возможности изученных языковых единиц. | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. |
|
| |
2 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | |||
3 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. | |||
4 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | |||
Речь. Текст. ( 5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: интерес к изучению текста, осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; освоение лексического многообразия русского языка; умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. Предметные: знать определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему. | ||||
5 | Текст как единица языка и речи. | |||
6 | Основные признаки текстов. Виды абзацев. | |||
7 | Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. | |||
8 | Заголовки текстов, их типы и информативная функция. | |||
9 | Тексты аргументированного типа: рассуждение (как тезис и аргумент), доказательство, объяснение. | |||
Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (8 ч) Планируемые результаты: Личностные: интерес к изучению текста, осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; освоение лексического многообразия русского языка; умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания и предложения как единицы синтаксиса; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. Предметные: формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознанно расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского языка; знать соотношение речевого этикета и вежливости; уметь употреблять в своей речи «вежливые слова». | ||||
10 | Основные лексические нормы современного русского языка. Варианты грамматической нормы литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий; литературный и разговорный варианты грамматических норм. |
|
| |
11 | Русская этикетная речевая манера обращения: умеренная громкость речи, средний темп, сдержанная артикуляция, эмоциональность, ровная интонация. | |||
12 | Запрет на употребление грубых слов, выражений. | |||
13 | Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный этикет общения). | |||
14 | Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | |||
15 | Традиции русского речевого общения. | |||
16 | Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. | |||
17 | Разговорная речь. Беседа. Спор. Виды споров. Правила поведения в споре. Корректные и некорректные приемы ведения спора. |
Родной язык.
Календарно – тематическое планирование. 8 класс.
№п\п | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Язык и культура. (5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признание для себя общепринятых морально-этических норм; осознание границ собственного знания и «незнания». Метапредметные: умеет строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умеет в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебнике; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других. Предметные: знать ошибки в употреблении заимствованных слов; уметь применять данное правило на практике, знать особенности развития русского языка, знать общеупотребительные, устаревшие и новые слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. | ||||
1-2 | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще восточнославянские) слова, собственно русские слова, старославянизмы. |
|
| |
3-4 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | |||
5 | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | |||
Речь. Текст. ( 3 ч.) Планируемые результаты: Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Метапредметные: знать что такое терминологическая система; уметь доказывать, что термины всегда употребляются в системе. самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; умеет выводить следствия из имеющихся данных, определять последовательность действий; умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения; Предметные: знать употребление терминов за пределами научного стиля, в публицистике и худ. литературе, связано с их переосмыслением; уметь находить терминологические сочетания, употреблённые в переносном значении. | ||||
6 | Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. | |||
7 | Особенности употребления терминов в публицистике, очерк. | |||
8 | Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. | |||
Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч) Планируемые результаты: Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; признание для себя общепринятых морально-этических норм. Метапредметные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников; строит понятные для партнера монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Предметные: знать прямые и косвенные доказательства; способы опровержения доводов оппонента. Уметь: находить аргументы для доказательства. | ||||
9 | Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. |
|
| |
10-11 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | |||
12-13 | Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. | |||
14-15 | Прямые и косвенные доказательства (ознакомительно). Виды косвенных доказательств. | |||
16-17 | Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. |
Родной язык.
Календарно – тематическое планирование. 9 класс.
№п\п | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Язык и культура. (5 ч.) Планируемые результаты: Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России. Метапредметные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Предметные: понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы; понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; | ||||
1 | Примеры ключевых слов русской культуры, их национально-историческая значимость. |
|
| |
2 | Крылатые слова и выражения из кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | |||
3 | «Неологический бум» - рождение новых слов. | |||
4 | «Неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. | |||
5 | Активизация процесса заимствования иноязычных слов. | |||
Речь. Текст. ( 3 ч.) Планируемые результаты: Личностные: участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты; учатся распознавать лексические ошибки и устранять их; знакомятся с понятиями речевых штампов, клише, канцеляризмов. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Предметные: овладение основными лексическими нормами; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики. | ||||
6 | Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. | |||
7 | Лексическая сочетаемость слова и точность. | |||
8 | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. | |||
Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч) Планируемые результаты: Личностные: работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления; составляют тексты разных жанров. Метапредметные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности: приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения. Предметные: создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | ||||
9 | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. |
|
| |
10 | Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | |||
11 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | |||
12 | Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистанционное общение. | |||
13 | Официально-деловой стиль. | |||
14 | Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | |||
15 | Уместность разговорных элементов в официально-деловом стиле (шутка, анекдот). | |||
16 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Виды очерков. | |||
17 | Публицистический стиль. Виды очерков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование по родному (русскому ) языку в 5 классе
Рабочая программа по родному русскому языку на основе методических рекомендация и учебника "Слово" Л.Г. Саяховой)...
Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе
Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др.
Рабочая программа и КТП по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др....
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс (17 часов)...
Календарно-тематическое планирование по Родному русскому языку 9 класс
Календарно-тематическое планирование по Родному русскому языку 9 класс...
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
Планирование по родному (русскому) языку составлено к учебнику Александровой, рассчитано на 0,5 часов в неделю (1 урок в 2 недели)Планирование составлено для 7 и 8 класса...