КТП Родная (татарская) литература, 9 класс
календарно-тематическое планирование (9 класс)

Исхакова Рима Мөхәррәм кызы

Календарно-тематическое планиерование для 9 класса татарских школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rodnaya_literatura_dlya_tatarskih_shkol.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Календарно-тематическое планирование по родной литературе ФГОС ООО

9 класс

Раздел

Тема урока

Количество часов

Даты

План

 

Факт

 

Литература как вид искусства. ( 3 ч.)

Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве.

1

Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека; художественное воспроизведение жизни. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

1

Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периодах в развитии литературы.

1

Древняя, средневековая тюрко-татарская литература (7 ч.)

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы.

1

Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники,отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков

1

«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского
фольклора и письменной литературы. «Котадгу билиг» / «Благодатное знание» Юсуфа Баласагунлы
 – первая классическая поэма тюркских народов.

1

Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе»  гимн мудрости, красоте, величию чувств человека. 

1

Религиозная литература.

1

Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми.

Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе.

1

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства. Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый.

1

Татарская литература ХIХ века ( 10 ч.)

Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри.

1

Просветительская деятельность Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др.

1

Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы и др.

1

Становление татарской реалистической прозы.

1

Особенности татарской реалистической прозы.

1

Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде).

1

Основные события в романе З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде

1

Главные герои романа З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде

1

Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа.

1

Судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую.

1

Татарская литература начала ХХ века ( 8 ч.)

Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.

1

Фатих Амирхан (1886-1926).

1

Повесть Ф.Амирхана «Хаят»

1

Модернизм, модернистские приемы. Светская литература.

1

Формы смеха: юмор, сатира, сарказм Жизнь и творчество Г. Камала.

1

Основные события произведения Г. Камала  «Банкрот»

1

Г. Камал. «Банкрот». Главные образы.

1

Г. Камал. «Банкрот». Значение произведения.

1

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (16 ч.)

Сложность процесса  развития татарской литературы после 1917 года.

1

Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры»  в сокращенном виде

1

 Основные события в произведении

М. Галяу  («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры»  в сокращененном виде.

1

Система образов в произведении

М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры»  в сокращенном виде.

1

Выразительные средства языка в произведении  М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры»  в сокращенном виде

1

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу

1

Жизнь и творчество М. Джалиля.  Лирический жанр: философская лирика.

1

Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода»

1

Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия»

1

Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?»)

1

Этапы творчества Х. Туфана («Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее»)

1

Этапы творчества Х. Туфана ( «Киек казлар» / «Дикие гуси»).

1

Этапы творчества Х. Туфана. Роль и значение творчества поэта в татарской литературе.

1

Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х

 гг.

1

Исповедальность, особенности поэтики и стиля.

1

Сочинение.” Роль и значение творчества Х.Туфана в татарской литературе.”

1

Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.) (10 ч.)

Возвращение татарской литературы к национальным традициям.

1

Художественные приемы: повтор, параллелизм.  А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

1

Художественные приемы: противопоставление, ретроспекция. А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

1

Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

1

Система образов в произведении А. Гилязова  («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

1

Трансформация исторического романа соцреализма. Эпический жанр: роман.  (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»)

1

Основные события в романе Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»

1

Система образов в произведении Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»

1

Выразительные средства языка в романе Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»

1

Значение произведения Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»

1

Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.) ( 14 ч.)

     

Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков.  

1

Критическая оценка советского и постсоветского времени.

1

Переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней»)

1

 Анализ стихотворений Зульфата. «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев»

1

 Языковые и стилистические средства (тропы, лексические средства)

1

Языковые и стилистические средства  (стилистические, фонетические средства).  

1

Появление литературных произведений, описывающих отдельные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества. (Ф. Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок»  в сокращенном виде).

1

Основные события в романе Ф. Садриева «Таң җиле» / «Утренний ветерок»  в сокращенном виде

1

Система образов в романе Ф. Садриева «Таң җиле» / «Утренний ветерок»  в сокращенном виде

1

Сочинение.

1

Проблемы возрождения и сохранения народных традиций (Т. Миңнуллин «Кулъяулык» / «Платочек)».

1

 Основные события в произведении Т. Миңнуллина «Кулъяулык» / «Платочек)».

1

Система образов в произведении Т. Миңнуллина «Кулъяулык» / «Платочек)».

1

     68

Обобщение и повторение.

1

9класс

Уровень – базовый

Содержание учебного материала

Литература как вид искусства.

Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека; художественное воспроизведение жизни. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Древняя, средневековая тюрко-татарская литература.

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы.

Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники,отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков.«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий»Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского
фольклора и письменной литературы.        «Котадгу билиг» / «Благодатное знание» Юсуфа Баласагунлы – первая классическая поэма тюркских народов.

Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» – гимн мудрости, красоте, величию чувств человека.

Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми.Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе.

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства. Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый.

Татарская литература ХIХ века.

Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др.

Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы и др. Становление татарской реалистической прозы.

Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде). Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую.

Татарская литература начала ХХ века.

Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.

Фатих Амирхан (1886-1926). «Хаят». Модернизм, модернистские приемы.

Г. Камал. «Банкрот».

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.)  

Сложность процесса  развития татарской литературы после 1917 года.

Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры»  в сокращенном виде).

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу.Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода», Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия»; Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?»).

Жизнь и творчество М. Джалиля.

Этапы творчества Х. Туфана («Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее», «Киек казлар» / «Дикие гуси»). Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. Исповедальность, особенности поэтики и стиля.

Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.)  

Возвращение татарской литературы к национальным традициям. Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

Трансформация исторического романа соцреализма (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»).        

Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.)  

Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: критическая оценка советского и постсоветского времени, переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней», «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев»).

Появление литературных произведений, описывающих отдельные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества (Ф. Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок»  в сокращенном виде).

Проблемы возрождения и сохранения народных традиций . Т. Миңнуллин «Кулъяулык» / «Платочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».

Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....

Рабочая программа по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс

Рабочая программа   по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...

Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 11 класса ( (для изучающих татарский язык как родной) издательство “Магариф-Время”, 2021 год.

  11 класс, родная (татарская) литератураУчебник: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М, Замалиева Л.Ф.Татарская литература.Учебник для общеобразовательных организаций среднего о...