КТП Родная (татарская) литература, 9 класс
календарно-тематическое планирование (9 класс)
Календарно-тематическое планиерование для 9 класса татарских школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rodnaya_literatura_dlya_tatarskih_shkol.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по родной литературе ФГОС ООО
9 класс
Раздел | Тема урока | Количество часов | Даты | |||
План
9б | Факт
9б | |||||
Литература как вид искусства. ( 3 ч.) | Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. | 1 | ||||
Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека; художественное воспроизведение жизни. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. | 1 | |||||
Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периодах в развитии литературы. | 1 | |||||
Древняя, средневековая тюрко-татарская литература (7 ч.) | Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы. | 1 | ||||
Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники,отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков | 1 | |||||
«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского | 1 | |||||
Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» – гимн мудрости, красоте, величию чувств человека. | 1 | |||||
Религиозная литература. | 1 | |||||
Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми. Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе. | 1 | |||||
Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства. Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый. | 1 | |||||
Татарская литература ХIХ века ( 10 ч.) | Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри. | 1 | ||||
Просветительская деятельность Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др. | 1 | |||||
Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы и др. | 1 | |||||
Становление татарской реалистической прозы. | 1 | |||||
Особенности татарской реалистической прозы. | 1 | |||||
Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде). | 1 | |||||
Основные события в романе З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Главные герои романа З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа. | 1 | |||||
Судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. | 1 | |||||
Татарская литература начала ХХ века ( 8 ч.) | Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. | 1 | ||||
Фатих Амирхан (1886-1926). | 1 | |||||
Повесть Ф.Амирхана «Хаят» | 1 | |||||
Модернизм, модернистские приемы. Светская литература. | 1 | |||||
Формы смеха: юмор, сатира, сарказм Жизнь и творчество Г. Камала. | 1 | |||||
Основные события произведения Г. Камала «Банкрот» | 1 | |||||
Г. Камал. «Банкрот». Главные образы. | 1 | |||||
Г. Камал. «Банкрот». Значение произведения. | 1 | |||||
Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (16 ч.) | Сложность процесса развития татарской литературы после 1917 года. | 1 | ||||
Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Основные события в произведении М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращененном виде. | 1 | |||||
Система образов в произведении М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращенном виде. | 1 | |||||
Выразительные средства языка в произведении М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Великая Отечественная война, ее влияние на литературу | 1 | |||||
Жизнь и творчество М. Джалиля. Лирический жанр: философская лирика. | 1 | |||||
Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода» | 1 | |||||
Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия» | 1 | |||||
Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?») | 1 | |||||
Этапы творчества Х. Туфана («Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее») | 1 | |||||
Этапы творчества Х. Туфана ( «Киек казлар» / «Дикие гуси»). | 1 | |||||
Этапы творчества Х. Туфана. Роль и значение творчества поэта в татарской литературе. | 1 | |||||
Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. | 1 | |||||
Исповедальность, особенности поэтики и стиля. | 1 | |||||
Сочинение.” Роль и значение творчества Х.Туфана в татарской литературе.” | 1 | |||||
Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.) (10 ч.) | Возвращение татарской литературы к национальным традициям. | 1 | ||||
Художественные приемы: повтор, параллелизм. А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»). | 1 | |||||
Художественные приемы: противопоставление, ретроспекция. А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»). | 1 | |||||
Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»). | 1 | |||||
Система образов в произведении А. Гилязова («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»). | 1 | |||||
Трансформация исторического романа соцреализма. Эпический жанр: роман. (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет») | 1 | |||||
Основные события в романе Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет» | 1 | |||||
Система образов в произведении Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет» | 1 | |||||
Выразительные средства языка в романе Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет» | 1 | |||||
Значение произведения Н. Фаттаха «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет» | 1 | |||||
Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.) ( 14 ч.)
| Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. | 1 | ||||
Критическая оценка советского и постсоветского времени. | 1 | |||||
Переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней») | 1 | |||||
Анализ стихотворений Зульфата. «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев» | 1 | |||||
Языковые и стилистические средства (тропы, лексические средства) | 1 | |||||
Языковые и стилистические средства (стилистические, фонетические средства). | 1 | |||||
Появление литературных произведений, описывающих отдельные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества. (Ф. Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде). | 1 | |||||
Основные события в романе Ф. Садриева «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Система образов в романе Ф. Садриева «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде | 1 | |||||
Сочинение. | 1 | |||||
Проблемы возрождения и сохранения народных традиций (Т. Миңнуллин «Кулъяулык» / «Платочек)». | 1 | |||||
Основные события в произведении Т. Миңнуллина «Кулъяулык» / «Платочек)». | 1 | |||||
Система образов в произведении Т. Миңнуллина «Кулъяулык» / «Платочек)». | 1 | |||||
68 | Обобщение и повторение. | 1 |
9класс
Уровень – базовый
Содержание учебного материала | |
Литература как вид искусства. | Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека; художественное воспроизведение жизни. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. |
Древняя, средневековая тюрко-татарская литература. | Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы. Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники,отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков.«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий»Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» – гимн мудрости, красоте, величию чувств человека. Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми.Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе. Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства. Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый. |
Татарская литература ХIХ века. | Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др. Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы и др. Становление татарской реалистической прозы. |
Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде). Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. | |
Татарская литература начала ХХ века. | Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Фатих Амирхан (1886-1926). «Хаят». Модернизм, модернистские приемы. |
Г. Камал. «Банкрот». | |
Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) | Сложность процесса развития татарской литературы после 1917 года. Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращенном виде). |
Великая Отечественная война, ее влияние на литературу.Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода», Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия»; Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?»). Жизнь и творчество М. Джалиля. | |
Этапы творчества Х. Туфана («Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее», «Киек казлар» / «Дикие гуси»). Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. Исповедальность, особенности поэтики и стиля. | |
Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.) | Возвращение татарской литературы к национальным традициям. Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»). |
Трансформация исторического романа соцреализма (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет»). | |
Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.) | Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: критическая оценка советского и постсоветского времени, переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней», «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев»). |
Появление литературных произведений, описывающих отдельные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества (Ф. Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде). | |
Проблемы возрождения и сохранения народных традиций . Т. Миңнуллин «Кулъяулык» / «Платочек». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Тема: «Мне стать поэтом было суждено...» по рассказу Рабита Батуллы «Тукай-Апуш»
Открытый урок...
Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».
Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....
Рабочая программа по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс
Рабочая программа по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...
Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"
Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 11 класса ( (для изучающих татарский язык как родной) издательство “Магариф-Время”, 2021 год.
11 класс, родная (татарская) литератураУчебник: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М, Замалиева Л.Ф.Татарская литература.Учебник для общеобразовательных организаций среднего о...