Рабочая программа по башкирскому языку( 5-9 класс)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ПК «Родные языки» Руководитель кафедры ________ Аминова А.Д. Протокол № 1 от 27.08.2020 г. | Согласовано на заседании методсовета Зам. директора по УР _________Галиева О.В. Протокол МС№ 1 от 28.08.2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №12 ____________ Малова Е.И. Протокол заседания педагогического совета от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по башкирскому языку
Составитель: Харисова Гульнара Марсовна
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Башкирский язык» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №12 (утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 12 от 31.08.20. №231 );
- Программа по башкирскому языку для учащихся I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Габитова З.М.., Усманова М.Г. – Уфа, издательство «Китап» , 2015.
- Устав МБОУ СОШ №12 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан;
Планируемые результаты освоения курса башкирского языка как государственного в общеобразовательных организациях с русским языком обучения
Личностные результаты:
- понимание башкирского языка как одной из основных национально-культурных ценностей башкирского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности башкирского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения(поисковым,просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного башкирского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать башкирский язык как государственный как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского и иностранного языков, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли башкирского языка как национального языка башкирского народа, как государственного языка Республики Башкортостан, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места башкирского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о башкирском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии башкирского языка, основными нормами башкирского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции башкирского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования:
1) для слепых и слабовидящих обучающихся:
- владение правилами записи формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
- владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
- умение использовать персональные средства доступа
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. День знаний
Эта тема (1 сентября – День знаний. Школа, учеба, получение знаний, изучение языка) соприкасается с темой “Осень.” Одновременно учитель организует беседу на мини-тему о проведении учащимися летних каникул, проводит дискуссию в виде обмена мнениями. В соответствии с заданной темой восстанавливается специальная тематическая лексика в виде слов, словосочетаний, так же с целью обогащения лексики усваиваются новые слова. На основе изученных в начальных классах и усвоенных на уроке новых слов составляются маленькие рассказы, диалоги. Во время изучения темы учащиеся получают информацию о жизни и творчестве писателя, начинают знакомиться с соответствующими теме его произведениями. В первых разделах учебника начинается повторение тем по грамматике.
Текст. Повторение пройденного по грамматике. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Раздел 2. Моя Родина - Башкортостан
Основная цель заключается в ознакомлении учащихся с историей, сегодняшним днем и будушим их родной республики. Они должны обладать полной информацией о своей республике. Для этого следует обратить внимание на достоверность исторических материалов при изложении темы “Башкортостан”. При раскрытии названной темы надо будет опереться на фактические материалы, для этого следует запланировать применение большого количестве наглядности, исторических книг, таблиц, карт. Учащиеся должны научиться рассказывать об успехах, славном прошлом, сегодняшнем дне, будущем, о ее богатствах, выдающихся личностях, народах Башкортостана.
Речь и речевое общение. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. О себе
Учащиеся в ходе усвоения темы “О себе“ должны будут научиться рассказывать о себе. Надо помнить, что учащиеся должны проинформировать одноклассников о членах своей семьи, близких родственниках. Учащихся надо будет научить не только приемам рассказа об их сегодняшнем дне, но и уметь делиться с планами на будущее. При ознакомлении учащихся с названиями частей туловища, внутренних органов, следует параллельно вести беседу о правилах личной гигиены, распорядка дня, о здоровом образе жизни. Работа по теме связана с нашей повседневной жизнью, необходимыми для этого вещами. Это напрямую касается продуктов питания, покупки одежды в магазине, с походами на рынок. Поэтому совмещение этих тем следует считать выигрышным. По теме запланировано не только изучение названия чего-либо, имен родителей, но и ознакомление их с этикетом покупателя, в итоге ставится цель научить их общению.
Фонетика и орфоэпия. В ходе усвоения темы следует искать информацию в словаре, справочнике на основе башкирского алфавита. Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Органы речи, их участие в образовании звуков речи. Звук. Фонема. Система гласных звуков башкирского языка, их количество. Классификация гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков башкирского языка. Закон сингармонизма, его виды. Сокращение гласных звуков. Дифтонги. Согласные
- башкирском языке, их количество. Классификация согласных звуков. Изменения в системе согласных звуков башкирского языка. Ассимиляция согласных, виды ассимиляции. Гласные и согласные звуки в башкирском и русском языках.
Ударение в башкирском языке. Случаи, когда ударение не сохраняется в собственных и заимствованных словах башкирского языка. Понятие об интонации. Нормы литературного языка. Понятие о нормах орфоэпии. Орфоэпический словарь. Фонетический анализ.
Раздел 4. Времена года
Времена года, ознакомление учащихся с особенностями каждого времени года. Умение наблюдать за явлениями природы и рассказывать о полученных впечатлениях. Правильно произносить названия времен года, месяцев каждого времени года и применение их в речи.
Учащиеся при изучении темы “Весна пришла”, в первую очередь, должны научиться отмечать изменения в природе и называть признаки этого времени года. На эту тему предложено очень много произведений. В произведениях пишется о весенней природе, птицах, зверях, деревьях, цветах. Так же для беседы с целью развития речи предлагается тема о праздниках труда, дружбы и Победы – 1 мая и 9 мая.
Установление учащимися признаков Зимы как времени года. Наблюдение за природой, организация экскурсий. Разговор о полученных впечатлениях. Цель урока – научить учащихся умению рассказывать об увиденном в простой и свободной форме. Для этого следует использовать все приемы: умение слушать читаемый текст, рассказ по картине,
составление диалога, чтение предложенных произведений, стихов, дальнейший их анализ, работа со словарем и т.д. .
Установление учащимися признаков Лета как времени года. Обогащение их словарного состава, развитие устной и письменной речи. Наблюдение за природой, дискуссия по поводу полученных впечатлений. Ознакомление учащихся с национальными праздниками, проходящими традиционно летом. Рассказы учащихся об этих праздниках. Чтение литературы и проведение бесед о летнем отдыхе детей, труде, помощи взрослым.
Учащимся предлагаются пословицы и поговорки об осеннем изобилии. Обмен мнениями о роли труда в жизни взрослых и детей как фориа развития речи.
Морфемика и словообразование. Лексикология и фразеология. Общие сведения о строении и образовании слов. Морфема как минимальная значимая единица языка. Корень и аффикс. Однокоренные слова. Образование новых слов при помощи аффиксов. Их роль в словообразовании
слов различных частей речи. Аффиксы, виды аффиксов: словообразовательные и модальные аффиксы. Непроизводные и производные основы. Способы словообразования в башкирском языке. Корневые слова. Производные слова. Сложные слова, структурные виды сложных слов: собственно сложные, составные, парные. Основные различия
строении слов в башкирском и русском языках. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный анализ. Лексикология и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Антонимы, синонимы, паронимы, омонимы и их виды. Слова тюркского происхождения и заимствования. Словарный состав башкирского языка: архаизмы, историзмы, неологизмы и их виды. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Фразеологизмы, их значения. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Словари различных типов, их использование в различных видах деятельности. Лексический анализ слова.
Раздел 5. Веселые праздники
Тема “Новый год” раскрывается параллельно с темой “Зима”. Развитие полученных ранее знаний по теме зимнего времени года продолжает оставаться одной из главных целей. Выявление признаков зимнего времени года, обучение учащихся процессу поздравления родственников и близких с Новым годом как форма развития речи, обучение пересказу о каждом отдельно взятом праднике.
Усвоение тем, посвященных празднику 8 марта, сопровождается параллельным чтением стихов, рассказов, посвященных мамам. Разъяснение учащимся того факта, что мама является самым дорогим человеком на свете и достойна самого высокого уважения. Так же следует помнить, что тема мамы объясняется параллельно с темой “Семья”. Для этого надо будет вспомнить то, что было пройдено по данной теме и вести в обязательном плане работу по обогащению словарного запаса учащихся. В связи с тем, что тема имеет отношение к понятию “праздник”, то является обязательным обучение учащихся написанию поздравительных открыток, смс-вестей и т.д.
При изучени темы “Обрядовые праздники”, следует обратить особое внимание на весенние праздники башкирского народа, народов Башкортостана и и традиционные обряды. Информирование учащихся об их месте и значении в жизни человека и важности их возрождения.
По предложенным темам надо запланировать изучение творчества писателей и поэтов, чтение их произведений, обозначение их идейно-тематического содержания, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие их связной речи, обогащение словарного запаса. Это и есть главная цель на данном этапе.
Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Части речи самостоятельные, служебные, модальные. Их семантические, морфологические и синтаксические особенности. Способы образований слов различных частей речи, их семантика и особенности употребления. Основные морфологические нормы башкирского языка. Морфологический анализ слова.
Раздел 6. Дружба
- Чтение текстов, организация бесед о дружбе многонационального народа Республики Башкортостан. О сохранении дружеских отношений между людьми, о большом значении настоящей дружбы. Объяснение этой темы надо связать с приведением фактов из жизни выдающихся личностей, примерами из повседневной жизни. По этой теме планируется обращение жанрам башкирского народного творчества, произведениям башкирского и других народов.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в башкирском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Раздел 7. Реки, озера Башкортостана. Проблема экологии
- объяснении этой темы главной задачей является усиление внимания учащихся на красотах природы Республики Башкортостан, ее природных богатствах. Дать информацию о реках и озерах республики. Особо подчеркнуть их роль в жизни человека. На уроке следует раскрыть тему богатства природы, объяснить специфику мира растений Башкортостана как важную тему. Здесь следует обратить особое внимание на названия растений, охарактеризовать специфические особенности некоторых из них. Редко встречающиеся растения, занесенные в Красную книгу. Лекарственные растения и т.д. Изучение растений и их охрана.
При объяснении этой темы необходимо рассказать о названиях рек, их значении, их происхождении (этимологии), усилить внимание на проблемах экологии, воспитать у учащихся патриотические чувства – чувство гордости за свою родину.
Морфология. Распознавание частей речи по грамматическому значению,
морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 8. В именах – история народа
В жизни человека роль названий (имена людей, их фамилии, отчества, названия сел и деревень, городов, гор, рек) велика. Без них невозможно представить жизнь. Видов названий очень много. В языкознании есть специальная наука, которая изучает их. Это - ономастика. Ономастика как наука состоит из нескольких ветвей: антропонимика – названия личностей, топонимика – географические названия, этнонимика - имена наций, народов, племен, зоонимика – клички птиц, животных, космонимика – названия небесных светил, теонимика – имена божественных сил, прагматонимика – названия разных вещей, товара и т.д.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.
Раздел 9. Мастера искусств
Продолжаем знакомить учащихся с известными и выдающимися
личностями республики. Ознакомление учащихся с их жизнью и творчеством. Просмотр и прослушивание телерадиопередач, видеозаписей. Знать их произведения, уметь рассказывать о наших известных людях. Учить учащихся пению, вместе исполнять песни, работать отдельно с одаренными
детьми. Морфология. Служебные части речи, их разряды по значению,
структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Раздел 10. Спорт и здоровый образ жизни
Объясняем, чтобы быть здоровым, нужно обязательно заниматься спортом. Провести на эту тему беседу с учащимися. Научить их рассказам о своем любимом виде спорта, выдающихся спортсменах. Подготовить рассказы о спорте на основе теле-радиопередач, газетных материалов.
Виды спорта в Башкортостане. Выдающиеся люди в области спорта. Синтаксис. Общее понятие о синтаксисе. Словосочетание и предложение. Синтаксическая связь в предложении. Сочинительная и подчинительная связь. Предложение. Члены предложения, главные и второстепенные члены. Порядок слов в предложении. Виды простых предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Пол¬ные и неполные предложения. Особенности употребления в речи односоставных предложений.
Раздел 11. Башкирское народное творчество
Общее понятие о народном творчестве (сказка, загадка, пословица). Фольклор как вид коллективного творчества. Фольклор и письменная литература. Ознакомление учащихся с передаваемыми от поколения к поколению традициями, обычаями и правилами поведения башкирского народа и народов Башкортостана.
Синтаксис. Усвоение основных понятий синтаксиса. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Раздел 12. Труд
Чтение стихов и рассказов о трудовых делах людей Башкортостана, их профессиях, помощи детей взрослым и положительных качествах человека. Беседа о роли труда в жизни человека, о труде взрослых и детей, о большом количестве профессий, о выборе каждым человеком профессии. Общие сведения о графике и орфографии. Алфавит башкирского языка.
Орфография. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление
прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения.
Раздел 13. Народные традиции, обычаи, правила поведения Ознакомление учащихся с передаваемыми от поколения к поколению
традициями, обычаями и правилами поведения башкирского народа и народов Башкортостана.
Ознакомление с национальными блюдами башкирского народа. Об особенностях их приготовления.
Ознакомление учащихся с происхождением башкирской лошади, ее истории. Объяснить учащимся названия лошадей по половозрастному признаку, привить им любовь к лошади.
Рассказать о лечении кумысом в Башкортостане выдающихся личностей. Культура речи. Понятие об устной и письменной речи. Корректное использование в речи синонимов, антонимов и т.д. Роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля. Общие сведения о требованиях, предъявляемых к устной и письменной литературной речи. Возможности использования в речи различных лексических средств (синонимы, антонимы, слова-кальки, фразеологизмы, пословицы и поговорки). Речевой этикет башкирского языка. Употребление соответствующих норм речевого этикета в зависимости от типа коммуникации. Умение выявлять в тексте языковые единицы с национально-культурным компонентом значения и умение объяснять их значение с помощью толкового, этимологического, фразеологического и т.д. словарей.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рецензии, рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Тематик план (5 класс)
Бүлек темаһы | Сәғәттәр һаны |
Белем көнө(Һаумы,мәктәп) | 4 сә3 сәғәт. |
Үҙем тураһында. | 5сәғәт. |
Йыл миҙгелдәре. | 4 сәғәт. |
Тыуған илем-Башҡортостаным (Башҡортостанды беләһеңме?) | 5 сәғәт. |
Үҙем тураһында. (Кеше. Тән ағзалары. Шәхси гигиена.) | 2 сәғәт. |
Күңелле байрамдар.(Яңы йыл менән.Ҡыш) | 3 сәғәт. |
Үҙем тураһында.(Аҙыҡ-түлек. Кейем-һалым. Магазин. Өй. Баҙар.) | 2 сәғәт. |
Күңелле байрамдар.(8 март – ҡатын-ҡыҙҙар көнө) | 1 сәғәт. |
Йыл миҙгелдәре.(Яҙ етте) | 2 сәғәт. |
Хеҙмәт төбө-хөрмәт.(Яҙғы эштәр) | 4 сәғәт. |
Йыл миҙгелдәре.(Йәйҙе ҡаршылайбыҙ) | 3 сәғәт. |
Тематик план (6 класс)
Бүлек темаһы | Сәғәттәр һаны |
Белем көнө.( Беҙҙе мәктәп ҡаршылай.) | 5 сәғәт |
Башҡортостан ере буйлап. Башҡортостан йылғалары һәм күлдәре.Экология мәсьәләһе | 6 сәғәт |
Дуҫлыҡ ҡәҙерен бел | 6 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре .(Ҡыш дауам итә) | 12 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре (Яҙ килә,яҙ ) | 4 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре .(Йәмле йәй килә) | 1 сәғәт |
Тематик план (7 класс)
Бүлек темаһы | Дәрестәр темаһы |
Белем көнө.( Яңынан мәктәпкә) | 3 сәғәт |
Ауыл тормошо | 6 сәғәт |
Тыуған илем-Башҡортостаным (Башҡортостан буйлап сәйәхәт) | 3 сәғәт |
Спорт һәм сәләмәт тормош. Спорт. Спорт кәрәк-яраҡтары | 4 сәғәт |
Күңелле байрамдар. Әсәй,әсәкәйем... | 6 сәғәт |
Сәнғәт оҫталары. | 3 сәғәт |
Исемдәрҙә – ил тарихы. Исемдәрең матур, кемдәр ҡушҡан? | 1 сәғәт |
Башҡорт халыҡ ижады. Борон-борон заманда | 5 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре .Йәмле йәй | 3 сәғәт |
Тематик план (8 класс)
Белем көнө .Мәктәпкә барабыҙ | 4 сәғәт |
Хеҙмәт төбө – хөрмәт. Көҙгө эштәр һәм көҙгө тәбиғәт | 4сәғәт |
Тыуған илем-Башҡортостаным (Өфө – Башҡортостандың баш ҡалаһы) | 4 сәғәт |
Хеҙмәт төбө – хөрмәт | 4сәғәт |
Йыл миҙгелдәре .Ап-аҡ ҡыш | 4 сәғәт |
Исемдәрҙә – ил тарихы. Салауат Юлаев – халҡыбыҙҙың милли батыры | 3 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре . Йәмле яҙ, һағындыҡ һине! | 4 сәғәт |
Исемдәрҙә – ил тарихы. Беҙ йондоҙҙар булып ҡайтырбыҙ | 3 сәғәт |
Тыуған илем-Башҡортостаным. Ай Уралым, Уралым… | 4 сәғәт |
Тематик план (9 класс)
Белем көнө .Һаумы, мәктәп! | 2 сәғәт |
Башҡортостан йылғалары һәм күлдәре.Экология мәсьәләһе Ергә мәрхәмәт – илгә бәрәкәт | 6 сәғәт |
Исемдәрҙә – ил тарихы. Атамалар ни һөйләй? | 2 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре. Беҙ ҡышты ла яратабыҙ | 6 сәғәт |
Сәнғәт оҫталары .Башҡортостан театрҙары | 1 сәғәт |
Башҡорт халыҡ ижады | 4 сәғәт |
Башҡорт аты | 5 сәғәт |
Башҡорт милли аштары | 2 сәғәт |
Йыл миҙгелдәре.Яҙ килә | 5 сәғәт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса
Рабочая программа по 2 линии учебников...
Рабочая программа по башкирскому языку для 6 класса
Программа для 2 линии учебников...
Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)
Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....
Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса
Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....
Рабочая программа по башкирскому языку для 4 класса(родной)
Рабочая программа по учебнику Толомбаева...
Рабочая программа по башкирскому языку для 2 класса
Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....
Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса
русская группа...