конспект урока В мастерской Сергея Есенина.Урок творчества
план-конспект урока (5 класс)
в конспекте представлена методика работы с использованием технологии творческого письма
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока В мастерской Сергея Есенина.Урок творчества
Цель урока:развитие творческого воображения обучающихся совершенствование устной и письменной речи
Задачи урока
- Обучающая: познакомить с поэзией Сергея Есенина
- Развивающая: способствовать развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания, умение работать в группе, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к поэтическому слову
Оборудование :экспозиция «На родине Сергея Есенина», портрет Есенина, выставка книг, посвященных жизни и творчеству Сергея Есенина.
Аудиозаписи : «Ноктюрн» Шопена; «Портрет» Доги; « Времена года. Зима» Вивальди;
«Долина грез» Кезля
Ход урока
- Вступительное слово учителя
Что делает человека писателем? Кто вправе стать им, имея даже литературные способности? Что нужно для того, чтобы стать писателем ? Вопросы вопросы…Прислушаемся к мастерам художественного слова.
Лев Толстой , задаваясь этими вопросами из-за потока присылаемых ему рукописей начинающих писателей , предостерегал своих корреспондентов:
«Одно только опасно: писать только вследствие рассуждения, а не такого чувства , которое охватывало бы существо человека . Надо главное не торопиться писать, не скучать, поправлять, переделывать 12- 20 раз одно и то же»
А.Твардовский в письме с фронта ту же мысль Толстого выразил своеобразной словесной формулой:
«Первое условие литературного творчества- чтобы не внешняя, а внутренняя причина толкала к нему»
Итак, писателями не рождаются. А если мы хотим ими стать нужна внутренняя причина . Такой внутренней причиной на сегодняшнем уроке для вас станут замечательные звуки музыки Ф.Шопена и строки стихотворения С. Есенина « Черемуха». Я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Но так как вы еще начинающие сочинители , то вот вам советы
Советы начинающему сочинителю
1.Тайна писательства на кончиках пальцев
(надо чаще сочинять творить).
2.В муках рожденное дитя
(Обдумывание- план- наброски)
3.Сначала было слово
(Терпеливая работа над языком)
4.Гений- это 1% таланта и 99% потения
(Не отчаивайся при неудаче. Смело, упрямо начинай все сызнова)
2.Подготовка к работе в творческой мастерской
А) Слово учителя
А музыка и слово поэта помогут разбудить ваше воображение и чувства. Перед вами тетрадь . Сейчас зазвучат звуки музыки Ф. Шопена и поэтическое слово С. Есенина, и вы останетесь наедине с ними . Сначала просто вслушайтесь в них, мысленно представьте то, что изображает автор стихотворения.
Затем я еще раз прочитаю это стихотворение , а вы прислушайтесь к своим ощущениям :вам грустно ,а ,может быть ,вы испытываете радость. Ваше внимание привлекли какие-то слова, использованные автором стихов ,и на чистый лист бумаги ложатся строчки ,отдельные слова ,словосочетанияиз стихотворения С. Есенина, а также слова, обозначающие образы ,возникшие в вашем воображении по ассоциации .
Все ,что вы напишете, верно ,единственно правильно.
Итак ,усядьтесь поудобнее и останьтесь наедине со своими мыслями и чувствами. Их разбудят звуки музыки Ф. Шопена и музыка слова замечательного поэта Сергея Есенина
Б)Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн», и на ее фоне читается стихотворение Сергея Есенина «Черемуха».
В)А теперь поделитесь что у вас получилось.
(Учащиеся читают свои записи ,учитель отмечает наиболее удачное)
Г) А теперь из тех слов и словосочетаний что вы выписали выделите то, которое вас больше всего привлекает ,наиболее близко вашему сердцу в данный момент. Запишите это слово посреди строки. Это слово будет заголовком вашей творческой работы – миниатюры.
(Учащиеся читают заголовки своих сочинений)
Ваши мини-произведения могут быть написаны в различных жанрах: рассказа ,размышлений.Кто захочет, может написать стихотворение.
Напоминаю: все, что бы вы ни написали,является единственно верным . Главное условие –красивая речь.
3.Работа в творческой мастерской
(Звучит «Ноктюрн» Шопена, «Портрет» Е. Доги . Ученики пишут свои работы)
4.Проверка написанного
(Сначала в парах, индивидуально)
Затем чтение вслух того, что получилось .
(Сначала по желанию, затем все учащиеся сидящие в …ряду
У каждого найти интересное)
5.Подведение итогов
Итак, вы видите ,что прослушав одно и то же произведение ,каждый написал свою работу, и все они получились непохожие друг на друга.
Почему? Да потому, что каждый воспринимает художественный текст по-своему в соответствии со своим уровнем интеллекта, мыслями, чувствами ,настроениями в тот момент, когда они воспринимали это художественное произведение. А увидеть за одним словом каждому свое помогают слова-образы художественные средства ,которые использовал автор. С их помощью поэт помог нам понять свои сокровенные думы ,соприкоснуться с тайной своего сердца и отозвалось это в наших сердцах.
А как работают мастера художественного слова? Как они создают «величайшее из чудес»- свое произведение?
Давайте заглянем в мастерскую писателя, попробуем проникнуть в тайны писательского творчества.
Я приглашаю вас в мастерскую С. Есенина. Давайте разберемся ,что делает его стихотворения такими яркими ,образными, красивыми.
6. Работа над языком стихотворения С.Есенина «Черемуха».
Вернемся к языку стихотворения «Черемуха». Выделите средства, которые помогают сделать стихотворение таким образным .
(учащиеся выписывают эпитеты, метафоры, сравнения)
Попробуйте опустить эти слова. Стихотворение потеряло свое очарование
Вывод
Итак мы поняли ,что только эти выразительные средства :эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения помогли С. Есенину создать такую замечательную картину распустившейся черемухи ,стоящей над струящимся говорливым ручейком, передать атмосферу весны. Изобразительные средства помогают донести до читателя главное -идею произведения. Образность- это сердце произведения.
Какова же идея стихотворения Сергея Есенина «Черемуха»? ( как прекрасна и поэтична русская природа)
7.Литературно- музыкальная композиция по стихам Сергея Есенина, изученным в 1-4 классах
Эта же идея прослеживается и в стихотворениях Сергея Есенина ,уже знакомых вам по начальной школе. Послушайте литературно-музыкальную композицию по стихам Сергея Есенина (Индивидуальное задание)
9.Групповая работа над стихотворениями Сергея Есенина в учебнике
Задание
1)Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения стихотворения, уяснив его тему ,идею ,составив партитуру выразительного чтения.
(После репетиции проводим конкурс выразительного чтения)
2)Составьте словарь есенина по данному вам стихотворению
1- 2 группа-«Береза»
3-4 группа- «Топи да болота»
5-6 группа- «Нивы сжаты»
9.Итог урока . Заочная экскурсия на родину Сергея Есенина
Сегодня на уроке мы познакомились с великолепным стихотворением Сергея Есенина, прикоснулись к тайнам его поэтического творчества ,попробовали свое перо и убедились в том, что писательский труд нелегок ,что нужно кропотливо работать над языком, быть внимательнее к художественному слову писателя.
На уроке звучали стихи Есенина о природе.
Что же вдохновляло его на их создание? Где тот исиочник писательского вдохновения?
Для Есенина таким неиссякаемым источником была его родина-село Константиново недалеко от Рязани.
Давайте хотя бы мысленно побываем там.А поможет нам экспозиция « На родине Сергея Есенина»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока-творческой мастерской
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса ОУ / 1 курса ссузов, колледжей. Проводится перед изучение темы "Серебряный век русской поэзии"Цель урока: создать установку на дальнейшее аналитическое ...
Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Цель: создать условия для· освоения нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...
Конспект урока технологии "Мастерская Деда Мороза", 5 класс
План-конспект урока технологии в 5 классе...
Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»
Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»...