конспект урока В мастерской Сергея Есенина.Урок творчества
план-конспект урока (5 класс)

в конспекте представлена методика работы с использованием технологии творческого письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  В мастерской Сергея Есенина.Урок творчества

Цель урока:развитие творческого воображения обучающихся совершенствование устной и письменной речи

Задачи урока

  1.  Обучающая: познакомить с поэзией Сергея Есенина
  2. Развивающая: способствовать развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания, умение работать в группе, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к поэтическому слову 

Оборудование :экспозиция «На родине Сергея Есенина», портрет Есенина, выставка книг, посвященных жизни и творчеству Сергея Есенина.

Аудиозаписи : «Ноктюрн» Шопена; «Портрет» Доги; « Времена года. Зима» Вивальди;

«Долина грез» Кезля

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Что делает человека писателем? Кто вправе стать им, имея даже литературные способности? Что нужно для того, чтобы стать писателем ? Вопросы вопросы…Прислушаемся к мастерам художественного слова.

Лев Толстой , задаваясь этими вопросами из-за потока присылаемых ему рукописей начинающих писателей , предостерегал своих корреспондентов:

«Одно только опасно: писать только вследствие рассуждения, а не такого чувства , которое охватывало бы существо человека . Надо главное не торопиться писать, не скучать, поправлять, переделывать 12- 20 раз одно и то же»

  А.Твардовский в письме с фронта ту же мысль Толстого выразил своеобразной словесной формулой:

«Первое условие литературного творчества- чтобы не внешняя, а внутренняя причина толкала к нему»

Итак, писателями не рождаются. А если мы хотим ими стать нужна внутренняя причина . Такой внутренней причиной на сегодняшнем уроке для вас станут замечательные звуки музыки Ф.Шопена и строки стихотворения С. Есенина  « Черемуха». Я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Но так как вы еще начинающие сочинители , то вот вам советы

Советы начинающему сочинителю

1.Тайна писательства на кончиках пальцев

(надо чаще сочинять творить).

2.В муках рожденное дитя

(Обдумывание- план- наброски)

3.Сначала было слово

(Терпеливая работа над языком)

4.Гений- это 1% таланта и 99% потения

(Не отчаивайся при неудаче. Смело, упрямо начинай все сызнова)

2.Подготовка к работе в творческой мастерской

А) Слово учителя

А музыка и слово поэта помогут разбудить ваше воображение и чувства. Перед вами тетрадь . Сейчас зазвучат звуки музыки Ф. Шопена и поэтическое слово С. Есенина, и вы останетесь наедине с ними . Сначала просто вслушайтесь в них, мысленно представьте то, что изображает автор стихотворения.

Затем я еще раз прочитаю это стихотворение , а вы прислушайтесь к своим ощущениям :вам грустно ,а ,может быть ,вы испытываете радость. Ваше внимание привлекли какие-то слова, использованные автором стихов ,и на чистый лист бумаги ложатся строчки ,отдельные слова ,словосочетанияиз стихотворения  С. Есенина, а также слова, обозначающие образы ,возникшие в вашем воображении по ассоциации .

Все ,что вы напишете, верно ,единственно правильно.

Итак ,усядьтесь поудобнее и останьтесь наедине со своими мыслями и чувствами. Их разбудят звуки музыки Ф. Шопена и музыка слова замечательного поэта Сергея Есенина

Б)Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн», и на ее фоне читается стихотворение Сергея Есенина «Черемуха».

В)А теперь поделитесь что у вас получилось.

(Учащиеся читают свои записи ,учитель отмечает наиболее удачное)

Г) А теперь из тех слов и словосочетаний что вы выписали выделите то, которое вас больше всего привлекает ,наиболее близко вашему сердцу в данный момент. Запишите это слово посреди строки. Это слово будет заголовком вашей творческой работы – миниатюры.

(Учащиеся читают заголовки своих сочинений)

Ваши мини-произведения могут быть написаны в различных жанрах: рассказа ,размышлений.Кто захочет, может написать стихотворение.

Напоминаю: все, что бы вы ни написали,является единственно верным . Главное условие –красивая речь.

3.Работа в творческой мастерской

(Звучит «Ноктюрн» Шопена, «Портрет» Е. Доги . Ученики пишут свои работы)

4.Проверка написанного

(Сначала в парах, индивидуально)

Затем чтение вслух того, что получилось .

(Сначала по желанию, затем все учащиеся сидящие в …ряду

У каждого найти интересное)

5.Подведение итогов

Итак, вы видите ,что прослушав одно и то же произведение ,каждый написал свою работу, и все они получились непохожие друг на друга.

Почему? Да потому, что каждый воспринимает художественный текст по-своему в соответствии со своим уровнем интеллекта, мыслями, чувствами ,настроениями в тот момент, когда они воспринимали это художественное произведение. А увидеть за одним словом каждому свое помогают слова-образы художественные средства ,которые использовал автор. С их помощью поэт помог нам понять свои сокровенные думы ,соприкоснуться с тайной своего сердца и отозвалось это в наших сердцах.

А как работают мастера художественного слова? Как они создают «величайшее из чудес»- свое произведение?

Давайте заглянем в мастерскую писателя, попробуем проникнуть в тайны писательского творчества.

Я приглашаю вас в мастерскую С. Есенина. Давайте разберемся ,что делает его стихотворения такими яркими ,образными, красивыми.

6. Работа над языком стихотворения С.Есенина «Черемуха».

Вернемся к языку стихотворения «Черемуха». Выделите средства, которые помогают сделать стихотворение таким образным .

(учащиеся выписывают эпитеты, метафоры, сравнения) 

 Попробуйте опустить эти слова. Стихотворение потеряло свое очарование

Вывод

Итак  мы поняли ,что только эти выразительные средства :эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения помогли С. Есенину создать такую замечательную картину распустившейся черемухи ,стоящей над струящимся говорливым ручейком, передать атмосферу весны. Изобразительные средства помогают донести до читателя главное -идею произведения. Образность- это сердце произведения.

Какова же идея стихотворения Сергея Есенина «Черемуха»? ( как прекрасна и поэтична русская природа)

7.Литературно- музыкальная композиция по стихам Сергея Есенина, изученным в 1-4 классах

Эта же идея прослеживается и в стихотворениях Сергея Есенина ,уже знакомых вам по начальной школе. Послушайте литературно-музыкальную композицию по стихам Сергея Есенина (Индивидуальное задание)

9.Групповая работа над стихотворениями Сергея Есенина в учебнике

Задание

1)Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения стихотворения, уяснив его тему ,идею ,составив партитуру выразительного чтения.

(После репетиции проводим конкурс выразительного чтения)

2)Составьте словарь есенина по данному вам стихотворению

1- 2 группа-«Береза»

3-4 группа- «Топи да болота»

5-6 группа- «Нивы сжаты»

9.Итог урока . Заочная экскурсия на родину Сергея Есенина

Сегодня на уроке мы познакомились с великолепным стихотворением Сергея Есенина, прикоснулись к тайнам его поэтического творчества ,попробовали свое перо и убедились в том, что писательский труд нелегок ,что нужно кропотливо работать над языком, быть внимательнее к художественному слову писателя.

На уроке звучали стихи Есенина о природе.

Что же вдохновляло его на их создание? Где тот исиочник писательского вдохновения?

Для Есенина таким неиссякаемым источником была его родина-село Константиново недалеко от Рязани.

Давайте хотя бы мысленно побываем там.А поможет нам экспозиция « На родине Сергея Есенина»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-творческой мастерской

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса ОУ / 1 курса ссузов, колледжей. Проводится перед изучение темы "Серебряный век русской поэзии"Цель урока: создать установку на дальнейшее аналитическое ...

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Конспект урока технологии "Мастерская Деда Мороза", 5 класс

План-конспект урока технологии в 5 классе...

Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»

Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»...