Конспект внеурочного занятия "Живая картина" для 6 класса по картине С.А.Рачинского "Устный счёт"
методическая разработка (6 класс)
Технология занятия способствует развитию речи ребенка при описании картины, вызывая у детей различные эмоции и создавая положительный эмоциональный фон деятельности. Оживление картины развивает в ребенке творчество, навыки коллективного труда, делает процесс обучения и развития светлым, добрым и позитивным. Использование технологии «оживления картины» сближает коллектив, прививает навыки работы в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kartina.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
- Технология занятия помогает в развитии речи ребенка при рассматривании и описании картины, вызывая у детей различные эмоции и создавая положительный эмоциональный фон деятельности. Оживление картины развивает в ребенке творчество, навыки коллективного труда, делает процесс обучения и развития светлым, добрым и позитивным. Использование технологии «оживления картины» сближает коллектив, прививает навыки работы в команде.
- Для осуществления моего замысла мне понадобятся помощники. Их подбором я сейчас и займусь. Перед вами – баннер и изображением картины известного русского художника. Давайте мы с вами попробуем определить «вслепую», что за картина перед нами?
- Отрабатываем понятие «Задний план картины». На заднем плане картины изображена мощная, прочная, очень надежная стена из тесаных бревен. К ней можно прислониться, не боясь, что она вдруг рухнет, или ее сдует ветром, как в сказке «Три поросенка». Как вы думаете, что за помещение изображено на картине? (Это помещение для людей). Правильно! Вы – первый участник мастер-класса. Прошу вас подняться на сцену! Спасибо! Ваш №1.
- Также на заднем плане картины изображена высокая, почти до потолка, белая печь. Печь не простая, а изразцовая. Изразцы – это не дань моде и красоте, это символ надежности и добротности печки. Протапливая изразцовую печь, можно было не сомневаться, что тепло она будет держать очень долго, и люди, находящиеся в помещении, смогут снять верхнюю одежду и не замерзнуть. Где, в каком помещении, может находиться такая печь, по вашему мнению? (Это или больница, или школа) Правильно! Ваш №2. Прощу вас подняться на сцену!
- На стене из тесаных бревен прикреплен белый бумажный плакат. На нем угадываются очертания таблицы. Скажите, в каком помещении могут на стене размещаться таблицы? Как вы думаете, для кого может быть предназначен этот бумажный плакат? (Скорее всего, это школьный класс). Правильно! Ваш №3. Прощу вас подняться на сцену!
- На стене мы видим репродукцию картины. Скорее всего, это изображение «Мадонны с младенцем». Как вы думаете, для чего автор разместил эту репродукцию на стене класса? (Приобщает детей к искусству, высокому искусству). Правильно! Ваш №4. Прощу вас подняться на сцену!
- Но ведь можно было повесить и другой шедевр, например, прекрасный пейзаж, или натюрморт? Почему именно Богородица? (Богородица охраняет и бережет детей от всяческих бед, помогает расти здоровыми и благоразумными). Правильно! Ваш №5. Прощу вас подняться на сцену!
- Прямо перед нами меловая или грифельная доска, на которой написан пример из нескольких действий. Как вы думаете. Что происходит в школьном классе? (Школьный урок). Правильно! Ваш №6. Прощу вас подняться на сцену!
- На нашей картине – школьный урок. На переднем плане мы предполагаем учеников. Они одеты как-то необычно: часть из них одета в добротные сапоги, а часть – в порванную рубаху и лапти с онучами. Что можно сказать об этой школе. (Часть детей – из бедных семей, об этом говорят их лапти, а часть – из зажиточных, которые могли позволить себе купить добротные сапоги для своих детей). Правильно! Ваш №7. Прощу вас подняться на сцену!
- На картине художник изобразил урок, где учениками являлись только мальчики. Девочки должны были учиться вести хозяйство и помогать мамам по хозяйству и в уходе за младшими детьми, поэтому в школе не учились. Что вы можете сказать о времени написания картины? ( Это сельская школа, действие происходит в конце 19 века). Правильно! Ваш №8. Прощу вас подняться на сцену!
- Урок изображен весьма странно. Теория и методика работы учителя далеки от современного урока, не совсем понятна нам, а посему, наверное, не предполагается в новых образовательных стандартах! Ученики не сидят за партами, а свободно перемещаются по классу, могут вполголоса разговаривать, и говорят ответ на ушко только учителю, который сидит возле школьной доски. Что мы можем сказать об этом учителе? (Это учитель нового поколения, который учит и математике, порядку, и дисциплине. Правильно! Учитель на этой картине – знаменитый учитель, профессор ботаники и математики, внезапно оставивший свою блистательную карьеру профессора, ученого Московского университета и ушедший в сельские учителя, основавший для детей сельчан школу и общежитие. Его ученики обладали удивительными навыками устного счета и без труда поступали в высшие учебные заведения! Его фамилия Рачинский. Спасибо! Ваш №9, 10. Прощу вас подняться на сцену!
- Теперь – о подписи автора. Этот художник – незаконнорожденный сын бобылки, оттого первая часть его фамилии говорит о том, что он Богом дан. А вторая часть фамилии – от названия родного уезда. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование. Ответы педагогов. Это Николай Петрович Богданов-Бельский. Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям. Ваш номер 11. Выходите, пожалуйста, на сцену.
- На картине изображен класс сельской школы с изразцовой печкой, таблицей, изображением «Мадонны с младенцем» кисти Рафаэля Санти на стене, школьной доской с написанным на ней примером, учитель, сидящий у стены и 11 мальчиков – учеников. Только у 7 персонажей лица видны зрителю, а у 4-х – только затылок. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса лица детей, всегда отмеченные природным умом изобразил художник. Коллеги, может, у кого-нибудь есть варианты названия картины? Правильно! Это картина «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». Поворачиваем баннер (или включаем изображение на экране). Посмотрите на этот прекрасный гимн учителю и ученику!
- У каждого из вас в руках указатель с номером. Если вы обратите внимание на пол, то увидите обозначенное номерами место, такие же номера есть и на картине. Как вы уже догадались, сейчас мы попытаемся воссоздать макет картины, «оживить» ее. Встаньте на указанные места, постарайтесь уловить позу, выражения лиц, движения ваших персонажей. Проявляем креативность, творчество, самостоятельно выстраиваем композицию!
- Как наша ожившая картина?
- Внимание, ребята: на счет «3» замираем! Один, два, три!
- В ЗАЛ: Дорогие друзья! Перед вами ожившая картина великого русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе Сергея Александровича Рачинского». Фото на память!
- Фотографирование картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....
Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".
Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Насекомые"
На данном занятии дети в доступной форме узнают новое о знакомых насекомых....
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "Какие бывают книги"
Занятие поможет детям вспомнить как определить жанры книги, правила обращения с книгой....
Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"
Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....
Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.
Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...
Конспект урока "Сочинение-описание по картине И. Шишкина "На севере диком..."
Словесное сочинение-описание по картине...