Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока:
познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;
активизировать лексику на тему «Зима»;
обогатить речь учащихся оценочными прилагательными, ввести в активный словарь школьников слова пейзаж,пейзажист;
воспитание любви к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymov.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаптий Наталья Борисовна
Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».
Цель урока:
познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;
активизировать лексику на тему «Зима»;
обогатить речь учащихся оценочными прилагательными, ввести в активный словарь школьников слова пейзаж,пейзажист;
воспитание любви к природе.
Оборудование:
Портрет Н.П.Крымова, репродукция картинН.П.Крымова «Зимний вечер», «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»- презентация (Приложение), карточки, дополнительный материал.
Ход урока.
I. Словарная работа.
Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
II. Чтение стихотворений(2-3) о зиме.
III. Работа над темой.
1. Слово учителя.
-Ребята, обратите внимание на то, как описывают красоту зимней природы замечательные поэты.
Многим художникам тоже близка эта тема. Среди них – Николай Петрович Крымов.
2. Рассказ о художнике и его картинах (подготовленный ученик).
Н.П.Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа- родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.
Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.
Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.
Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы.
Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.
IV. Беседа по картине.
- Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.
-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? («Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием».)
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? («Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом».)
- Что с первого взгляда привлекает в картине? («Наше внимание привлекает голубой снегс лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца.Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
- Работа в группах. (Задания на карточках.)
Карточка 1
-Подумайте над вопросом и ответьте устно :
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)
Карточка 2
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)
- Беседа с классом.
-Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
-Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий,лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)
-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж?(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя.Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)
V. Словарно-орфографическая работа.
-Укажите условия выбора орфограмм:
П..йзаж, к..ртина, из..бражён, сум..рки, иску(с,сс)тво, жив..пись, в..л..колепный.
VI.Словарно-стилистическая работа.
- Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. Используйте синонимы из рамки на стр. (упр.315) (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.)
- Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине.(Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.)
VII. Составление плана сочинения – описания.
Примерный план.
I. Н.П.Крымов – замечательныйхудожник – пейзажист.
II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова.
1. Признаки наступления вечера:
a)тени;
б)снег;
в) небо, воздух.
2. Особенности композиции пейзажа.
3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.
III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?
VIII. Работа над сочинением.
1. Варианты вступления.
(«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)
+ 2-3 ученических.
2. Варианты заключения.
(«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».)
+2-3 ученических.
IX. Письменная работа над сочинением.
X.Домашнее задание : §55
Презентация урока представлена в Приложении.
Дополнительный материал
Настроение
Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет тишиной и спокойствием.
Снег
Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план.
Тени
На переднем плане мы видим густую тень от холма, в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко притоптанной тропинки, ведущей к домам.
Небо
Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.
Деревья
Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца.
Цвета
Художник использовал в основном холодные цвета, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил тёплые цвета. Они передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.
Чувства и мысли
Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега.
Дополнительный материал
Карточка 1
-Подумайте над вопросом и ответьте устно :
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)
Карточка 2
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Презентация по теме поможет провести подготовительную работу к написанию сочинения по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"....
Описание картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Урок русского языка в 6 классе...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"
Конспект урока содержит материал по проведению урока в 6 классе по теме "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"...
Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста
Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"....
Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Презентация по написанию сочинения-описания по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"...