Родная (татарская) литература, 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Шарапова Рамиля Мударисовна

УМК: А.Р.Мотигуллина,   Р.Г.Ханнанов, Р.Х.Валиуллина. Татарская литература. Учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) 8 класс. В двух частях, Казань. Издательство «Магариф-Вакыт» 2015 г.

2.  http://tatarschool.ru -Мультимедийные приложения к учебникам татарского языка, разработанные по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_tatarskaya_literatura_8_klass.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

           

                   МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа 

                       с углубленным  изучением отдельных предметов»

                             Тукаевский муниципальный район

                           Республики Татарстан

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                             

                        «Принято»                                                                                            

                                                педагогическим советом                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                  протокол от 27.08.2021 г. № 1 

                                                                                                                                                                                           

                                                                             Введено   приказом от 31.08.2021г. № 165                                                                                                                                         

                                                                        Директор  МБОУ «Бетькинская  СОШ                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                  с углубленным  изучением

                                             отдельных предметов»           

                                                                    ____________Р.А. Шагимарданова

                                                 

.    

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                             

                                   

                            Рабочая программа

                             по родной литературе  (татарская)

                  для 8а класса,

                        (1 час в неделю, 34 часа в год)

                            (уровень –базовый)

                   Составитель: Шарапова Рамиля Мударисовна

                    (учитель татарского языка и литературы,

                    первая квалификационная категория)

               «Согласовано»

                Заместитель директора_________Калимуллина Л.В. 31.08.2021 г.   

              «Рассмотрено»

               На заседании МО, протокол от 26.08.2021 г. № 1 

               Руководитель МО ________  Шарапова Р.М.       

                Календарно-тематическое планирование

УМК: А.Р.Мотигуллина,   Р.Г.Ханнанов, Р.Х.Валиуллина. Татарская литература. Учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) 8 класс. В двух частях, Казань. Издательство «Магариф-Вакыт» 2015 г.

2.  http://tatarschool.ru -Мультимедийные приложения к учебникам татарского языка, разработанные по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан.

№        

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки

Память о прошлом – 4 часа

Предания «Сихерче кыз»/ «Колдунья», «Гали тугае»/ «Пойма имени Гали» (Татарское народное предание) «Моргана» (Средневековое европейское предание) и др.; Трансформация преданий в литературе: М.Гафури«Хан кызы Алтынчәч»/  «Ханская дочь Алтынчеч».

1

01.09

Легенды «Күке каян барлыкка килгән?»/ «Откуда появи-лась кукушка?», «Зөһрә кыз»/ «Девушка Зухра» (татар-ская легенда), «Мистер Стуруорм» (шотландская легенда).

1

08.09

Трансформация легенд в литературе: Ф. Яхин «Птица счастья», А. Еники  «Курай», Ф. Яруллин «Моңлы курай»/  «Напевы курая».

1

15.09

Информация о национальных музыкальных инструмен-тах. Проектная работа «Музыкальные инструменты».

1

22.09

Следы в истории -5 часов

Путевые заметки. Ознакомление учащихся с содержа-нием рисале «Ибн Фадланның 921-922 елларда Болгар дәүләтенә сәфәре вакытында язылган сәяхәтнамәсе» «Повествование о путешествии Ахмеда Ибн Фадлана, написанное во время поездки в 921-922 годах в Булгарское государство»).

1

29.10

Жизнь и творчество Ф. Карими. Фрагментарное ознакомление с путевыми заметками«Ауропага сәяхәт»  «Путешествие в Европу».

Творчество М. Юнуса. Интерпретация исторических событий в рассказе «Су» /«Вода».

1

06.10

Творчество Г. Тукая. Воспевание родной земли  в стихотворении «Пар ат» /  «Пара лошадей». Сказочное воссоздание поездки в Казань. Лексические и фонети-ческие средства художественной речи.

1

13.10

Творческое наследие художника и скульптора Б. Урман-че. «Триптих» Урманче. Сочинение “Татар халкының күренекле шәхесләре”

1

20.10

Творчество Н. Назми. Чтение отрывка из повести «Агыйделдә – ак пароход» / «Белый пароход на реке Белой». Повторение.

1

27.10

Незабываемые годы  -  4 часа

10

Ознакомление с творчеством автопортретиста Виктора Куделькина, чтение статьи Г. Ахунова «Замандашлар портреты»/ «Портреты современников».

Взаимосвязь музыки  и литературы. Изучение песен военных лет: Р. Ахметзянов«Солдатлар»/ «Солдаты», «Герман көе»/ «Германская мелодия».  

1

10.11

11

Жизнь и творчество Ф. Карима. Изучение произведений поэта  «Ант»/   «Клятва», «Кыңгыраулы яшел гармун»  «Зеленая гармонь с колокольчиком», «Сибәли дә сибәли» «Моросит и моросит».  Патриотизм в поэзии периода Великой Отечественной войны. Картины природы, их роль в усилении психологизма.

1

17.11

12

Творчество Т. Миңнуллина. Образ поэта М.Джалиля в драме«Моңлы бер җыр» /  «У совести вариантов нет» (отрывок). Память о М.Джалиле. Памятник поэту в Казани и барельеф его соратникам.

1

24.11

13

Чтение писем военных лет. Военная тематика в литературе разных народов.

Творчество  башкирского поэта М. Карима. Память о войне в стихотворении «Билгесез солдат»/  «Неизвестный солдат».

Творчество киргизского писателя Ч. Айтматова. Система образов, проблема смысла жизни человека в повести «Материнское поле».

Проектная работа «Наши герои». Повторение.

1

01.12

Повзрослевшие рано -3 часа

14

Творчество К. Булатовой. Изображение судьеб детей  военных лет в стихотворении«Башым иям»/  «Преклоняю голову»  К. Булатовой..

1

08.12

15

Изображение памяти военных лет в стихотворении  «День победы» Н. Ахмадиева, «Тулганай»/    «Щенок Тулганай» Ф. Сафина.

1

15.12

16

Изображение патриотических чувств в стихотворении «Ватаным»/  «Родина» Р. Валиева.. Повторение.

1

22.12

Образ матерей в литературе – 6 часов

17

Жизнь и творчество Ш. Камала. Анализ новеллы «Буранда»/  «В метель». Эмоциональная насыщенность текста: средства и приемы. Особенности композиции.

1

12.01

18

Творчество И. Салахова. Изображение судеб людей, попавших в сталинские репрессии: отрывок из цикла «Колыма хикәяләре» /  «Колымские рассказы»:  «Ана тавышы» / «Зов матери»«

1

19.01

19

Жизнь и творчество С. Хакима. Образ родного края, материнской души в стихотворении  «Әнкәй» / «Мамочка», сокровенные пожелания в стихотворении «Җырларымда телим…»/ «Желаю в песнях…».  

1

26.01

20

Стихотворения «Әнкәй» / «Мамочка» Р. Миннуллина, «Су буеннан әнкәй кайтып килә»/ «Мама возвращается с реки» М. Галиева.

1

02.02

21

Жизнь и творчество Ш. Хусаинова.  Социально-этическая проблематика в драме «Әни килде»  «Мама приехала» Ш. Хусаинова. Формирование «критического направления» в прозе и драматургии.

Творчество Ф. Садриева. Нравственная проблематика: отрывок из романа «Таң җиле» / « «Утренний ветер». Образ Нуриасмы.

1

09.02

22

Проектная работа «Моя любимая мама».

Повторение.

1

16.02

Юмор  - 4 часа

23

Информация о первых сатирических журналах начала ХХ века: «Чикерткә» / «Стрекоза», «Карчыга» / «Коршунь», «Уклар» / «Стрелы» и др. «Их роль в развитии критической мысли.

1

02.03

24

Жизнь и творчество Г. Камала.  Конфликт в комедии Г. Камала «Банкрот». Просветительские идеи, комические средства.

1

09.03

25

Жизнь и творчество Г. Афзала. Особенности писатель-ской карьеры в рассказе «Юл газабы»  «Страдания в пути». Особенности комического в стихотворении Г. Афзала Тәвәккәл әби» «Решительная бабушка».

1

16.03

26

Пародии и эпиграммы в творчестве З. Нури.

Повторение.

1

23.03

Любимцы татарского народа – 4 часа

27

Жизнь и творчество Р. Хариса. Величие души человека, философский подтекст стихотворения  Р. Хариса «Ике гөл»/ «Два цветка» и поэмы «Гармунчы»/ «Гармонист».

1

06.04

28

Жизнь и творчество Зульфата. Лирический герой стихотворений «Шигырем ачык» / «Стихотворение открыто», «Шундый чагы әле җанымның» / «Такое состояние моей души».

1

13.04

29

Творчество актрисы Г. Кайбицкой. Ее жизненный путь. Образ актрисы в документальной повести «Артистка»  «Актриса» Ф. Аглии.

1

20.04

30

Творчество Р. Батуллы. Своеобразие образа легендар-ного танцора Рудольфа Нуриева в произведении  «Бию» / «Танец» (отрывок).

1

27.04

Природа одушевленная - 4 часа  

31

Жизнь и творчество А. Халима. Изображение суровых военных лет и судеб детей в повести «Өч аяклы ат» /«Трёхногая кобыла».

1

04.05

32

Жизнь и творчество Г. Хасанова. Описание явлений природы в рассказе «Беренче күк күкрәү» /«Первый гром».Тест

1

11.05

33

Творчество К. Каримова. Реалистическая основа истории в рассказе  «Тимергали бабай хикәяте» /« «Рассказ Тимергали бабай».

1

18.05

34

Информация о детском журнале «Ялкын».

Обобщение пройденного материала в 8 классе.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».

Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....

Рабочая программа по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс

Рабочая программа   по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...

Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 11 класса ( (для изучающих татарский язык как родной) издательство “Магариф-Время”, 2021 год.

  11 класс, родная (татарская) литератураУчебник: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М, Замалиева Л.Ф.Татарская литература.Учебник для общеобразовательных организаций среднего о...