Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс к учебнику О.М. Александровой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_rodnoy_yazyk_9_klass.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № от ___________2021г. Руководитель МО /Л.П.Чучадеева /. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ /Е. Н. Назимкина/. ________________________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» _______ /А. И. Горбунова /. Приказ № от 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому родному языку
для учащихся 9 класса
на 2020-2021 учебный год.
Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Русский родной язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
Разработалa:
Чучадеева Людмила Петровна,
учитель русского языка и литературы,
первая категория
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897.
Рабочая программа разработана основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18( Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020);
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебного пособия | Класс | Издательство, год выпуска |
О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. | «Русский родной язык» | 9 класс | М.: «Просвещение», 2020 г. |
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год
Планируемые результаты
Изучение предметной области "Родной язык" должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации
Выпускник получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- стремления к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений;
- понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
- определять различия между литературным языком и диалектами;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; - использовать словари,
- осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас;
- соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка;
- употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической;
- соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать основные нормы русского речевого этикета; - соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
- соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а именно:
- владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
- классифицировать фактический материал по определённому признаку;
- выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
- уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;
- основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);
- использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад.
Содержание учебного курса «Русский родной язык»
9 класс (34 ч)
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Раздел 2. Культура речи (14 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернетпереписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты. Афоризмы. Прецендентные тексты.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс ( 34 часа )
№п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов | По плану | Факт |
Раздел 1. Язык и культура. ( 10 часов ) | ||||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | 1 | ||
2 | Примеры ключевых слов ( концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 2 | ||
3 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 3 | ||
4 | Развитие русского языка как закономерный процесс | 4 | ||
5 | Основные тенденции развития современного русского языка | 5 | ||
6 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | 6 | ||
7 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | 7 | ||
8 | Переосмысление значений слов в современном русском | 8 | ||
9 | Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном | 9 | ||
10 | Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 10 | ||
Раздел 2. Культура речи( 10 часов ) | ||||
11 | Основные орфоэпические нормы | 1 | ||
12 | Изменение произношений и ударений в современном литературном русском языке | 2 | ||
13 | Лексическая сочетаемость слова и точность | 3 | ||
14 | Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность | 4 | ||
15 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов | 5 | ||
16 | Типичные ошибки в управлении | 6 | ||
17 | Речевой этикет в деловом общении | 7 | ||
18 | Этика и этикет в электронной среде общения | 8 | ||
19-20 | Проект. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ | 9-10 | ||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 14 часов ) | ||||
21 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности | 1 | ||
22 | Текст и его основные признаки. Тематическое единство текста. | 2 | ||
23 | Виды преобразования текстов: аннотации, конспект. | 3 | ||
24 | Виды преобразования текстов: графики и диаграммы. | 4 | ||
25 | Понятие инфографики. | 5 | ||
26 | Практическая работа. Инфографика темы «Текст» | 6 | ||
27 | Разговорная речь. Анекдот, шутка | 7 | ||
28 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 8 | ||
29 | Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение. | 9 | ||
30 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 10 | ||
31 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 11 | ||
32 | Защита проекта. Создание текстов разных стилей | 12 | ||
33 | Годовая контрольная работа | 13 | ||
34 | Анализ контрольной работы | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...
Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс
Рабочая программа по русскому (родному) языку...
Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса
Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 6 класс
Настоящая программа по русскому родному языку составлена на основе:1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.2. Федерального государственного ст...