Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 9- х классов МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:

  1. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
  2. Примерной  программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
  3. Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  4. Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  5. Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
  6. Учебного пособия «Русский родной язык. 6 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
  7. Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

     Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана  на 8  часов (1 час в неделю в 3 четверти )

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rodnoy_yazyk.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ

Газимуро-Заводская  СОШ

__________ /Уварова Г.Ф./

Приказ №  ___  от _________2021 г.

Рабочая программа

по предмету «Родной язык (русский)»

9 класс

Составители:

Бодагова Дарья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

Головина А.В.

учитель русского языка и литературы

1-ой квалификационной категории,

  Кобылкина Т.Ю. учитель русского языка

и литературы 1-ой квалификационной категории.

Газимурский Завод

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 9- х классов МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:

  1. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
  2. Примерной  программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
  3. Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  4. Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  5. Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
  6. Учебного пособия «Русский родной язык. 6 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
  7. Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

     Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана  на 8  часов (1 час в неделю в 3 четверти )

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Личностные результаты:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условийи требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

 В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

 «Язык и культура»: 

- понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

-понимать и истолковывать значения русских слов с национально культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

-анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;  -понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

-анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

-распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

-правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

- понимать особенности освоения иноязычной лексики;

- комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

-характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;

-целесообразно употреблять иноязычные слова;

- объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

-регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»: 

-понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

-различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

- употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

-опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

-соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов;

-построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

-нализировать и различать типичные речевые ошибки;

- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

-распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

-редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

-анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

-корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

-соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

-понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

-использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

-использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

-использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 «Речь. Речевая деятельность. Текст»

- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

-владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;

-основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);

- использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

-анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

-анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

-понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

- оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

- создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

-анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);  

-владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи 

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

1

Язык и культура

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

1

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

2

Культура речи

Активные процессы в области произношения и ударения

1

Трудные случаи лексической сочетаемости

1

Правила сетевого этикета

1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

1

Публицистический стиль.Проблемный очерк

1

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

1

Итого

8 ч.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

2

Крылатые слова и выражения в русском языке

3

Активные процессы в области произношения и ударения

4

Трудные случаи лексической сочетаемости

5

Правила сетевого этикета

6

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

7

Публицистический стиль.Проблемный очерк

8

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

Примерные темы проектных и исследовательских работ

1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

3. Из этимологии фразеологизмов.

4. Карта «Интересные названия городов моего края/России».

5. Названия денежных единиц в русском языке.

6. Интернет-сленг.

7. Межнациональные различия невербального общения.

8. Анализ типов заголовков в современных СМИ.

9. Сетевой знак @ в разных языках.

10. Язык и юмор.

11. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

12. Подготовка сборника стилизаций.

13. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?

14. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода.

15. «Азбука русского мира»: портрет моего современника.

16. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при

общении в социальных сетях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 класс

Пояснительная запискаНастоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основеПримерной программы основного общего образовани...

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъекта...

Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский) для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский)  для 8-9 классов...