Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский) » для 8-9 класса
рабочая программа (8, 9 класс)
Рабочая программа по новому предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_rodnoy_russkiy_8-9_2019_gotovo.docx | 81.6 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________ Е.Б. Шумик «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Приложение 1 к ООП ООО
Рабочая программа по предмету
«Родной язык (русский) » для 8 класса
Составил(а):
Евдокимова Е.В., учитель русского языка и литературы
Программа: Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
Учебник: «Русский язык. 8 класс: учебник \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 3-е издание, М.: «Дрофа»
Хорошки, 2019 - 2020 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы
Обучающийся научится:
-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов
-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
-эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
-потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования
-готовности к самообразованию и самовоспитанию;
-адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
-эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать пути достижения целей;
-уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться
-построению жизненных планов во временной перспективе;
-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
-работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-основам коммуникативной рефлексии;
-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
-отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
-обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться
-самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения ( по аналогии) и выводы на основе аргументов.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающийся научится:
-выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
-соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Обучающийся получит возможность научиться
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Обучающийся научится:
-выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
создавать презентации на основе цифровых фотографий;
-осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Обучающийся получит возможность научиться
-использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с изучением языка
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
-осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
-создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения.
-использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Обучающийся получит возможность научиться
на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
-выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
-участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
-использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
-осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве ОУ (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
-соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться
-взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
-взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
Обучающийся получит возможность научиться
-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Обучающийся научится:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы;
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
-определять назначение разных видов текстов;
-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
-различать темы и подтемы специального текста;
-выделять главную и избыточную информацию;
-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
Обучающийся получит возможность научиться
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-интерпретировать текст:
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
Обучающийся получит возможность научиться
-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
-откликаться на содержание текста:
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать аргументы и доказательства в подтверждение выдвинутых тезисов.
Обучающийся получит возможность научиться
-находить способы проверки противоречивой информации;
-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты отражают
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
целесообразное употребление иноязычных слов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка
произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; различение стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи
соблюдение основных норм русского речевого этикета
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе)
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» 8 класс
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Информация о количестве учебных часов
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | ||
Р/Р | Проекты | Тестирование | |||
1 | Язык и культура | 3 | 3 | 1 | |
2 | Культура речи | 5 | 3 | 1 | |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 9 | 7 | 4 | 1 |
Итого | 17 | 7 | 10 | 3 |
Годовой график распределения форм текущей и промежуточной аттестации обучающихся
Класс | Текущая | Промежуточная |
8 | КР -1 | КР-1 |
КР- Контрольная работа
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема | Количество часов | Дата по плану | Причина корректировки | Дата по факту |
Язык и культура (3ч.) | |||||
1 | Исконно русская лексика. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | 1 | |||
2 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | 1 | |||
3 | Речевой этикет. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете. Специфика приветствий. Тестирование. | 1 | |||
Культура речи.(5ч.) | |||||
4 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи | 1 | |||
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Практическая работа. | 1 | |||
6 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Практическая работа. | 1 | |||
7 | Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Контрольная работа (текущий контроль) | 1 | |||
8 | Активные процессы в речевом этикете. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Тестирование. Анализ и коррекция контрольной работы. | 1 | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст. (9ч.) | |||||
9 | Р/Р Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Практическая работа. | 1 | |||
10 | Текст как единица языка и речи Р/Р Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Тестирование. | 1 | |||
11 | Р/Р Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Практическая работа. | 1 | |||
12 | Функциональные разновидности языка Р/Р Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | 1 | |||
13 | Р/Р Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.. | 1 | |||
14 | Р/Р Реферат. Слово на защите реферата. | 1 | |||
15 | Р/Р Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. | 1 | |||
16 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
17 | Р/Р Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Анализ-коррекция контрольной работы. | 1 |
Проекты и исследовательские работы.
1.Компьютерный сленг в русском языке.
2. Интернет-сленг
3.Этикетные формы обращения.
4.Как быть вежливым?
5.Межнациональные различия невербального общения.
6.Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
7.Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
8.Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
9.Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
10 Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях»
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Ф.И.О. «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Приложение 1 ООП ООО
Рабочая программа по предмету
«Родной язык (русский) » для 9 класса
Составил(а):
Евдокимова Е.В., учитель русского языка и литературы
Программа: Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
Учебник: «Русский язык. 9 класс: учебник \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 3-е издание, М.: «Дрофа»
Хорошки, 2019 - 2020
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы
Обучающийся научится:
-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов
-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
-эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
-потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования
-готовности к самообразованию и самовоспитанию;
-адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
-эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать пути достижения целей;
-уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться
-построению жизненных планов во временной перспективе;
-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
-работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-основам коммуникативной рефлексии;
-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
-отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
-обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться
-самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения ( по аналогии) и выводы на основе аргументов.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающийся научится:
-выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
-соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Обучающийся получит возможность научиться
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Обучающийся научится:
-выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
создавать презентации на основе цифровых фотографий;
-осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Обучающийся получит возможность научиться
-использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с изучением языка
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
-осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
-создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения.
-использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Обучающийся получит возможность научиться
на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
-выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
-участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
-использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
-осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве ОУ (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
-соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться
-взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
-взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
Обучающийся получит возможность научиться
-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Обучающийся научится:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы;
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
-определять назначение разных видов текстов;
-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
-различать темы и подтемы специального текста;
-выделять главную и избыточную информацию;
-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
Обучающийся получит возможность научиться
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-интерпретировать текст:
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
Обучающийся получит возможность научиться
-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
-откликаться на содержание текста:
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать аргументы и доказательства в подтверждение выдвинутых тезисов.
Обучающийся получит возможность научиться
-находить способы проверки противоречивой информации;
-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты отражают
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка
управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи
соблюдение основных норм русского речевого этикета
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе)
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (тексты рекламных объявлений);
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» 9 класс
Раздел 1. Язык и культура (2ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Информация о количестве учебных часов
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | ||
Р/Р | Проекты | Тестирование | |||
1 | Язык и культура | 2 | 2 | 1 | |
2 | Культура речи | 8 | 3 | 2 | |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 7 | 6 | 4 | |
Итого | 17 | 6 | 9 | 3 |
Годовой график распределения форм текущей и промежуточной аттестации обучающихся
Класс | Текущая | Промежуточная |
9 | КР -1 | КР-1 |
КР- Контрольная работа.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема | Количество часов | Дата по плану | Причина корректировки | Дата по факту |
Язык и культура (2 ч.) | |||||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 | |||
2 | Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов. Тестирование. | 1 | |||
Культура речи (8ч.) | |||||
3 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Практическая работа. | 1 | |||
4 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Практическая работа. | 1 | |||
5 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Практическая работа. | 1 | |||
6 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Практическая работа. | 1 | |||
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Практическая работа. | 1 | |||
8 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Контрольная работа (тематический контроль) | 1 | |||
9 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Тестирование. Анализ и коррекция контрольной работы. | 1 | |||
10 | Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст (7ч.) | |||||
11 | Язык и речь. Виды речевой деятельности Р/Р Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 1 | |||
12 | Текст как единица языка и речи Р/Р Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 | |||
13 | Функциональные разновидности языка Р/Р Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 | |||
14 | Р/Р Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 | |||
15 | Р/Р Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 | |||
16 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
17 | Р/Р Публицистический стиль. Проблемный очерк. Анализ-коррекция итоговой контрольной работы. | 1 |
Проекты и исследовательские работы.
1.Компьютерный сленг в русском языке.
2.Названия денежных единиц в русском языке.
3.Интернет-сленг.
4.Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
5.Сетевой знак @ в разных языках.
6.Слоганы в языке современной рекламы.
7.Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
8.Язык и юмор.
9.Подготовка и разработка личной странички для школьного портала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 8 класс
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания....
Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).
Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык 5- 9 класс
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык 5-9 класс рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов вт год)...
Рабочая программа по предмету "Родной(русский) язык" 5 класс
Рабочая программа по предмету "Родной(русский) язык" 5 класс...
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 класс
Пояснительная запискаНастоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основеПримерной программы основного общего образовани...
Рабочая программа по предмету "Родной (ханты) язык" 5-9 кл.
Рабочая программа по предмету «Родной (хантыйский) язык» разработана в соответствии:1. с Законом Ямало-ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных язык...
Рабочая программа по предмету «Родной (татарский) язык»
Рабочая программа по предмету «Родной (татарский) язык» для 5 -9 классов ориентирована на УМК: Р.З.Хайдарова., Г. М.Ахметзянова....