Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев "Муха"
методическая разработка (6 класс)
Презентация и конспект к уроку литературы в 6 классе по теме "Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев "Муха""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
videourok_dmitriev_muha.docx | 21.9 КБ |
videourok_dmitriev_muha2.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
- Слайд-тема и ФИО
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературы. Тема урока: «Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев. «Муха»»
Нередко нам приходится сталкиваться с тем, что люди хвастаются, присваивают себе наши заслуги. Мы сердимся и обижаемся в таких случаях. Как же в подобной ситуации пристыдить человека, чтобы он задумался и исправил свои недостатки? И тут на помощь приходит басня.
- Слайд КРЫЛ/ВЫР
Почти каждому человеку хорошо знакомо выражение «Видит око, да зуб неймёт» («Лисица и виноград»). Так бывает, когда хочешь чего-то недоступное, недостижимое.
Часто можно услышать в разговоре: «Слона-то я и не приметил». («Любопытный»). Это означает, что человек не заметил чего-то важного или большого.
Сталкиваясь с проблемой, кажущейся нам сложной, но имеющей простое решение, мы восклицаем: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»).
Все эти фразы принадлежат знаменитому баснописцу И.А. Крылову и давно стали афоризмами.
Но что означает выражение: «…Мы пахали!»? Слышали вы его?
Сегодня мы познакомимся с басней И. И. Дмитриева «Муха» и откроем секрет данного крылатого выражения.
- ПОРТРЕТ ДМИТРИЕВА
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Служить Отечеству он начал с юности. Уже в 14 лет Дмитриев вместе с братом отправился в Петербург на службу в лейб-гвардии Семёновский полк. В 17 лет начал сочинять стихи. В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии. Павел I назначает Дмитриева на важные государственные должности. При Александре I он становится министром юстиции (то есть человеком, возглавлявшим систему правосудия в России). По окончании Отечественной войны с французами Дмитриев с 1816 по 1819 годы состоял председателем комиссии для оказания помощи жителям Москвы, пострадавшим от войны. Таким образом, Дмитриев всю свою жизнь был честным и добросовестным человеком, трудившимся во благо Отечества.
Прослушайте басню И.И. Дмитриева «Муха» и подумайте, какие чувства вызывают у вас герои.
- БАСНЯ
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
1805
Не правда ли, трудяга-бык вызывает наше уважение, и даже сочувствие. Глагол «тащился» указывает на усталость быка, и сама медлительная интонация первой строки словно передает тяжелую усталую поступь героя.
А над мухой мы смеемся. Смеемся, услышав ее ответ: «Мы пахали». Что же вызывает нашу улыбку? Она – ничтожное бесполезное существо, бык – могучий терпеливый труженик. Этот контраст делает слово «мы» в устах мухи смешным, нелепым.
Забавно и то, что Муха говорит «поднявши нос». Она хвастается, гордится, приписывая себе заслуги быка.
- Слайд
Комментарий учителя:
Мы с вами рассуждаем о героях басни Дмитриева так, словно это люди. В образе быка воплощены сила и трудолюбие, в образе мухи – хвастовство и зазнайство. В этом секрет басни – она говорит с читателем аллегориями (художественный приём, основой которого является иносказание, т.е. выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Именно благодаря аллегории любой из вас не задумываясь скажет, что воплощением трусости является Заяц, а воплощением коварства и хитрости – Лиса). Так герои басни: животные, предметы или растения – воплощают человеческие пороки: глупость, зазнайство, грубость, жадность, упрямство,
Вы, конечно, заметили, что реплики «Мы сбили! Мы решили!» построены точно так же, как фраза мухи «мы пахали!» Таким образом, в финальной строфе автор указывает на прямое соответствие сценки из мира животных и жизни людей – это мораль басни. Не правда ли в этом повторе звучит не только смех, но и горечь, ведь описанная ситуация слишком типична - хвастуны и зазнайки встречаются нередко. Достаточно сказать о ком-то «мы пахали!» И умному человеку становится ясно, с кем он имеет дело. Благодаря басне Дмитриева «Муха» мы уже третье столетие смеемся над этими людскими пороками и можем пристыдить хвастуна.
- ПОРТРЕТЫ БАСНОПИСЦЕВ (появляются по очереди)
Басни возникли в далекие времена. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Сюжеты его басен живы и теперь.
В XVII в. французский писатель Жан де Лафонте́н заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе.
Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. Сумароков считал, что басня должна быть шутливой. Продолжили его творчество И.И. Дмитриев, И.А. Крылов.
Жанр басни не угас и в наше время, в нем писали такие мастера слова, как Демьян Бедный, Сергей Михалков и другие авторы.
Басня прожила долгую жизнь и осталась актуальной и в наше время.
Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся)
- выучите басню И.И. Дмитриева «Муха» наизусть
- найдите 3-5 крылатых выражений из русских басен и объясните, на какие человеческие пороки они указывают
- пользуясь знаниями, полученными на этом уроке, прочитайте и проанализируйте басню Д. Бедного «Колесо и конь»
«Колесо и конь» Д. Бедный (1916 г.)
В телеге колесо прежалобно скрипело.
"Друг, — выбившись из сил,
Конь с удивлением спросил, —
В чем дело?
Что значит жалоба твоя?
Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!"
Иной с устало-скорбным ликом,
Злым честолюбьем одержим,
Скрипит о подвиге великом,
Хвалясь усердием… чужим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лисица и виноград» «Любопытный» «Ларчик» «…Мы пахали!»
Иван Иванович Дмитриев 1760-1837 гг.
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805
Х вастовство - это излишнее преувеличение своих достоинств, успехов и прочих качеств (иногда мнимых ). З азнайство - это гордость, высокое мнение о себе, сочетающееся с пренебрежением к другим. Аллегория - художественный приём, основой которого является иносказание, т.е. выражение, содержащее иной, скрытый смысл. (По материалам «Словаря литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой ).
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805
Демьян Бедный XX в. « Колесо и конь » В телеге колесо прежалобно скрипело. "Друг, — выбившись из сил, Конь с удивлением спросил, — В чем дело? Что значит жалоба твоя? Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!" Иной с устало-скорбным ликом, Злым честолюбьем одержим, Скрипит о подвиге великом, Хвалясь усердием… чужим . 1916 г .
Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся): выучите басню И.И. Дмитриева «Муха» наизусть; найдите 3-5 крылатых выражений из русских басен и объясните, на какие человеческие пороки они указывают; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся): пользуясь знаниями, полученными на этом уроке, прочитайте и проанализируйте басню Д. Бедного «Колесо и конь » (см. далее)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга « Колесо и конь» Д. Бедный (1916 г.) В телеге колесо прежалобно скрипело. "Друг, — выбившись из сил, Конь с удивлением спросил, — В чем дело? Что значит жалоба твоя? Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!" Иной с устало-скорбным ликом, Злым честолюбьем одержим, Скрипит о подвиге великом, Хвалясь усердием… чужим .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская басня.
Урок литературы в 5 классе. Дмитриев "Муха"....
Интерактивная викторина по страницам русской басни.
Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...
Русская басня
Материал по уроку на тему "Русская басня". Цель урока: акрепить понятия «басня», «мораль», развивать внимание, мышление, восприятие, артистизм, воспитывать интерес к литературе, к учению....
Русская басня
Данная презентация рассказывает об истории русской басни. Ее можно использовать на уроках изучения басенного творчества. Презентация оснащена гиперссылками....
Русская басня. И.И. Дмитриев "Муха". Мораль и аллегоричность произведения. Презентация к уроку литературы в 6 класее.
Презентация к уроку литературы в 6 классе. И.И. Дмитриев "Муха". Цели: -способствовать формированию представления о русской басне как эпическом жанре; -кратко познакомить с историей жанра бас...
Контрольная (проверочная) работа по литературе в 6 классе "Русская басня"
Контрольная работа "Русская басня" с бланком ответов...
Повторение изученного. Русская басня
Маршрутный лист...