Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев "Муха"
методическая разработка (6 класс)

Галкина Анна Владимировна

Презентация и конспект к уроку литературы в 6 классе по теме "Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев "Муха"" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл videourok_dmitriev_muha.docx21.9 КБ
Файл videourok_dmitriev_muha2.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Слайд-тема и ФИО

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературы. Тема урока: «Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев. «Муха»»

Нередко нам приходится сталкиваться с тем, что люди хвастаются, присваивают себе наши заслуги. Мы сердимся и обижаемся в таких случаях. Как же в подобной ситуации пристыдить человека, чтобы он задумался и исправил свои недостатки? И тут на помощь приходит басня.

  1. Слайд КРЫЛ/ВЫР

 Почти каждому человеку хорошо знакомо выражение «Видит око, да зуб неймёт» («Лисица и виноград»). Так бывает, когда хочешь чего-то недоступное, недостижимое.

Часто можно услышать в разговоре: «Слона-то я и не приметил». («Любопытный»). Это означает, что человек не заметил чего-то важного или большого.

Сталкиваясь с проблемой, кажущейся нам сложной, но имеющей простое решение, мы восклицаем: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»).        

Все эти фразы принадлежат знаменитому баснописцу И.А. Крылову и давно стали афоризмами.

Но что означает выражение: «…Мы пахали!»? Слышали вы его?

Сегодня мы познакомимся с басней И. И. Дмитриева «Муха» и откроем секрет данного крылатого выражения.

  1. ПОРТРЕТ ДМИТРИЕВА

  Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Служить Отечеству он начал с юности. Уже в 14 лет Дмитриев вместе с братом отправился в Петербург на службу в лейб-гвардии Семёновский полк.  В 17 лет начал сочинять стихи. В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии. Павел I назначает Дмитриева на важные государственные должности. При Александре I он становится министром юстиции (то есть человеком, возглавлявшим систему правосудия в России). По окончании Отечественной войны с французами Дмитриев с 1816 по 1819 годы состоял председателем комиссии для оказания помощи жителям Москвы, пострадавшим от войны. Таким образом, Дмитриев всю свою жизнь был честным и добросовестным человеком, трудившимся во благо Отечества.

Прослушайте басню И.И. Дмитриева «Муха» и подумайте, какие чувства вызывают у вас герои.

  1. БАСНЯ

Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

                                                             1805

Не правда ли, трудяга-бык вызывает наше уважение, и даже сочувствие. Глагол «тащился» указывает на усталость быка, и сама медлительная интонация первой строки словно передает тяжелую усталую поступь героя.

 А над мухой мы смеемся. Смеемся, услышав ее ответ: «Мы пахали». Что же вызывает нашу улыбку? Она – ничтожное бесполезное существо, бык – могучий терпеливый труженик. Этот контраст делает слово «мы» в устах мухи смешным, нелепым.

Забавно и то, что Муха говорит «поднявши нос». Она хвастается, гордится, приписывая себе заслуги быка.

  1. Слайд  

Комментарий учителя:

Мы с вами рассуждаем о героях басни Дмитриева так, словно это люди. В образе быка воплощены сила и трудолюбие, в образе мухи – хвастовство и зазнайство. В этом секрет басни – она говорит с читателем аллегориями (художественный приём, основой которого является иносказание, т.е. выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Именно благодаря аллегории любой из вас не задумываясь скажет, что воплощением трусости является Заяц, а воплощением коварства и хитрости – Лиса). Так герои басни: животные, предметы или растения –  воплощают человеческие пороки: глупость, зазнайство, грубость, жадность, упрямство,

 Вы, конечно, заметили, что реплики «Мы сбили! Мы решили!» построены точно так же, как фраза мухи  «мы пахали!» Таким образом, в финальной строфе автор указывает на прямое соответствие сценки из мира животных и жизни людей – это мораль басни. Не правда ли в этом повторе звучит не только смех, но и горечь, ведь описанная ситуация слишком типична - хвастуны и зазнайки встречаются нередко. Достаточно сказать о ком-то «мы пахали!» И умному человеку становится ясно, с кем он имеет дело. Благодаря басне Дмитриева «Муха» мы уже третье столетие смеемся над этими людскими пороками и можем пристыдить хвастуна.

 

  1. ПОРТРЕТЫ БАСНОПИСЦЕВ (появляются по очереди)

Басни возникли в далекие времена. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Сюжеты его басен живы и теперь.

В XVII в. французский писатель Жан де Лафонте́н заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе.

Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. Сумароков считал, что басня должна быть шутливой. Продолжили его творчество И.И. Дмитриев, И.А. Крылов.

Жанр басни не угас и в наше время, в нем писали такие мастера слова, как Демьян Бедный, Сергей Михалков и другие авторы.

Басня прожила долгую жизнь и осталась актуальной и в наше время.

Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся)

  • выучите басню И.И. Дмитриева «Муха» наизусть
  • найдите 3-5 крылатых выражений из русских басен и объясните, на какие человеческие пороки они указывают
  • пользуясь знаниями, полученными на этом уроке, прочитайте и проанализируйте басню Д. Бедного «Колесо и конь»

«Колесо и конь» Д. Бедный (1916 г.)

В телеге колесо прежалобно скрипело.

"Друг, — выбившись из сил,

Конь с удивлением спросил, —

В чем дело?

Что значит жалоба твоя?

Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!"

Иной с устало-скорбным ликом,

Злым честолюбьем одержим,

Скрипит о подвиге великом,

Хвалясь усердием… чужим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга ЛИТЕРАТУРА 6 класс Тема урока: «Русские басни о зазнайстве и хвастовстве. И.И. Дмитриев. «Муха »» 2021 Учитель : Анна Владимировна Галкина Фотография учителя (по желанию)

Слайд 2

«Лисица и виноград» «Любопытный» «Ларчик» «…Мы пахали!»

Слайд 3

Иван Иванович Дмитриев 1760-1837 гг.

Слайд 4

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805

Слайд 5

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805

Слайд 6

Х вастовство - это излишнее преувеличение своих достоинств, успехов и прочих качеств (иногда мнимых ). З азнайство - это гордость, высокое мнение о себе, сочетающееся с пренебрежением к другим. Аллегория - художественный приём, основой которого является иносказание, т.е. выражение, содержащее иной, скрытый смысл. (По материалам «Словаря литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой ).

Слайд 7

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» 1805

Слайд 8

Демьян Бедный XX в. « Колесо и конь » В телеге колесо прежалобно скрипело. "Друг, — выбившись из сил, Конь с удивлением спросил, — В чем дело? Что значит жалоба твоя? Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!" Иной с устало-скорбным ликом, Злым честолюбьем одержим, Скрипит о подвиге великом, Хвалясь усердием… чужим . 1916 г .

Слайд 9

Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся): выучите басню И.И. Дмитриева «Муха» наизусть; найдите 3-5 крылатых выражений из русских басен и объясните, на какие человеческие пороки они указывают; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 10

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Задание для самостоятельной работы (одно из заданий по выбору учащихся): пользуясь знаниями, полученными на этом уроке, прочитайте и проанализируйте басню Д. Бедного «Колесо и конь » (см. далее)

Слайд 11

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга « Колесо и конь» Д. Бедный (1916 г.) В телеге колесо прежалобно скрипело. "Друг, — выбившись из сил, Конь с удивлением спросил, — В чем дело? Что значит жалоба твоя? Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!" Иной с устало-скорбным ликом, Злым честолюбьем одержим, Скрипит о подвиге великом, Хвалясь усердием… чужим .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская басня.

Урок литературы в 5 классе. Дмитриев "Муха"....

Интерактивная викторина по страницам русской басни.

Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...

Русская басня

Материал по уроку на тему "Русская басня". Цель урока: акрепить понятия «басня», «мораль», развивать внимание, мышление, восприятие, артистизм, воспитывать интерес к литературе, к учению....

Русская басня

Данная презентация рассказывает об истории русской басни. Ее можно использовать на уроках изучения басенного творчества. Презентация оснащена гиперссылками....

Русская басня. И.И. Дмитриев "Муха". Мораль и аллегоричность произведения. Презентация к уроку литературы в 6 класее.

Презентация к уроку литературы в 6 классе. И.И. Дмитриев "Муха".  Цели: -способствовать формированию представления о русской басне как эпическом жанре; -кратко познакомить с историей жанра бас...

Контрольная (проверочная) работа по литературе в 6 классе "Русская басня"

Контрольная работа "Русская басня" с бланком ответов...